Как защитить Россию из космоса

Как защитить Россию из космоса Милитари

Военное ведомство РФ озадачилось развитием средств ядерного нападения в мире. 30 октября замминистра обороны Юрий Борисов, заявил, что это вынуждает Россию активно заниматься развитием системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), и, в частности, его космического и наземного сегментов.

Как защитить Россию из космоса

Появились маневрирующие боевые части баллистических ракет, появились новые средства преодоления ПРО. Все это вынуждает совершенствовать СПРН и, в частности, ее космический сегмент, — отметил он.

Борисов напомнил, что мощными орбитальными группировками располагали Соединенные Штаты и Советский Союз.
Но позднее «наш космический сегмент несколько деградировал», — признал замминистра, добавив, что сегодня Минобороны динамично восстанавливает космический сегмент СПРН.

В самое ближайшее время будут запущены космические аппараты Единой космической информационной системы, — заметил Борисов.

Напомним, в июле 2014 года, когда осложнилась геополитическая обстановка, когда Запад голословно обвинял нашу страну в военной агрессии по отношению к «демократической» Украине и вводил санкции, вдруг выяснилось, что у России могут быть проблемы с реакцией на ядерное ракетное нападение вероятного противника.

В частности, появилась информация (которую никто из представителей Минобороны так и не опроверг) о том, что последний геостационарный спутник СПРН «Око-1» вышел из строя. То есть у России на геостационарной орбите не осталось ни одного спутника, способного засечь старты ракет с территории вероятного противника.

Кроме того, на высокоэллиптической орбите хоть и продолжают выполнять задачи два аппарата (считается, что для полноценной работы необходимы минимум шесть), однако они запущены еще в 2007-2008 годах и работают с серьезными ограничениями – только три часа в сутки.

Правда, в июле появилась другая информация: до конца 2014 года войска воздушно-космической обороны должны запустить на высокоэллиптическую орбиту недавно созданный космический аппарат «Тундра» СПРН, который заменит систему «Око-1» с ее геостационарными спутниками 71Х6 и высокоэллиптическими 73Д6. И именно с этого момента начнется развертывание долгожданной Единой космической системы (ЕКС), одной из функций которой станет раннее предупреждение о ракетном нападении. Но! О запуске спутников СПРН следующего поколения говорят аж с января 2009-го, поэтому запустят ли «Тундру» с космодрома Плесецк в этом году — большой вопрос.

Чтобы было понятно, стоит сказать о важности орбитальной системы предупреждения. В случае массированной атаки нашей страны стратегическим ядерным вооружением, основные носители которого — межконтинентальные баллистические ракеты, российские войска должны гарантированно нанести атакующей стороне неприемлемый урон ответными пусками. И чтобы обеспечивать надежное ядерное сдерживание, нужна система, которая позволит как можно скорее обнаружить старты, чтобы политическое руководство оперативно приняло решение о контратаках.

Без космического сегмента не может быть нормальной системы предупреждения о ракетном нападении, потому что радиолокационные станции наземного эшелона видят ракеты, когда они уже вышли в космос, а нужно — сразу после старта, говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Конечно, надежда на то, что космический сегмент СПРН будет восстановлен, есть, однако когда это произойдет – неизвестно, потому что это зависит от огромного количества факторов. К тому же остаются нерешенными три главных проблемы: первая – это дезаорганизованность, вторая – устаревание оборудования и нехватка производственных мощностей, третья – старение кадров высокой квалификации.

Главный редактор журнала «Арсенал», полковник запаса Виктор Мураховский замечает: у многих в России неверное представление о Единой космической системе.

ЕКС подразумевает создание некой универсальной платформы, на которой будут базироваться большинство космических аппаратов военного и двойного назначения. То есть в ЕКС войдут спутники предупреждения о ракетном нападении, оптико-электронной, радиолокационной и радиотехнической разведки, спутники военной системы связи и другие.

Все это будет объединено единым управлением и единой системой обработки данных. Добавлю, что единая унифицированная платформа обеспечит «сборку» спутников различного назначения, что значительно удешевит стоимость аппаратов из-за унификации модулей.

