default-logo

Профессионалы лохотрона: «дешевый газ» влетит литовцам в копеечку



Балтийская республика в трансе: власти опять развели народ как последних лохов! После прибытия в Клайпеду плавучего терминала сжиженного природного газа (СПГ) и небывалых торжеств, народ, наблюдающий эту вакханалию по телевизору, схватился за голову: нас обманули и предали.

Профессионалы лохотрона: "дешевый газ" влетит литовцам в копеечку

Все три года, пока строился терминал, власти рисовали сказочную картину, как новостройка снимет зависимость от России и автоматически снизит цену на голубое топливо, поскольку на мировом рынке оно стоит значительно меньше, что уже теперь поставщики выстроились в очередь. А на деле?

На торжества по случаю прибытия терминала СПГ прибыли руководители соседних стран, топ-чиновники из Евросоюза, даже парочка сенаторов из Соединенных Штатов. Один из местных блогеров заметил: слетелись как грифы на падаль. Звенели бокалы с французским шампанским под восторженные тосты за обретение истинной энергонезависимости от ненавистной России в лице чудовищного «Газпрома», гости пророчили освободившейся от имперских пут Литве светлое будущее.

Однако, народ, наблюдающий эту вакханалию по телевизору, схватился за голову: нас обманули и предали (о том, что это не в первый раз, несколько ниже). Все три года, пока строился терминал, рядовому Йонасу власти рисовали сказочную картину, как новостройка снимет зависимость от газового монополиста и автоматически снизит цену на голубое топливо, поскольку на мировом рынке оно стоит значительно меньше, что уже теперь поставщики выстроились в очередь. Что же оказалось на деле?

Масс – медиа публикуют расчеты специалистов: сейчас газпромовская тысяча кубов обходится в 1 тыс. 175 литов (около 400 дол.), сжиженный газ пойдет по цене 1 тыс. 558 литов . Вот эта разница и заставила страну ахнуть, ведь более четверти населения живут за гранью нищеты и вынуждены считать каждый цент, а для промышленников и прежняя цена в тягость.

К примеру, концерн «Ахема», крупнейший в Прибалтике производитель минеральных удобрений, на треть сократил производство, под угрозой остановки нефтезавод «Орлен Летува». Ажиотаж попытался сбить премьер кабинета Альгирдас Буткявичюс, с экрана телевизора он успокоил: для населения рост составит всего… 100 литов на каждую тысячу кубов.



У экспертов этот оптимизм вызывает снисходительную улыбку, поскольку вложенные в проект огромные деньги (важно заметить, что Евросоюз, инициатор движения за энергонезависимость, отказался финансово поддержать Литву, в Брюсселе предлагали более выгодный вариант – единый более мощный СПГ для трех стран Балтии в Риге, но Вильнюс пошел своим путем) необходимо отбить, потому значительный рост тарифов неизбежен.

Как же так, задается вопросом Йонас, все эти годы мы приплачивали на строительство терминала семь центов на каждом кубометре, за что нам обещали едва ли не бесплатное топливо, это что, оказалось блефом?

Вообще вся эта затея с СПГ выглядит большой аферой. Тут не только много темного, но и откровенно расточительного. Прежде всего, проект курировали норвежцы, и они, без всякого сомнения, постарались извлечь из него максимум выгоды.

У специалистов вызывают подозрения условия обретения самого плавучего терминала: первые 10 лет норвеги сдают его в аренду за $70 млн в год, а после 10 лет Литва приобретает право выкупить его в собственность, причем цена сделки остается коммерческой тайной. По такой же таинственной цене заключен контракт с норвежской «Statoil» на поставки газа в течение пяти лет. Даже ученик начальной школы может посчитать, что весь контракт выльется не в $1 млрд, что для такого слабака в промышленном отношении – гигантская сумма.

Мировой опыт четко говорит: трубный газ заметно дешевле сжиженного, именно по этой причине из более чем двадцати СПГ, построенных ранее в Европе, более половины или функционируют частично (для прокрутки, как говорят техники, механизмов), или капитально законсервированы. Так стоило ли вообще огород городить?

