Вооруженные силы Украины: оценка потенциала и потерь

Вооруженные силы Украины: оценка потенциала и потерь Милитари

Когда последний раз ВСУ проводили масштабные наступательные операции? Август 2014. После того, как им надавали по зубам под Иловайском запал исчез.

С тех пор ВСУ и карательные отряды непрерывно долбили артиллерией, проводили локальные боестолкновения и позиционные сражения за аэропорт. Но масштабных наступательных операций (инициированных Киевом) не было.

Дебальцево – это необходимость отодвинуть фронт войны в результате перманентных провокаций Киева в отношении мирных жителей Донецка.

Вооруженные силы Украины: оценка потенциала и потерьЕсть ли у Киева теоретическая возможность к полномасштабному наступлению по всем фронтам? С практической точки зрения они провалили не только летнее наступление, но и январскую оборону аэропорта и Дебальцево. С точки зрения качества командования, военных кондиций и морально-волевых качеств — ВСУ проигрывает ВСН, даже не смотря на численное превосходство в военной технике и личном составе.

Заказчик приказал воевать, а не побеждать

Задача заключается в следующем — оценить текущую боеспособность армии Украины.

Украинцы в последнее время стали очень воинственными – то Донбасс в крови утопить хотят, то Крым отжать, а недавно даже особо свидомые решили войну на территорию России перебросить.

Сразу несколько уточнений и комментариев. На цифрах оценить индекс военной силы, конечно же, сложно. На боеспособность армии влияют не только количество техники и боеприпасов, но и:

  • технические характеристики техники,
  • степень подготовки техники к бою,
  • уровень подготовки личного состава,
  • уровень морально-волевой составляющей бойцов,
  • качество стратегического планирования (генштабом, минобороны),
  • качество тактического управления полевыми командирами, офицерами.

Например, нельзя сказать, что армия с 1000 танками гарантировано будет сильнее, чем армия с 200 танками. Какие танки, кто ими управляет, какая военная стратегия и много других составляющих. На войне даже расположение техники и погода имеют значение.

Но, тем не менее, надо с чего то начать. Собственно, что имеем по технике?

Данные, как из открытых источников, так и по военной разведке и исследованиям специализированных агентств (IISS) по отчетам Military Balance.

Данные по состоянию на конец февраля 2014 года (до момента оккупации территории Украины ЦРУшной агентурой, что затрудняет идентификацию и инвентаризацию военной техники).

Информация по тяжелой технике и артиллерии приводится по всем военизированным подразделениям и структурам армии Украины (сухопутные войска, ВМФ, авиадесант) и еще на хранении. В последней колонке –оценочное количество захваченной или уничтоженной украинской техники в ходе вооруженного конфликта с апреля 2014 по февраль 2015.

Кстати, что касается хранения. На Украине только танки находятся на хранении, но существует ошибочное представление многих о том, что танки хранятся в защищенных складах, смазанные и накрытые чехлами.

В действительности, большинство техники находится в неработоспособном виде. Примерно так:

Вооруженные силы Украины: оценка потенциала и потерь

388415

68680733

По различным оценкам свыше 70% тяжелой военной техники (преимущественно танки) в апреле 2014 было в небоевом состоянии. Сейчас лучше, но все равно большая часть техники – ржавый хлам.

Есть еще одна забавная украинская особенность. На Украине долгое время работал военторг. Суть в том, что демилитаризованную технику командиры частей в сговоре с чиновниками из минобороны (естественно за взятку) продавали любителям военной техники (в основном T-55 или T-64).

Раньше было достаточно много объявлений о покупке/продаже танков и прочей тяжелой военной техники. По документам списывали, как «выведенную из строя» или «уничтоженную» или «разрушенную» технику и продавали. Сколько продали оценить сложно. Десятки точно, возможно более сотни.

Ну, а теперь данные по количеству и типу тяжелой техники на вооружении Украины:

881467_original

Примерно треть танков T-64 было ликвидировано или передано ополчению из предельного количества танков T-64. Однако, среди тех, которые на ходу выведено из под Киева свыше половины танков.

