Эскадренные миноносцы типа «Украйна» — тип эскадренных миноносцев, строившихся в 1904—1906 годах для Российского Императорского флота на судоверфи фирмы «Ланге и сын» в Риге. До 10 октября 1907 года классифицировались как минные крейсера. Всего было построено 8 кораблей. На русско-японскую (для которой и строились) они не попали, скоростными характеристиками уступали конкурентам, но в Первой мировой показали себя неплохо.
Название серии последние лет 10 вызывает массу эмоциональных и бессмысленных споров. В то время в Империи наряду с названием Малороссия все чаще упоминалась и Украина — русские земли на юге Империи. Так как корабли строились на пожертвования и первыми — самыми верными сынами Отечества — стали именно жители этих земель, первый эсминец и серия получили название «Украйна».
Были в серии и «Забайкалец», к какой-либо нации-народу отношения не имеющий, и «Трухменец» (кочевые туркмены Прикаспия), «Войсковой» (от казаков) и «Казанец» (от татар), «Донской казак», «Стерегущий» и «Страшный» (последние два названы в честь погибших в боях с японцами)..
Как без обиняков говорилось в известном труде П.И. Белавенца «Нужен ли нам флот и значение его в истории России», 12 минных крейсеров типов «Украйна» и «Генерал Кондратенко» были построены Штеттинским машиностроительным Акционерным обществом «Вулкан», под наблюдением конструкторов и наблюдателей завода и, частью, его рабочими одновременно в Риге, Гельсингфорсе и Або, куда были отправлены Штеттинской верфью «Вулкан» механизмы, котлы и т. д. К этому квалифицированному объяснению происхождения кораблей остается добавить, что строились они по двум проектам фирмы «Вулкан», а заказы на них делались в четыре приема.
Первый заказ заводу Ланге дал на четыре корабля водоизмещением по 500 т. По контракту, подписанному 13 марта 1904 г, (стоимость заказа 2 976 440 руб.), корабли следовало сдавать одни за другим I января, I февраля, 1 марта и I апреля 1905 г. Соответственно величине первых пожертвований, собранных Особым комитетом, корабли получили названия «Украйна», «Войсковой» (что надо было расшифровывать как «Войсковой старшина казачьего войска»), «Трухменец» (кочевые туркмены прикаспийских степей) и «Казанец».
Другим контрактом фирме «Вулкан» делался секретный и спешный заказ на все те технологически и конструктивно сложные детали корпуса и механизмов, с изготовлением которых участвовавшие в постройке отечественные заводы не могли быстро справиться, К ним отнесли штевни, рулевые рамы, кронштейны гребных валов, практически полный комплект механизмов, включая паровые цилиндры, гребные и коленчатые валы, а также котлы и вспомогательные механизмы. Стоимость заказа составила 2 012 200 руб.
Заводам в России, формально осуществляющим постройку, оставалось лишь дать заказы на материалы для корпуса, умело собрать его и смонтировать доставленные из Германии механизмы. Это была, бесспорно, та самая оперативная и наиболее полезная форма реализации европейского опыта, которой так не хватало при заказах всех предшествовавших миноносцев российского флота.
Прямое заимствование западных образцов имело смысл в отношении пионерной техники и, прежде всего, турбин. Их следовало заказать (конечно, пол строгую гарантию качества) европейским заводам, 8 результате, оставив в стороне опыт, накопленный отечественными предприятиями, которые, будь для них приобретен новый комплект рабочих чертежей механизмов (как уже было сделано с проектом миноносца «Циклон» в 1895 к), бесспорно, справились бы с изготовлением машин и котлов.
Но великий князь действовал так, словно этих заводов (Балтийского, Николаевского, Невского, Крейтона, Сормовского) не существовало. Все сливки богатого заказа он отдал немецкому и рижскому заводам. Такой путь наименьшего сопротивления был, конечно» не самой лучшей формой осуществления предначертаний императора о поддержке отечественного судостроения.
Оказалось также, что фирма «Вулкан», показав «товар лицом» при постройке «Богатыря», теперь, получив огромный заказ, вовсе не считала себя обязанной «выкладываться». Как докладывал в 1907 г. портовый инженер-механик порта Императора Александра III полковник В.Н. Шилов, фирма применила для подшипников белый металл непозволительно низкого качества.
Проплавав всего по 12000 миль, минные крейсера «Украйна». «Трухменец», «Эмир Бухарский» и «Финн» уже нуждались в заливке подшипников новым белым металлом. Между тем крейсер «Богатырь», не меняя заливки, прошел уже 50000 миль и, по мнению В.Н. Шилова, сможет безбоязненно пройти еще 15000 миль.
Последующие корабли, полуофициально относившиеся ко «II серии миноносцев литер В», предполагали построить также с механизмами завода «Вулкан», но за счет средств Морского министерства. На эти цели предполагали израсходовать часть из тех 4 млн. руб., которые для целей военного судостроения выделялись Особым совещанием по распределению кредитов во время войны.
