Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Арктическая «Победа» России: как шельф даст нам сотни тысяч квалифицированных рабочих мест

В понедельник 20 октября «Роснефть» совместно с информационно-аналитическим центром «Время Арктики» провела в пресс-центре МИА «Россия сегодня» круглый стол на тему «Арктическая „Победа»» — шаг в энергетическое будущее России». Спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, член Совета директоров компании Артур Чилингаров и другие эксперты обсудили значение открытия Карской нефтеносной провинции и перспективы разработки углеводородов в Арктике.

Арктическая „Победа" России: как шельф даст нам сотни тысяч квалифицированных рабочих мест

«Сделан важнейший шаг в практическом освоении нефтегазовых запасов российского Арктического шельфа, — заявил Чилингаров. — Разведочное бурение в Карском море стало одним из главных событий в мировой нефтегазовой отрасли последнего времени».

Скептики утверждали, что в результате поискового бурения в Карском море будет обнаружен газ, и сомневались в том, что здесь будут найдены достаточные запасы нефти. Однако оценки их оказались неверны. «Роснефть» удачно пробурила первую скважину, чем подтвердила наш прогноз о высоких перспективах именно нефтеносности Южно-Карского региона, — отметил заместитель директора института проблем нефти и газа РАН профессор Василий Богоявленский, — Это очень важно, если учесть, что более 75 процентов жидких углеводородов Россия экспортирует».

«Пока мы говорим лишь об одной скважине, — заявил замдиректора Департамента экологической безопасности «Роснефти», член-корр РАЕН по секции «нефть и газ» Олег Сочнев. — Мы получили информацию, теперь будем с ней работать. Скорее всего, в следующем году проведем доразведку, построим компьютерную модель. Затем будет принято решение об освоении месторождения, и только тогда мы уже сможем сказать — в какие сроки и на какой объем добычи оно выйдет, как будет организована транспортная логистика. Тем не менее, результат работы на Университетской — настоящая победа, которую трудно переоценить. До этого мы и наши западные партнеры работали с гипотетическими, виртуальными запасами, теперь же мы, что называется, руками потрогали залегающую в Карском море нефть».

По словам Сочнева, проект был чрезвычайно сложным. Для его реализации в компании был создан шельфовый блок, который объединил лучшие технические и интеллектуальные ресурсы. Специалисты подготовили буровую установку к работе в экстремальных условиях, с которыми до этого нефтяники не сталкивались. С нуля были созданы система ледовой защиты, система эвакуации и спасения людей, система ликвидации аварийных разливов нефти.

«Многие поколения нефтяников мечтали о том, что бурение в Карском море возобновится, и здесь будут сделаны новые открытия. Мечта эта сбылась: мы подтвердили, что в Карском море есть нефть, и я думаю, это только первый шаг к новым большим открытиям, которые ждут компанию в этом и других районах арктического шельфа», — подчеркнул Сочнев.

В последние три года в Арктике вообще не бурили (хотя до этого бурилось три-четыре скважины в год). Попытки найти нефть на шельфе Гренландии закончились неудачей; месторождения, открытые на шельфе Аляски по объемам ресурсов оказались довольно скромны. Поэтому открытие месторождения «Победа», действительно, стало для нефтяной отрасли поворотным моментом.

Кстати сказать, выбор структуры «Университетская» был многокомонентным, и размеры залежей играли здесь далеко не первую роль. В Карском море сегодня известно около 28 подобных структур, и по объему ресурсов они вполне могут превосходить Университетскую.

«Работы при бурении на структуре Университетская выполнялись в соответствии с самыми высокими международными экологическими стандартами, — отметил Чилингаров. — Я сам там был на платформе и могу это засвидетельствовать. Применялась беспрецедентная ледовая защита и комплекс мер по безопасности операций бурения. Чтобы все это стало возможным, пришлось потрудиться. Была создана специализированная база снабжения в Мурманске, разработана логистическая схема по доставке грузов и персонала на платформу.»

«Все участвовавшие в операции суда были снабжены системами по аварийной ликвидации разливов нефти, была проработана схема аварийной эвакуации персонала. Для мониторинга ледовой обстановки в реальном времени использовались суда «Капитан Хлебников» и «Таймыр». Также мы проводили ледовую разведку во время выполнения буксировочных операций.»

