Экономика войны

Экономика войны Мнения

Сколько тратят на экипировку и где приобретают амуницию добровольцы Донбасса.

Многие добровольцы воюют на Донбассе за собственный счет. Что-то покупают в России перед отправкой на юго-восток Украины. Оружие, гранаты и спецсредства находят уже на месте, где, как это всегда бывает в зоне боевых действий, расцвел контрабандный «черный» рынок, с которым сегодня пытаются бороться власти Новороссии.

Корреспондент РП разбирался, во сколько обходится война рядовому добровольцу из России.

Гражданка Германии Маргарита Зайдлер, приехавшая воевать на стороне народных ополченцев Донецка. Фото: Зуба Джавахадзе
Гражданка Германии Маргарита Зайдлер, приехавшая воевать на стороне народных ополченцев Донецка. Фото: Зуба Джавахадзе

Первый автомат

Ополченец по имени Николай свой первый «Калашников» добыл в бою. До этого три недели ходил на задания с одним лишь ножом.

– А как в Великую Отечественную под танки кидались? Подъем патриотизма был очень мощный. На этой волне и шел в бой, — объясняет Николай, добавляя, что так начинают многие новобранцы, еще не разжившиеся оружием.

Потом Николаю повезло. В составе группы доброволец участвовал в захвате украинского блокпоста, и один из «Калашниковых», принадлежащих украинскому солдату стал его боевым трофеем.

В мирной жизни Николай живет и работает в Москве, где владеет небольшим бизнесом, связанным со строительством. Этот бизнес до недавних пор и поддерживал военные начинания ополченца.

Злорадное ожиданиеЗлорадное ожидание

Первым делом перед отправкой на Донбасс Николай купил автомобиль — старенькую «Ладу» с московскими номерами. По его словам, на фронте он оказался одним из немногих, кто в свободное от боев время ездил на собственной, «не трофейной» машине.

Купив машину, Николай отправился в обычный московский магазин с военной амуницией и приобрел самую простую форму — несколько комплектов, отечественные берцы, разгрузку и кое-что еще, по мелочи. Вместе с «Ладой» на все ушло около 100 тыс. рублей по старым ценам, до падения курса рубля.

Потеряв на войне деньги, похудев на 15 кг после пневмонии, перенесенной в ходе тяжелых боев под Дебальцево, Николай вернулся домой. Он собирается вновь уехать на Донбасс, как только там возобновятся боевые действия. А в том, что они возобновятся в ближайшем будущем, сомнений у Николая нет.

На этот раз оплачивать грядущие «военные» расходы ему нечем. Пока Николай был в ополчении, случился кризис, и его бизнес, прежде приносивший доход, серьезно пострадал. Но во многих отрядах уже налажено снабжение с «большой земли», поэтому без амуниции ополченец, как надеется сам, не окажется.

Николаю, обладателю российского паспорта, не нравится, когда его называют наемником.

– Наемник? — он раскрывает паспорт и протягивает мне. В графе «Место рождения» написано — город Донецк, Украинская ССР.

Народный ополченец у здания Донецкой областной администрации. Фото: Зураб Джавахадзе
Народный ополченец у здания Донецкой областной администрации. Фото: Зураб Джавахадзе

След Моторолы

Глеб Корнилов в прошлом музыкант, сейчас возглавляет фонд помощи Донбассу. В числе прочей гуманитарной помощи фонд занимается отправкой экипировки ополченцам.

– Только амуниции, — уточняет Глеб. — Принципиальная позиция фонда — не отправлять на фронт ничего, что может отнять жизнь.

Однако, несмотря на подчеркнуто небоевой характер помощи, сотрудники фонда сильно рискуют, развозя груз в прифронтовых районах. Пока готовился этот материал, гуманитарный конвой фонда попал под обстрел. Один член гумконвоя был убит, шесть человек были взяты в плен, среди них есть раненый.

Глава ДНР Александр Захарченко: Я полковник, жена - генералГлава ДНР Александр Захарченко: Я полковник, жена — генерал

Как сообщил на своей страничке Глеб Корнилов, по невыясненным причинам колонна ушла с намеченного маршрута и вышла на позиции украинских силовиков. А в ноябре прошлого года Глеб и сам был ранен возле аэропорта. Он был в бронежилете, но одна пуля из нескольких все же прошла между пластин и угодила в живот.

Сегодня фонд оказывает помощь боевым подразделениям «Призраки» Алексея Мозгового, «Спарта» комбата Моторолы и «Сомали» комбата Гиви.

С передовой Моторола передает Глебу Корнилову свои пожелания по обмундированию. Так, с  подачи комбата модель бронежилета, которую фонд покупал для ополченцев, была модифицирована. Стандартная модель неудобна для передвижения, нужно сменить часть пластин на чешуйчатую броню, сообщил Моторола. Новую партию «броников» доработали под нужды бойцов. Ранение Глеба, как он сам говорит, тоже помогло улучшить модель.

Корнилов говорит, что создал свой фонд помощи в пику мошенникам, которые наживаются на войне.

– Помню, я хотел отправить немного денег на нужды ополчения. Зашел в интернет, посмотрел несколько страниц и понял, что это все обман. На одном сайте написали, что за месяц собрали 1 млн рублей. А я подумал: ну, как можно со всей России собрать жалкий миллион?! Не поверил и решил заняться помощью сам.

За полгода существования фонду удалось собрать 67 млн рублей. На Донбасс отбыл уже 32-й конвой. Корнилов старается сделать работу максимально прозрачной: все отчеты доступны на сайте, любой человек может зайти и посмотреть, на что тратятся средства.

