default-logo
  • Страны Балтии:

Страны Балтии: «экономика русофобии» на грани кризиса



Начнем с хроники. Эстония: под истерику о российской угрозе проходят учения под символическим названием «Еж», в котором участвует невиданное до сей поры количество живой силы и боевой техники — около 13 тыс. американских и прочих натовских рейнджеров, десятки танков, бронетранспортеров, вертолетов и прочей боевой техники.

Литва: по данным Евростата, ВВП в первом квартале в республике, возглавляемой воинствующей Далей Грибаускайте, сократился на 1,5% по сравнению с предыдущим аналогом минувшего года.

Латвия: стране надо думать о повышении налогов для пополнения бюджета, считает советник по экономике местного представительства ЕС Мартиньш Земитис.

Эстония: первый квартал Tallink, крупнейший оператор круизных лайнеров, закончил с убытком в 13 млн евро.

Урок для Латвии: что получила Литва от саммита «Восточного партнерства»?Урок для Латвии: что получила Литва от саммита «Восточного партнерства»?

Литва: «Если положение ухудшится, нечем будет компенсировать сокращенные ранее пенсии», — заявил глава правительства Альгирдас Буткявичюс.

Эстония: агентство TNS Emor по заказу информагентства BNS провело замер общественного мнения, итоги сенсационные — впереди Центристская партия с 26%, партия реформ, лидер правящей коалиции и держатель важнейших министерских портфелей, откатилась на второе место, уступая аж 7 пунктов, другие коалиционные партии также сильно сдали позиции.

Литва: Порошенко пригласил в совет по реформам Андрюса Кубилюса, обладателя почетного звания «Антинародный премьер», присужденного литовцами за урезание пенсий и прочей социалки. Хорошая собирается компания: Саакашвили, на которого на родине заведено не одно уголовное дело, больной на всю голову американский сенатор Джон Маккейн, Кубилюс, с последствиями реформ которого страна не может справиться до сих пор…

Литва: военные комиссариаты призывают более 30 тыс. новобранцев, причем мобилизации подлежат даже находящиеся в эмиграции…

Калейдоскоп новостей весьма пестрый и никак не связан между собой, подумается иному читателю. Но это только на первый взгляд, на деле же все не только связано друг с другом, но и находится в причинно-следственных отношениях.

В бюджете Эстонии объявилась дыра в 100 с лишним миллионов евро, правительство лидера партии реформ Таави Рыйваса не нашло ничего лучшего, как взвалить дополнительную ношу на электорат – повысить акцизы, налоги, штрафы.

Страдает прежде всего народ, который еще пару месяцев назад на парламентских выборах оказал реформистам доверие. Морские порты и железная дорога сократили переработку грузов почти на четверть – сотни человек потеряли источник существования.



А пушки вместо масла – разве в восторге эстоноземельцы от такой перспективы? Аналитики полагают, что избиратели теперь жалеют о том, что ставили на националов, поверили красивым сказкам о верном пути к благополучию и страшилкам о «злобном сибирском медведе».

Вымирание, как цена национальной независимости ПрибалтикиВымирание, как цена национальной независимости Прибалтики

Не все благополучно и в Латвии, где транспортный комплекс также бьется в кризисе. Если Рижский порт нашел общий язык с россиянами (здесь действует общий высокопроизводительный терминал) и держит планку, то вот когда-то в советские времена крупнейший на Балтике Вентспилсский порт снизил грузооборот на 15%.

Морские порты для Латвии – главный кошелек страны, каждая тонна доставленного желдорогой и переваленного докерами груза дает около 100 долларов дохода, работу многим тысячам человек.

Когда четверть века назад «независимые» балтийские сестры прогнозировали свое будущее, они позиционировали себя как мост между Западом и Востоком, на этом и рассчитывали строить свое благополучие. И не без основания. Суммарный грузопоток портов этих стран по прошлому году подошел к отметке в 150 млн т, и львиная доля — это грузы с востока, прежде всего российские.