Развертывание ЕКС заложено в госпрограмму вооружений до 2020 года, но количество и типы спутников в ней – это закрытые данные, но что касается СПРН, то предусмотрена ее модернизация сразу по нескольким направлениям.
Первое – к 2018 году по периметру наших границ будет создано сплошное радиолокационное поле метрового и дециметрового диапазона.

Вы имеете в виду РЛС «Воронеж»?

Да, радиолокационные станции системы предупреждения о ракетном нападении высокой заводской готовности… Так вот, такого сплошного поля не было даже в советское время.

Что касается центров управления и системы обработки данных. Это категория модернизируется, в частности, все это будет включено в Национальный центр управления обороной страны, который с 1 декабря ставится на опытно-боевое дежурство, а с марта 2015 года – вводится в строй, что называется, на «постоянку».

Там командующие видами и родами войск, начальник Генштаба, Минобороны и политическое руководство страны в режиме «онлайн» будут получать обработанные данные, в том числе и от спутникового сегмента СПРН, который позволяет обнаруживать и отслеживать пуски старты не только МБР, но и оперативно-тактических и тактических ракет.

Хотя, в принципе, и наземные РЛС без спутниковых систем достаточно глубоко и далеко «смотрят». Я напомню, что в 2013 году РЛС в Армавире зафиксировала пуск двух баллистических ракет в Средиземном море…

Но если спутниковый сегмент будет восстановлен, то, конечно, это позволит контролировать всю поверхность земного шара и акваторию Мирового океана.

Пока в планах у Минобороны запустить на высокоэллиптическую орбиту только один аппарат «Тундра». Вряд ли этого будет достаточно, чтобы «закрыть» такую территорию…

Конечно, недостаточно. Он, скорее всего, будет выполнять роль опытно-испытательного аппарата для отработки взаимодействия с наземным сегментом системы управления, а также для отработки элементов новой платформы. По идее, нам нужно иметь шесть, а лучше восемь спутников в космическом сегменте СПРН.

«Тундру» пока не запустили, на геостационарной орбите у нас спутников нет, а на высокоэллиптической – три с ограниченным временем действия. Такую ситуацию можно назвать критической?

Нет, как я уже сказал, наземный сегмент СПРН полностью обеспечивает своевременное обнаружение стартов ракет. Станции метрового диапазона «глядят» дальше, но с меньшей точностью, а дециметровые – ближе, но с высокой точностью определяют параметры объекта и его траекторию.

Замминистра обороны напомнил, что космическими сегментами СПРН располагали Соединенные Штаты и Советский Союз. Как у наших партнеров обстоят дела с космическим сегментом?

К сожалению, хорошо. У них есть отдельное агентство, которое занимается космосом, — Национальное управление военно-космической разведки США (УНР) с ежегодным бюджетом – более 10 млрд. долларов. Оно и запускает космические военные аппараты, управляет ими, а затем — в интересах различных военных ведомств анализирует информацию. Причем, если, допустим, разведывательные спутники для слежения за надводными кораблями противника принадлежат ВМС, но запуск и управление ими — осуществляет УНР.

У Штатов развернута достаточно мощная орбитальная группировка, причем они только экспериментальные спутники военного назначения запускают по три-четыре раза в год. И, конечно, на аппаратах стоит мощная «электроника». Что и говорить, знаменитая компания Fairchild Semiconductor ставит такие матрицы на спутники СПРН, разрешающая способность которых даже не сообщается — засекречена, но по оценкам специалистов, аппараты с такой «начинкой» могут обнаруживать пуски зенитных ракет ЗРК «Тор», «Бук» или даже ЗРК «Оса».

Удастся Минобороны РФ оперативно восстановить космический сегмент СПРН?

Перед военным руководством поставлена прямая задача, под нее предусмотрено финансирование в госпрограмме вооружений. Более того, эти сегменты находятся в так называемом президентском списке видов вооружений и военной техники, за исполнением пунктов которого Верховный Главнокомандующий следит лично.

Однако запуск спутников СПРН следующего поколения, по словам наших военачальников, должен был начаться еще в 2009 году…

Ну, когда 20 лет на печи лежишь и ничего не делаешь, потом очень трудно встать и по-богатырски раскидывать врагов по углам

Автор: Антон Мардасов

Stockinfocus.ru