Среди тех, которые были непосредственно на вооружении в сухопутных войсках нейтрализовано больше половины. Однако, надо учитывать, что неснижаемый остаток – это около 25-30% от вооружения (т.к. Украине необходимо иметь резерв на случай прорыва обороны и защищать еще западную Украину).

Соответственно, среди устаревших танков на Юго-Восток может быть переброшено в лучшем случае 300-350 танков T-64 (при условии успешной расконсервации складов и при успешном ремонте ржавого хлама). Учитывая, средние темпы нейтрализации укротехники, такого запаса хватит на 100 дней обороны, но точно не хватит на наступление.

Потенциал для дальнейшего наступления

Или использовать более современные T-72 или T-80, но T-72 было в 3 раза меньше, чем T-64, а T-80 только для пропагандистского парада годятся. Для войны их слишком мало у Украины.

С БТР у Украины еще хуже. Ликвидировано или выведено из под подчинения почти две трети. Остался, по сути, неснижаемый остаток. Существующий резерв в наступательных операциях участвовать не может.

С БМП, БМД дела лучше. Однако, БМП почти всегда идут во втором эшелоне атакующих после танков. Учитывая, что танков у Украины осталось немного, то полноценные наступательные операции могут иметь локализованный, а не масштабный характер. БМП без поддержки танков обычно работают после работы артиллерии на ограниченных участках.

Тем самым, из основной ударной бронетехники у Украины остались лишь новые танки, небольшое количество T-64 и БМП. Вероятность масштабного наступления имеется, но шансы на успех минимальны.

Почти треть реактивной артиллерии нейтрализовано. Серьезно нанесли ущерб по системам «Нона», «Мста-с» и «Д-30». Потери для ВСУ нельзя назвать критическими, но ощутимые. Но артиллерии еще много:

881848_original

Нет никакого ущерба для ракетно-зенитных комплексов и противотанковых установок:

882106_original

Здесь пока не отражены системы ПРО. Что касается авиации. К счастью, авиации на Украине нет. Либо ликвидировано в ходе боевых действий, либо самоликвидировалось после десятилетий «забвения».

Совокупное количество Ми-8 по всем военизированным структурам Украины – 69 (14 из которых уничтожены, подбиты):

  • Совокупное количество Ми-24 – 139 (14 уничтожено);
  • Миг 29 – 90 (2 ликвидировано);
  • Су 27 – 36 (1 уничтожен);
  • Су 25 – 36 (32 = 19 уничтожено + 1 захвачен и 12 подбито);
  • Су 24 и Су 24 Е – 59 (2 уничтожено + 1 подбит).

Потери ВСУ со стороны ВСН нанесены серьезные, но не критичные. Для крупномасштабного и успешного наступления по всем фронтам у Киева пока нет ресурсов (слава богу). Что касается личного состава. Год назад в регулярной армии было 130 тыс чел, из которых 65 тыс человек (сухопутные войска).

Полная зрада: Итоги зимней кампании

За все время конфликта погибло или пропало без вести около 25-30 тыс человек (со стороны ВСУ, нацгвардии и прочих карательных батальонов) + десятки тысяч с ранениями. Сколько было мобилизовано за все время сказать сложно. По предварительным оценкам около 100 тыс человек.

В принципе, человеческий ресурс для Киева — единственный восполнимый ресурс, т.к. в ходе мобилизации можно практически бесконечно затаскивать новое мясо. Проблемы — с техникой, мотивацией и командованием. .

Шансы на попытки наступления (со стороны ВСУ) оцениваю как высокие, но шансы на военных успех низки.

Бойцы слабо подготовлены, деморализованы, военное командование весьма некомпетентно и состоит из предетелей и трусов почти целиком и полностью, техники с каждым месяцем все меньше. В принципе, Киев можно взять измором. Еще год войны в таком режиме и от танков ВСУ почти ничего не останется.

Автор: Павел Рябов

Stockinfocus.ru