Лет пять назад правительством была поставлена задача не отдавать огромные деньги чужому дяде, сейчас, когда эти милые сестрички сошли с катушек в демонизации главного экономического партнера и его руководителей (на днях в центре Риги, например, был публично распят на кресте манекен Путина), это видится вдвойне актуальным.

Действительно, построить новые порты, оснастить современным оборудованием – задача архисложная, за год-другой ее не решишь, уже сейчас многое сделано и делается по обустройству терминалов в Ленинградской области, через которые уже проходят сотни миллионов тонн.

И, думается, можно понять отдельных предпринимателей, которые все еще направляют свой экспорт на причалы прибалтийских стран, объясняя это тем, что российские пока не имеют свободных мощностей. Однако сдается, что для других экспортеров это не более чем сознательная политика, которой непросто найти разумное объяснение.

Как, например, объяснить, что в Риге, эстонском Силламяэ, литовской Клайпеде действуют терминалы, частично или полностью принадлежащие России и Белоруссии? Логично задаться вопросом: разве нельзя было устроить их в стремительно развивающихся Усть-Луге, Высоцке или Приморске?

Почему умирает ПрибалтикаПочему умирает Прибалтика

Ответ на этот вопрос требует специального расследования, пока же можно сказать, что в этом вина и российской стороны, если конкретно – регулирующих органов. Грузоперевалка Калининградского порта за год сократилась почти наполовину, только грузооборот «Балтийской нефтеперевалочной компании» упал на 86% – нет грузов?

Да нет, отправители наращивают поток, только вместо российского порта он попадает в литовскую Клайпеду. Да, литовцы умело играют на меняющемся курсе валют, но больше всего гибко регулируют тарифную политику на железной дороге, в результате которой – внимание! – путь до Клайпеды обходится заметно дешевле, хотя он ничуть не короче.

Не первый год калининградцы жалуются на несправедливые тарифы (300-километровый литовский «хвост», по большому счету, виляет многотысячекилометровой российской «собакой») и призывают железную дорогу и надзорные органы навести порядок.

Однако положение только ухудшается, до самых западных российских пристаней не доходят миллионы тонн нефти и продуктов ее переработки, удобрений, угля… Как следствие, безработица в этом году в анклаве выросла на 13%.

Такого же серьезного внимания требует и автоперевозки. Трейлерами идут в Европу и оттуда миллионы тонн и тоже преимущественно российских и для России. Как ни странно, в этом весьма доходном бизнесе доля россиян невелика, тут преобладают литовские фирмы, вслед за ними идут латвийские и эстонские.

Приходилось знакомиться с организацией этого дела в германском порту Киль, куда фуры прибывают на огромном пароме из Клайпеды и где литовские дальнобойщики меняются экипажами, отстаиваются после рейса, ремонтируются, получают проездные документы.

О размахе этой деятельности говорит хотя бы то, что только рефрижераторов в Литве около 30 тыс., потому понятно, как они воюют за рынок. Санкции поставили на прикол тысячи большегрузов, многие владельцы оказались в трудном положении, но правильно подмечено — голь на выдумку хитра.

Россия должна окончательно забыть о существовании ПрибалтикиРоссия должна окончательно забыть о существовании Прибалтики

Сейчас эти фирмы открывают предприятия в России и Белоруссии и уже под чужими флагами осваивают просторы Евразийского сообщества. Почему же россияне спят, давая зеленый свет бизнесменам страны, потерявшей всякий стыд в обливании соседки грязью?

В этом смысле примечателен случай, рассказанный Ремигиюсом Балтрушайтисом, генеральным директором вильнюсской фирмы Axis Industries, работающей над поиском инженерных решений в коммунальном хозяйстве. У них крупное предприятие, только инженеров более пятисот, и почти все они работали в России.

Руководитель в трансе: «Мы вынуждены сворачивать там свою базу, поскольку заказчики, узнав, что мы из Литвы, не хотят с нами иметь дело. Огромный и чрезвычайно выгодный восточный рынок потерян, и еще большой вопрос, сможем ли вернуться».

Автор: Валерий Мокрушин





Загрузка...