Готов ли Запад договориться с Москвой?

Готов ли Запад договориться с Москвой? Аналитика

Приезд первых лиц американской политики в украинскую столицу проходит в момент, когда активно стала циркулировать информация о том, что Запад готов договариваться с Москвой по стабилизации ситуации на Украине.

Не случайно именно сейчас активизировались антироссийские политики в Восточной Европе, которых возможное соглашение по Украине лишит свободы маневра.

Готов ли Запад договориться с Москвой?

Так, президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что «Украина сегодня борется за мир во всей Европе, за всех нас. Если террористическое государство, которое осуществляет агрессию против своего соседа, не остановить, то агрессия может распространиться по Европе и дальше». Любопытно, станут ли после этих слов в будущем высокопоставленные представители России проводить какие-либо саммиты с литовским руководством.

Некоторые аналитики уверяют, что никаких переговоров администрация Обамы вести не собирается, а наоборот, отправила своих представителей переговорить с украинским президентом об увеличении помощи. Так, речь может пойти о возможности поставок на Украину американского оружия.

Законопроект, разрешающий Белому дому осуществлять такие поставки, уже находится на рассмотрении Конгресса, а заместитель советника по национальной безопасности Украины Тони Блинкен утверждает, что Барак Обама может согласиться и действительно отправить Украине оружие. Учитывая, что за полгода идущей гражданской войны ополченцы уничтожили значительную часть работоспособной украинской техники, эти поставки (а тем более забесплатно) Киеву очень нужны.

В Москве разговоры о возможности поставок восприняли крайне нервно. Представитель российского МИД назвал их «прямым нарушением договоренностей, в том числе достигнутых с участием США» и добавил, что они будут означать принципиальное изменение политики администрации США в отношении конфликта на юго-востоке Украины». И именно поэтому весьма вероятно, что никаких поставок не будет.

Барак Обама вряд ли воспользуется разрешением Конгресса, и просто использует слухи для давления на Москву. В Вашингтоне жалуются, что уже несколько месяцев не могут начать закулисные переговоры с Москвой14 из-за нежелания Кремля идти на контакт. Причем российское руководство не хочет не то, что вести диалог, а даже начинать «диалог о диалоге». Это побуждает американцев думать о том, что Владимир Путин в принципе не готов идти на переговоры по деэскалации ситуации, договариваться о разделе влияния на Украине и хочет взять под свой контроль всю территорию этого буферного государства.

В реальности же у российской стороны несколько иные мотивы. Во-первых, в нынешних отношениях между Москвой и Вашингтоном крайне мало доверия — еще меньше, чем было в Холодную войну. при таких обстоятельствах стороны даже не могут вести тайные переговоры.

Так, на днях министр иностранных дел России Сергей Лавров рассказал, что в личном разговоре госсекретарь США Джон Керри посоветовал ему «не обращать внимания» на слова Обамы, который поставил Россию в один ряд с терроризмом и лихорадкой Эбола, и начать разговор по реальным вопросам, касающимся сотрудничества по Ирану или КНДР. То есть фактически российский министр подставил своего американского визави, который непочтительно высказался о своем прямом начальнике.

Естественно в Госдепе тут же выступили и заявили, что «министр иностранных дел неправильно охарактеризовал личные дипломатические переговоры с секретарем Керри». Однако глава российского МИД не только не опровергнул свои слова, но и заявил, что не считает нарушением этических норм разглашение частных переговоров с Керри.

Естественно, при наличии возможности таких сливов невозможно вести не только тайные, но и сколь бы то ни было реалистичные переговоры. Так, американцы искренне возмущаются, когда даже в закулисных переговорах с ними о деэскалации ситуации российские коллеги напрочь отрицают сам факт присутствия российской техники и солдат на территории Донбасса.

Москву же вполне можно понять — у Кремля нет никакой гарантии того, что эта информация потом не окажется в прессе, как в свое время произошло с разговором Владимира Путина и тогдашнего председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу о «российских танках в Киеве»1.

Во-вторых, Москва в принципе отказывается вести с США тайные переговоры по украинскому вопросу, настаивая именно на публичном формате. По мнению Кремля, согласие США на публичный формат станет своего рода признанием «рукопожатности» российской власти, станет свидетельством ее договороспособности и сделает невозможной ее дальнейшую изоляцию.

Более того, публичные переговоры продемонстрируют всем, и, прежде всего, жителям Украины, что США готовы реально идти на компромисс с Россией, что Вашингтон не находится стопроцентно на стороне украинского руководства.

При этом все разговоры американских политиков о невозможности заключения публичного «мюнхенского сговора» с Москвой о разделе Украины российским руководством отметаются — Кремлю надоело постоянное позиционирование его как «абсолютного зла», как надоело и регулярное публичное исключение из процесса создания новой системы коллективной безопасности в Европе (первым шагом в которой станет как раз заключение соглашения по Украине).

Понятно, что на пути реального переговорного процесса есть ряд препятствий. Это и позиция Киева (который будет его саботировать — чего стоит один только закон Порошенко о блокаде Донбасса), и антироссийские настроения в Конгрессе, и личная неприязнь между руководителями, и сложности с выбором формата (Москву не устроит любой формат, в котором присутствует Россия и Украина, но где нет ополченцев).

Однако эти препятствия не выглядят непреодолимыми в случае наличия политической воли и понимания одного простого факта — Россия и Запад настолько сильно заигрались в украинский покер, что фактически пустили вразнос всю региональную систему стабильности. 

Stockinfocus.ru