Мировую экономику спасет налог на газировку?

Мировую экономику спасет налог на газировку? Аналитика

По всему миру правительства и производители прохладительных напитков ведут борьбу из-за налога на газировку с высоким содержанием сахара. Венгрия первой ввела его в 2011 г.

В 2012 г. французские власти установили налог (0,075 евро на литр) на все напитки с добавлением сахара или его искусственным заменителем. В прошлом году то же самое сделало мексиканское правительство: 1 песо ($0,06) на литр сладкой газировки. Похожие налоги в 2015 г. ввели Чили, Доминикана, Барбадос и отдельные города США.

Мировую экономику спасет налог на газировку?
Индустрия прохладительных напитков также одержала ряд побед в этой борьбе, добившись отказа от введения налога на сахар в нескольких американских штатах и отмены предложенного в прошлом году правительством Словении 10%-го налога на сладкую газировку. В 2013 г. Дания отозвала свой проект налогообложения сладких напитков и передумала вводить более широкий налог на сахар.

Правительства поддерживают подобный налог, надеясь, что он поможет уменьшить количество людей, страдающих ожирением и диабетом (на лечение этих болезней приходится тратить огромные бюджетные средства). Так, например, в Мексике, занимающей четвертое место в мире по объему выпиваемой ежегодно газировки, 70% взрослых граждан и 34% детей в возрасте от 5 до 11 лет имеют лишний вес. Острой стала проблема и с диабетом: 12% мексиканцев страдают этим тяжелым заболеванием.

В ответ представители индустрии прохладительных напитков заявляют, что власти не имеют право решать за людей, что они должны есть и пить. С их точки зрения совершенно несправедливо винить сахаросодержащие напитки за то, что население планеты ведет малоподвижный образ жизни и употребляет слишком много пищи, отмечает британский журнал The Economist.

Имеет ли налог на сладкие напитки какой-то реальный эффект на потребителя? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет.
[quote align=»left»]

Хроники обрушения западного миропорядкаХроники обрушения западного миропорядка

[/quote]
Некоторые эксперты опасаются, что ритейлеры предпочитают брать налог на себя, не перекладывая его на плечи покупателей, что нивелирует посылаемый правительством сигнал. Другие боятся, что более высокие цены не ведут к кардинальному изменению поведения, а просто увеличивают расходы, особенно у бедной части населения. Однако у этих опасений также мало подтверждений.

В реальности более высокие цены снижают спрос на газированные напитки. Так, например, FEMSA, мексиканская сеть заводов по разливу Coca-Cola, объясняет падение продаж в 2014 г. повышением цен после введенного налога. Ежемесячный мониторинг зафиксировал, что снижение оборота по продажам сладкой газировки в 2014 г. составил 1,9%, хотя в предыдущие три года наблюдался ежегодный рост на 3,2%.

Кроме того, согласно данным исследования Бэрри Попкина из Университета штата Северная Каролина налог больше всего повлиял на малообеспеченные домохозяйства Мексики, сократив их потребление сахаросодержащих напитков на 17%. Дело в том, что торговые компании после введения налога подняли цены на сладкую газировку на 30%, что намного больше, чем сам налог.

197853.640xp

Таким образом, наибольшую выгоду для своего здоровья получают бедные граждане. Это особенно важно в связи с тем, что именно эта часть населения чаще всего имеет лишний вес и страдает диабетом (у многих из них ограниченный доступ к медицинскими услугам).

Между тем, исследования также указывают на то, что трудно сделать налог на сладкие напитки эффективным, когда потребители могут купить такую же газировку где-то еще. Ритейлеры в городе Беркли (штат Калифорния) подняли цены на сахаросодержащие напитки лишь на половину суммы городского налога, говорится в исследовании Корнельского университета, скорее всего, из-за боязни, что покупатели поедут в соседние города за продуктами.
[quote align=»right»]

Глобальная экономика в худшей форме, чем вы думаетеГлобальная экономика в худшей форме, чем вы думаете

[/quote]
В то же время налог оказывается более эффективным, если его размер варьируется от объема сахара. Размер венгерского налога, которым также облагается соль и жир, меняется в зависимости от объема нежелательного ингредиента. Согласно проведенным исследованиям подобная шкала заставила примерно 40% производителей изменить рецептуру своих продуктов, сделав их более полезными для здоровья.

По этому же пути двигается и индустрия прохладительных напитков, которая все больше выпускает напитки с меньшим или нулевым количеством сахара. Так, например, компания Coca-Cola недавно начала производство газировки Coca-Cola Life, в состав которой входит стевия (натуральный заменитель сахара).

Во Франции налогом облагается любая газировка (с сахаром или его заменителем), что не очень стимулирует производителей выпускать полезные прохладительные напитки.

Источник: Вести Экономика

Stockinfocus.ru