Кому от санкций жить хорошо

Кому от санкций жить хорошо Аналитика

Санкции — инструмент обоюдоострый, это мы уже знаем. Но на этом дуализм санкций не заканчивается. Санкции обладают еще одним важным эффектом — некоторым предприятиям и целым отраслям экономики они вредят, а другим — наоборот, открывают новые перспективы, возможности и горизонты. Образно говоря, помогают строить и жить.

Получается, что санкции — штука не только вредная, но и полезная. Одним санкции закрывают кислород, а другим — наоборот. Но если с вредной частью санкций мы более-менее знакомы и некоторые даже успели прочувствовать их на себе, то с полезной частью до последнего времени была загадка и туман.

То есть мы давно предполагали, что кто-то он санкций обязательно должен выиграть, но не очень знали, кто.

Кому от санкций жить хорошо
Развеять туман сомнений и ответить на актуальные вопросы современности решил министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью Ведомостям.

Интервью объемное и в нем довольно много общих слов, поэтому процитирую и перескажу самые важные с моей точки зрения места:

«Ранее наши нефтегазовые компании формировали достаточно большой объем на зарубежных верфях. И только сейчас стали более активно размещать заказы в России».

«Балтийский завод, завод в Выборге, Красное Сормово, Янтарь, Северная верфь, Звезда».

«В этом году мы переориентировали госпрограмму судостроения под задачи производства судового оборудования, огромное количество которого мы закупаем за рубежом.»

Короче говоря, намечается рост заказов у российских судостроителей. Вообще, ситуация, когда российские компании вплоть до Газпрома и Роснефти размещали заказы на зарубежных верфях, много лет уже вызывала сплошные вопросы. Наверное, возвращать эти заказы в Россию следовало еще лет десять назад, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

И здесь Денис Мантуров делает важную оговорку:

«Теперь важно не упустить открывшиеся возможности — успеть создать новые производства, продукты, сформировать задел на будущее по сохранению конкурентоспособности».

Это значит, что надо торопиться, пока санкции не перестали действовать и заказы судостроителям снова не убежали за рубеж. Но я думаю, что тут особенно волноваться не стоит. Санкции — это не на один год.

Что еще интересного в интервью?

По сообщению Мантурова, в Челябинске совместно с итальянцами создается производство магистральных насосов по перекачке нефти.

Ну наконец-то. Добычу и транспортировку нефти давно уже пора обеспечивать собственным оборудованием.

Кстати, заявлено, что выпускать будут не только железо, но и программное обеспечение для нефтегазового сектора.

В общем, максимальное обеспечение нефтегазовой отрасли собственным оборудованием и инструментарием — от насосов и программного обеспечения до танкеров и буровых платформ. Логично. Понятно. Что еще?

«По автобусам у нас за первое полугодие рост: по продажам — 12,5%, по производству — 3,7%».

«Находясь под санкциями, мы уже увеличили экспорт по автомобилям на 20-30%».

«Программа обновления парка, программа льготного лизинга и программа льготного автокредитования — ключевые элементы системы стимулирования спроса, реализуемой Минпромторгом».

Автопром. Логично. Что еще? Еще Мантуров отметил, что предприятия «Ростеха» также будут активно наращивать объем производства в области машиностроения. Прозвучала фраза про сельхозоборудование. Было сказано про поддержку предприятий «Мечела».

Если суммировать все, что перечислил Денис Мантуров, картина примерно такова:

  • Судостроение;
  • Нефтегазовое оборудование;
  • Машиностроение;
  • Металлургия;
  • Автопром.

Конкретных цифр не очень много, но направления понятны. Еще из интересного:

«Режим промышленной сборки в автопроме показал свою эффективность, что заставило пойти по пути расширения перечня отраслей.»

Это значит, что скоро в России будут не только автомобили из машинокомплектов собирать, но и еще что-нибудь интересное. Осталось только понять, что.

«Мы должны создавать такую продукцию, которая закроет и потребность внутреннего рынка и откроет нам рынки внешние.»

«В нашей стране должна формироваться добавленная стоимость произведенной продукции.»

Это, конечно, общие слова, но слова правильные. В целом, общих слов в интервью довольно много — про инвестиционный климат, поддержку, компетенции и прочее-прочее. Хотелось бы больше конкретики, но надеюсь, что ее мы узнаем в следующих интервью.

А теперь, самое интересное, что я приберег на десерт:

«Любые санкции — это плохо, но они дали российским производителям дополнительные возможности, их нельзя упустить.»

То есть санкции — это плохо, но упускать их нельзя! В принципе, я с этого и начал — дуализм санкций.

Могу еще так сказать, перефразируя классиков: нам не следует ждать милости от противника, переработать их санкции себе на пользу — вот наша задача!

И еще одну мудрость можно вспомнить: все есть лекарство и все есть яд, то и другое определяет доза. А в случае с санкциями — точка приложения сил.

Да, так и получается. Не только вредно, но и полезно. Смотря каким концом и к какому месту приложить.

Будем надеяться, что наш Минпромторг сможет найти правильное приложение санкций и заявленное министром в интервью не останется декларацией намерений, а обернется реальным делом.

Автор: Александр Русин

Stockinfocus.ru