[quote align=»right»]
Другую часть из этих денег предполагали употребить на заказ артиллерийского и минного вооружения с их боеприпасами как для этих кораблей, так и для ранее начатых четырех миноносцев первой серии. Морское же министерство обязывалось на выделенные 4 млн. руб, заказать на верфи «Германия» два миноносца и для всех 10 кораблей полные комплекты вооружения.
Названных 4 млн. руб. должно было хватить, если, как дипломатично отмечал в своем докладе начальник отдела сооружений ГУКиС контр-адмирал А.П. Родионов, «не потребуется восполнять по другим частям снабжения спецификацию миноносцев, не вполне разработанную в Комитете по усилению флота». Недоработки этой спецификации в министерстве уже успели оценить.
От предшествующих кораблей миноносцы II серии отличались более современным минным вооружением, но с уменьшением числа торпедных труб с трех до двух. На них. в отличие от предшественников, имевших 17-футовые (6,18 м) 380-мм мины Уайтхеда, ставили аппараты для 45-см мин длиной 5 м. На каждый аппарат, как и прежде, полагалось иметь по три мины.
В соответствии с поступлением новых средств на счет комитета два новых корабля заказали заводу Ланге 7 августа и затем еще два ему же (также с комплектом механизмов, изготовлявшихся заводом «Вулкан») 5 октября 1904 г. Два первых из них в память миноносцев типа «Сокол», геройски погибших под Порт-Артуром, получили названия «Стерегущий» н «Страшный», два других назвали в честь жертвователей «Донской казак» и «Забайкалец». Последний корабль назвали в честь забайкальского казачьего войска, о чем уже при вступлении корабля а строй в январе 1907 г. наказной атаман генерал-майор Эбелов выпустил приказ в духе единения армии и флота.
Слабая оборудованность завода Ланге, срыв сроков поставок заказанной на южных заводах стали, усиление забастовочного движения и другие понятные из нашего рассказа обстоятельства задержали срок готовности каждого из первых трех миноносцев на два месяца. Отправка их с первым эшелоном третьей Тихоокеанской эскадры не состоялась. Лишь головной «Украйна», находясь еще d 12000 миль от места Цусимского боя, смог до дня этого события провести испытания, но не успел еще получить свое вооружение.
Сама судьба позаботилась о том, чтобы эти корабли, вряд ли способные соперничать с японскими 30-уз и более мощно вооруженными истребителями, не попали на театр военных действии, где для них, как справедливо говорилось в приказе наказного атамана Забайкальского казачьего войска, не было бы «середины между победой и гибелью». Оставшись на Балтике, пройдя школу адмирала Н.О. Эссена и получив подобающее их величине вооружение, корабли, возглавив восстановление флота, сыграли в его истории действительно значительную, а в боях мировой войны и славную роль.
Последующие пять кораблей завода Ланге по проекту фирмы «Вулкан» оказались готовыми к сдаче лишь в середине 1906 г. Тем временем, пока роковые события Цусимы еще не произошли, заказы минных крейсеров не прекращались. Четвертый заказ по проекту фирмы «Вулкан» сделали 3 января 1905 г., но выполнялся он уже другими заводами и по усовершенствованным чертежам (типа «Генерал Кондратенко» и «Охотник»).
Краткое описание эскадренных миноносцев типа «Украйна» (Из альбома чертежей «Минный крейсер в 500 т. вод»)
Проектъ составлень заводомъ «Вулканъ» въ Штеттине и приведенъ въ исполненiе Рижскимъ завадомъ «Ланге и Сынъ», который построилъ восемь минныхъ крейсеровъ такого типа въ 1904/5 г.
Главные размеры:
Наибольшая длина………………………………………….73.20 м
Длина между перпендикулярами…………………………… 70 м
Наибольшая ширина…………………………………………. 7,23 м
Ширина по ватерлинiи………………………………………. 7,14 м
Высота по середине отъ киля до палубы……………….. 4,4 м
Средняя осадка при пробе……………………………………2,3 м
Водомемещенiе при этом……………………………………..500 т
(въ томъ числе: весъ людей съ багажемъ 12.5 т, воды для питья и для котловъ 4.7, угля 50 т, артиллерiйскаго и миннаго вооруженiя 17,85 т, запасныхъ частей и матерiaловъ 5 т)
Скорость хода при этомъ по контракту 25 узлов.Теоретически данныя: площадь мидель-шпангоута 12 кв.м., площадь грузовой ватерлинiи 318.6 кв.м., водоизмещенiе на 1 дюймъ углубленiя 8,28 т, продольный метацентрическiй радiусъ 149,1 метра (499 фут), моментъ изменяющiй дифферентъ на 1 дюймъ равен 99.6 тонно-фута. Разстоянiе центра величины отъ миделя въ носъ 2,37 метра (7,77 фута), поперечный метацентрическiй радиусъ 1.813 метра (5,95 фута), поперечная метацентрическая высота 0,918 метра (3.01 фута).
Корпусъ стальной; обшивка изъ стальныхъ листовъ толщиною по середине судна около 6 мм, въ оконечностях уменьшается до 4 мм. Шпангоуты 65x50x5 мм: въ оконечностяхь 55x45x5 мм. Разстоянiе между ними 500 мм (кроме машиннаго отделенiя). Бимсы верхней палубы 75x50x5 мм. Настилка верхней палубы отъ 7 мм до 4 мм.