«Всего же для обеспечения бурения использовалось 15 судов, в том числе ледоколы. Благодаря отличной подготовке мы смогли завершить поисковое бурение в установленные сроки. В проекте были задействованы многие иностранные компании, и в первую очередь ExxonMobil. Как вы знаете, в сложившихся условиях наше дальнейшее сотрудничество затруднено. Но партнеры стараются поддерживать отношения с «Роснефтью», чтобы вернуться в проект, как только политические вихри улягутся».

«Чилингаров заявил также, что арктический проект для Роснефти — не только разработка углеводородов, но комплексные научные исследования. «Компания действительно уделяет научным исследованиям большое внимание, — согласился Василий Богоявленский. — О чем говорит сам факт привлечения серьезных ученых. Как вы знаете в Совет директоров «Роснефти» входят Николай Лаверов, Александр Некипелов и вот, теперь вошел Чилингаров».

О каких научных исследованиях идет речь? В первую очередь, о десяти крупных научных экспедициях, организованных «Роснефтью», в ходе которых изучались айсбергообразующие ледники и закономерности арктического климата, проводились геологические, океанологические, метеорологические, биологические и экологические исследования. Об огромном объеме 2 и 3D сейсмических исследований — десятках тысяч квадратных километров. И, конечно же, о восстановлении системы метеонаблюдения в Арктике.

По словам директора Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок Владимира Павлова, полученные научные результаты позволяют создать принципиально новые технологические решения для эффективной, и главное, безопасной добычи нефти на Арктическом шельфе. Специалисты Центра рассматривают варианты концепций нефтепровода и отгрузочного терминала для транспортировки углеводородов юго-западной части Карского моря, а также верхнего строения добычных платформ, предназначенных для освоения Арктики.

Во время заседания участники круглого стола обсудили также развитие инфраструктуры для обеспечения проектов на Арктическом шельфе России и планы «Роснефти» по созданию базы берегового обеспечения в поселке Росляково Мурманской области и нового судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке.

Даже одна скважина на структуре «Университетская» потребовала создания мощной системы судового обеспечения: в Карском море работали спасательные и транспотрные суда, ледоколы, плавучие гостиницы. Можно представить себе, какая развитая инфраструктура понадобится здесь в ближайшие годы, когда число поисковых скважин увеличится, а затем начнется коммерческая добыча арктической нефти.

Эксперты убеждены, что освоение шельфа означает строительство новых портов, морских платформ, атомных и дизельных ледоколов, совершенствование систем навигации и связи на всем протяжении Севморпути. А значит углеводородная арктическая лихорадка позволит реализовать мечту российских стратегов о транспортной артерии, соединяющей Европу и Азию по Северному Ледовитому океану.

Кроме того, в «Роснефти» отмечают, что арктические проекты стимулируют строительство аэропортов, самолетной и вертолетной техники, предназначенной для полярных территорий, производство придонного оборудования, создание линий энергоснабжения в арктических широтах, разработку хладостойких металлов.

По оценкам Компании, освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тысяч высококвалифицированных мест в различных отраслях российской экономики. Это приведет к развитию инноваций и разработке высокотехнологичной продукции. Арктический проект может стать катализатором серьезной эволюции Компании в своего рода инкубатор для развития национальной сервисной индустрии, технологический «хаб», связывающий ТЭК с такими отраслями как электроэнергетика, машиностроение и транспорт.

Конечно, очень важно, чтобы вложения компании в Арктику окупились. На вопрос о стоимости арктической нефти Олег Сочнев ответил следующее: «Это смотря как считать. ДнепроГЭС в свое время обошлась стране в копеечку, и если бы стоимость киловатта высчитывалась с учетом вложенных средств за один год, то энергия была бы бесценной. Но за полвека получается одной из самых дешевых. Срок службы морского месторождения тоже измеряется десятилетиями, а может быть и больше. И если считать за полвека, то себестоимость в любом случае будет рациональной».

Автор: Мария Золотова