– Чаще всего приходят переводы на тысячу рублей, но иногда и больше, – рассказывает он. — Например, некий Михаил из Южно-Сахалинска перевел сразу 8 млн рублей.

Александр Жучковский, доброволец из Санкт-Петербурга, занимается негуманитарной помощью ополчению почти с самого начала конфликта на Донбассе. Сначала Александр сам приехал воевать, но, когда увидел, в чем воюют ополченцы, решил исправить ситуацию.

Как и Глеб Корнилов,  Жучковский собирает средства через интернет. По его словам, количество денег, которое переводят граждане, напрямую зависит от того, ведутся активные боевые действия или нет. Рекорды по сбору средств были побиты летом, второй пик активности пришелся на конец января — начало февраля, между двумя перемириями.

Основная помощь идет от обычных людей, по словам Жучковского, это видно по переводам.

– Иногда переводят даже 10 рублей, но и из этих небольших переводов в итоге складываются внушительные суммы. Был период, когда в месяц выходит около 10–15 млн. Часто 100–200 рублей от многих куда важнее, чем 100 тыс. от одного человека, — рассказывает он.

США устроит даже Западная Украина – главное, чтобы была антирусскойСША устроит даже Западная Украина – главное, чтобы была антирусской

Жучковский и Корнилов далеко не единственные, кто собирает средства в интернете для помощи ополчению. Многие предприимчивые граждане организовывают сайты, где копируют дизайн известных фондов или вешают логотипы знаменитых подразделений вроде той же «Спарты», только реквизиты указывают совсем другие.

Самый надежный способ не обмануться — пересылать деньги по возможности тем, кого знаешь и где есть максимально подробная отчетность, советует Глеб Корнилов.

Другая проблема — собранный груз может не дойти до подразделения и окажется на городском рынке где-нибудь в Донецке или Луганске. Для этого всю амуницию, отправляемую на Донбасс, маркируют специальными несмываемыми метками. Пока что, по словам Корнилова, на рынках снаряжение, собранное его фондом, никто не видел, возможно, как раз благодаря таким меткам.

Комплект магазинов для автомата Калашникова. Фото: Елена Горбачева
Комплект магазинов для автомата Калашникова. Фото: Елена Горбачева

Амуниция VIP

Олег — молодой человек, больше похожий на абитуриента технического вуза. Собирает средства через личные контакты, обращается к друзьям, ищет бизнесменов, которые могли бы помочь, собранные деньги тратит на снаряжение и везет на Донбасс.

Мы познакомились в одну из таких поездок. Олег привез для одного из подразделений несколько прицелов и тактические снайперские рукоятки. «Любой человек может купить эти товары в магазине. Просто это очень дорогие товары», — рассказывает он.

Основные потребности ополченцев в амуниции не меняются, говорят координаторы, занятые сбором средств. Одежда и ботинки быстро изнашиваются, скоро вновь возникнет нужда в летней форме. Обмундирование покупают самое простое, российского производства. Как говорят сами ополченцы, в НАТОвской форме любят щеголять разве что страйкболисты, а для боевых условий российская амуниция по качеству подходит вполне.

Решится ли Киев ударить 9 Мая?Решится ли Киев ударить 9 Мая?

Покупают обычную «Флору» и «Цифру», в зимнее время популярен утепленный вариант комплекта «Горка».  Самая дорогая вещь, которая была отправлена на Донбасс на средства, собранные с миру по нитке, — БТР: читатели интернет-ресурса «Спутник и Погром» собрали денег на машину, которая впоследствии принимала участие в боях.

Самое дорогое из того, что отправляют в ДНР и ЛНР фонды, — тепловизоры и летающие аппараты-беспилотники. «Продвинутый» беспилотник, который используют в военных целях для сбора информации, может стоить до 400 тысяч рублей. По словам Александра Жучковского, таких аппаратов нужны десятки. Пока Жучковскому удалось собрать средства только на два таких аппарата, и оба до сих пор в строю. В планах еще четыре беспилотника.

Четыре летательных аппарата и 30 тепловизоров (стоимость каждого — около 180 тысяч рублей) отправил на Донбасс фонд Глеба Корнилова. По словам Корнилова, первый же беспилотник, который улетел собирать информацию, потерялся в тот же день.

– Нет смысла вкладывать деньги в то, что так легко сбить. Лучше собрать на эти деньги амуницию, которая точно поможет многим, — заключает глава фонда.

Неопределенность

Прошлым летом автомат Калашникова на «черном» рынке Донбасса стоил от 300 до 2000 долларов в зависимости от модели и боекомплекта. Автоматов в продаже было много.

Сегодня власти Новоросии объявили «черному рынку» борьбу. Нелегальный оборот оружия, в котором, по сведениям местных властей, заняты как местные жители, так и некоторые ополченцы, уменьшился.

– Многие бойцы находятся в подвешенном состоянии – у них нет работы, нет источника дохода, нет средств даже на самые простые радости жизни, — объясняет участие отдельных ополченцев в нелегальных сделках по продаже оружия один из координаторов по сбору помощи региону. — В условиях, когда конфликт принял затяжной характер и никто не знает, когда это все закончится, неопределенность — главный деморализующий фактор.

  • Минимальная экипировка бойца стоит около 65000 руб.
  • Самое востребованное дополнительное снаряжение:
  • Бронежилет 5-го класса защиты — от 23 000 руб.
  • Очки тактические — от 500 руб.
  • Перчатки — от 500 руб.
  • Нож — от 500 руб.
  • Рация — от 200 руб.
  • Ракетница — от 300 руб.
  • Индивидуальная аптечка — от 1000 руб.
  • Общая стоимость стандартной  экипировки может превышать 100 000 руб.

cena_3_600

Автор: Елена Горбачева

Stockinfocus.ru