default-logo

Шоу должно продолжаться



На Украине прошло первое заседание нового состава парламента. На нем Петр Порошенко озвучил депутатам программу, которая ставит под вопрос сохранение суверенитета государства

Шоу должно продолжаться
Собравшиеся в четверг украинские депутаты избрали нового премьера страны и нового спикера Верховной Рады. Как и ожидалось, главой кабинета министров Украины снова стал Арсений Яценюк. А вот кресло спикера его однопартиец Александр Турчинов был вынужден уступить человеку Петра Порошенко — бывшему мэру Винницы Владимиру Гройсману.

Сам факт этого назначения уже называют важной аппаратной победой президента над премьером. Теперь осталось дождаться оглашения полного списка новых министров, чтобы понять, кто еще из соратников Яценюка сохранил свой пост (как известно, президент претендовал на контроль за силовым блоком и за энергетическим). Самой интересной же частью заседания парламента стало оглашение президентского послания депутатам, в котором Порошенко обозначал для них дальнейший курс развития страны. Фактически эти тезисы можно назвать планом по милитаризации страны, отказу от суверенной политики и ориентации на внешний патронаж.

Так, в тезисах Петр Порошенко пытается позиционировать Россию как не просто ситуативного, а перманентного противника Украины. «Заглядывая наперед: установление мира в Донбассе не будет означать избавление от военной угрозы с востока. К сожалению, эта угроза просматривается на много лет вперед и потребует значительных усилий и колоссальных ресурсов», — говорит украинский президент. Такое конфронтационное позиционирование имеет ряд объяснений.



Так, Петр Порошенко хотел бы сохранить нынешний уровень мобилизации общества против внешней угрозы. Эта мобилизация помогает как-то сглаживать противоречия внутри правящей коалиции, а также списать на «ситуацию военного времени» различного рода управленческие ошибки, которые совершают действующие власти. Кроме того, власти намерены продолжать формировать национальное самосознание у населения вокруг негативного образа России, строить украинскую нацию.

Эксперты уже предупреждали, что подобный путь национального строительства хоть и выглядит как самый простой, но при этом является достаточно опасным, особенно в случае, когда он применяется в мультинациональном и мультикультурном государстве, значительная часть которого исповедует культурные ценности и говорит на языке государства, которое пытаются представить как главную экзистенциальную угрозу. И это уже не говоря об экономических последствиях, когда Украина просто не может отказаться от экономического взаимодействия с Россией. Однако украинские власти мыслят краткосрочными категориями, поэтому долгосрочный вред от подобной политики ими не учитывается.

Здесь могут, правда, присутствовать и другие резоны: признание России в качестве перманентной угрозы может привлечь в Украину определенную категорию иностранных инвесторов. Не секрет, что ряд сил на коллективном Западе берут курс на долгосрочную конфронтацию с Россией (по некоторым признакам, возглавить антироссийский лагерь в Европе намерена лично канцлер Германии Ангела Меркель). И этим странам нужен антироссийский форпост, каковым вполне может стать Украина.

В ответ Петр Порошенко рассчитывает получить из этих стран финансовые дотации, без которых этот форпост просто развалится сам по себе (страна уже растратила значительную часть своих золотовалютных запасов, влезла в серьезные долги и лишилась ряда системных промышленных предприятий, обеспечивающих приток валюты в страну).

При этом Порошенко не просто готов предоставить Украину как плацдарм — он предлагает передать под контроль этих сил ряд рычагов управления страной, фактически отказываясь от элементов украинского суверенитета. Так, президент поддержал высказанную ранее премьером Яценюком идею о назначении иностранных граждан на посты министров (речь тогда шла о ведомстве, занимающимся евроинтеграцией).

«Моя идея в том, чтобы путем изменений в законы предоставить право привлекать на госслужбу иностранцев, включительно аж до членства в правительстве, или расширить перечень лиц, которым президент Украины может предоставлять украинское гражданство, причем в ускоренном режиме», — отметил глава государства. При этом Порошенко пошел дальше, и предложил назначить иностранца на должность главы Антикоррупционного бюро. Это стратегическая должность. Учитывая особенности украинского политического пространства, его тотальную коррумпированность, глава Антикоррупционного бюро фактически будет иметь компромат на любого государственного деятеля страны и вынуждать его совершать определенные поступки в определенных интересах.

В общем, президент уже не скрывает, что он ориентируется исключительно на радикальные западные круги и рассчитывает на их патронаж. Поэтому он может отказываться от ряда предложений-указаний, которые дают ему некоторые европейские министры и даже еврокомиссары. В частности, он категорически отвергает любые предложения о федерализации Украины (которая, как известно, позиционируется в Москве и Брюсселе как некий базис для стабилизации отношений между Россией и ЕС). «Никакой федерализации не будет. Это ответ советчикам и с Востока, и с Запада, — говорит Порошенко. — 100% украинцев сейчас – за единое государство, за единую страну.

Конституционное большинство украинцев видят ее унитарной страной». Также он заявил о намерении отказаться от внеблокового статуса Украины. «Сегодня бесспорным является факт, что провозглашенная в 2010 году внеблоковость Украины не смогла, да и не могла гарантировать безопасность и территориальную целостность нашей страны – от нее надо отказываться», — заявил президент. На первый взгляд кажется, что решение явно нерациональное — страны Европа уже официально, устами своих министров и глав государств дали понять Украине даже в среднесрочной перспективе что не ждут ее ни в ЕС, ни в НАТО. Однако данный тезис обретает смысл, если рассматривать его как демонтаж еще одного ключевого элемента в возможной российско-европейской пакетной сделке — принципа нейтралитета Украины.

Если парламентарии будут придерживаться тезисов, оглашенных главой государства, то их конфликт с Россией действительно станет перманентным. Однако никто не гарантирует, что сторонники жесткой линии в отношении России долго будут сохранять поддержку в европейских властных кабинетах. Европейский бизнес недоволен масштабными экономическими потерями от торговли с Москвой, политологи предупреждают об опасности изоляции России и усиления на нее влияния Китая, а электорат не хочет вновь оказываться под прицелами российских ракет. И если в Европе возобладает точка зрения о необходимости поиска с Россией нового modus vivendi, то нынешнее руководство страны будет рассматриваться как излишне радикальное и неконструктивное.

И его просто принесут в жертву.


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