Диверсификация источников энергоресурсов – практика в мире принятая и понятная, только важно провести ее грамотно, не в ущерб себе, но для этого необходим интеллектуальный ресурс и «чистые руки», с чем в Литве большой дефицит. В истории же с Клайпедским терминалом четко просматривается выгода Запада в целом и Норвегии в частности.

В условиях растущих проблем в экономике получить такой многомиллиардный заказ (большая часть работ выполнена на земле – это и насосные станции, и газопроводы, оборудование и трубы изготовляются тоже на Западе) – словно выиграть гигантский джекпот в лотерею, неслучайно за этот куш шла острая борьба между ведущими транснациональными компаниями.

На сей раз повезло норвегам, в дураках осталась, как всегда, прибалтийская золушка. Вряд ли власти не понимали всей скрытой правды, ведь тут есть знающие таблицу умножения, основы современного бизнеса, но пошли на этот проигрышный вариант в надежде оторвать хоть кусочек для себя, элементарно рассчитав, что чем крупнее договор, тем больше возможностей для махинаций.

Кстати, в Сейме уже шли разговоры о неких темных схемах, применяемых в процессе сооружения (один из лидеров либералов Эугениюс Гентвилас, например), однако детальный разбор полетов, думается, начнется тогда, когда убыточность проекта встанет в полный рост и начнутся акции протеста. Но Литва находится под внешним управлением, музыку заказывают дирижеры политики отбрасывания и удушения восточного империалиста и оккупанта, боссы из Вашингтона и Брюсселя, а им по большому счету наплевать на заботы рядового труженика.

Кстати, на большие «бабки» Литва попадает уже не в первый раз. Тут можно вспомнить эпопею с закрытием Игналинской атомной электростанции, которая могла бы без проблем давать продукцию еще не одно десятилетие и чей демонтаж превратился в головную боль правительства, и с продажей нефтеперегонного завода в Мажейкяй, проходящей под лозунгом «Не пустим Ивана!» и очутившегося в этом году на грани остановки, и ликвидации промыслового флота из более чем четырехсот судов…В этих и многих других акциях телегу политики ставили впереди лошади экономики, что в большинстве случаев кончается печально.

О неразумности видеть в России только плохое и только об этом писать и говорить в газетах и с экранов телевизоров отмечал на днях и бывший глава внешнеполитического ведомства Литвы, а ныне руководитель представительства Евросоюза в Москве Вигаудас Ушацкас. Ястребы-националы не могли терпеть такую крамолу о своих смертельных врагах и сразу записали посла в агенты Кремля.

А тем временем раскручивается новый скандал с якобы схваченным за руку шпионом, работающим на разведку Белоруссии, а значит – и России. По скупой информации из секретных служб, он фотографировал документы и отправлял их в Минск. Пролил свет на шпионскую историю ответственный представитель фирмы «Oro navigacja», где и трудился рядовым электриком местный Джеймс Бонд, к секретным материалам он отношения не имел.

Сейчас над задержанным «работают», и, похоже, электрик «раскололся» и слил еще одного такого же тайного агента – дворника из соседнего двора. Игорь Швецов в комментарии к новости удивляется: и где они в Литве нашли секреты, достойные внимания российских спецслужб? Вся техническая наука и КБ давно развалены, проблемой стала даже реставрация бронзовых скульптур Зеленого моста в столице.

Еще один пример развода касается работников просвещения. Сотни миллионов долларов выбрасываются на сомнительные проекты, а педагоги объявили предупредительную забастовку, протестуя против низкой зарплаты и условий труда. По их мнению, поддержанному профсоюзным комитетом, уровень оплаты труда до сих пор не достиг предкризисного уровня 2009 года, тогда как интенсивность труда с каждым годом растет.

Сокращая зарплаты пять лет назад, правительство обещало через пару лет вернуть должок. Если власти не пойдут навстречу, педагоги объявят общенациональную забастовку и намерены стоять до конца. В этом плане же можно рассматривать и требование фермеров компенсировать, как было обещано, убытки фермеров от санкций и ответного эмбарго со стороны России.

Иначе, говорится в обращении, под угрозой судьба урожая наступающего года. Министерство сельского хозяйства во всем винит Евросоюз, обещавший помочь крестьянам. Но и там, судя по всему, тоже есть профессионалы лохотрона.

Автор: Валерий Мокрушин


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