Водонепроницаемыхъ переборокъ главныхъ поперечныхъ 9 штукъ.Водоотливный средства имеются следующея: 1) Ручныя помпы, въ количестве 9 шт., приводятся въ действiе съ палубы; служатъ осушительнымъ средствомь. 2) Турбины съ электромоторами, въ числе 7 шт., выкачиваютъ въ часъ по 80 тоннъ воды каждая и служатъ для отливанiя большихъ количествъ воды.
Помещены во всехъ отделенiяхъ, кроме крайняго носового и кормового. 3) Изъ машиннаго отделенiя, кроме того, могутъ брать воду: машинная трюмная помпа, циркуляцiонные насосы и 1 эжекторъ въ 70 мм. 4) Изъ котельнаго отделенiя могутъ брать также трюмно-пожарныя помпы (по одной въ каждомъ отделенiи).
Шлюпки: 2 вельбота, 1 ялъ, 1 парусинная шлюпка.
Электрическое освещенiе: 2 турбо-динамо, на 16 килоуаттъ каждая, при 105 вольтахъ, 2 прожектора въ 60 сантиметровъ.
Механизмы: Котловъ четыре, водотрубныхъ, системы Нормана. Рабочее давленiе пара 240 фунтовъ (16 атмосферъ).Общая нагревательная поверхность всехъ котловъ 1340 кв.метр (14418,4 кв.ф.). Общая колосниковая поверхность всехъ котловъ 22.2 кв. метра (238.37 кв.ф.). Питанiе котловъ автоматическое, 4-мя донками, изъ подогревателей, черезъ фильтры.
Для пополненiя убыли пара, въ машинномъ отделенiи поставлены 2 кипятильника, дающiе по 10 тоннъ (всего 20 т воды въ сутки). Кроме того, имеется запасъ питательной воды: въ носовой цистерне 3,9 т (кб. м.), въ машинномъ отделена 2,5 т (кб.м.). Для питьевой воды имеется запасъ въ различныхъ отделенiяхъ 3,9 т. Въ машинномъ отделенiи опреснитель на 3 тонны питьевой воды въ сутки.
Главный машины: числом две. Дiаметры цилиндровъ высокого давления 530 мм (22,84 дюйма), среднего давлений 850 мм (33,47 дюйма), два низкого давления 660 мм (33,86 дюйма). Ходъ поршня 450 мм (7,72 дюйма). Число оборотовъ въ минуту предполагалось 350. При этомъ обе машины должны развивать около 6200 л.с. Винты изъ марганцовистой бронзы, трехлопастные, дiаметрсмъ 2800 мм; шагъ 2630 мм.
Холодильникъ поверхностный, съ отдельною циркуляцiонною помпою. Запасъ угля для испытанiя 50 тонн; наибольшее количество угля, вмещающееся въ угольныхъ ямаяъ — около 130 тонн.
Артиллерия: 2 75-мм пушки на станкахъ Металлическаго завода, 4 57-мм пушки, 2 пулемета и 4 тумбы къ нимъ.
Минные аппараты: на первыхь 4-хъ минныхь крейсерахъ постройки 1904/5 года, завода Ланге стоитъ 3 минныхъ аппарата (1 двойной и 1 одинарный), на 4-хъ последнихъ стоитъ 2 одинарныхъ аппарата.
Якорей 2 штъ., весомъ по 600 килограмъ (36.6 пуда); верп 1 штъ., весомъ въ 160 килограммъ (99,76 пуда). 2 якорные цепи в 25 мм (около 1 дюйма), длиною по 100 метровъ (954,3 сажени).
Жилые помещения расчитаны на 80 человекъ команды, 3 кондуктора, 6 офицеров (из них 2 предполагаются лишь на время стоянки во II ранге судовъ), 1 командира.
Высота средней трубы над грузовой ватерлинией 8 метровъ (54,3 сажени)
Комплектация кондукторскихъ и нижнихъ чиновъ миннаго крейсера: кондукторовъ минныхъ 1, артиллерiйскихъ 1, машинныхъ 1, боцманматовъ 1, квартирмейстеровъ 2, артиллерiйскихъ квартирмейстеровъ 1, старшихъ комендоровъ 2, комендоровъ 6, минныхь квартирмейстеровъ 1, старшихъ минеровъ 1, минеровъ 5, рулевыхъ 4, сигнальщиковъ 4, матросовъ 4, телеграфистовъ 2, подшхилеровъ 1, баталеровъ 1, машинныхъ содержателей 1, фельдшеровъ 1, маляровъ 1, парусниковъ 1, коковъ 2, плотниковъ 1, машинныхъ квартирмейстеровъ 3, машинистовъ 6, хозяевъ трюмных отсековъ 1, подручныхъ 2, кочегарныхъ квартирмейстеровъ 4, кочегаровъ 16, минно-машинныхь квартирмейстеровь 1, минныхъ машинистовъ 3. Всего нижнихъ чиновъ 80 человекъ.
Источник