default-logo

Минные крейсера серии «Украйна» — мифы и реальность



Эскадренные миноносцы типа «Украйна» — тип эскадренных миноносцев, строившихся в 1904—1906 годах для Российского Императорского флота на судоверфи фирмы «Ланге и сын» в Риге. До 10 октября 1907 года классифицировались как минные крейсера. Всего было построено 8 кораблей. На русско-японскую (для которой и строились) они не попали, скоростными характеристиками уступали конкурентам, но в Первой мировой показали себя неплохо.

Название серии последние лет 10 вызывает массу эмоциональных и бессмысленных споров. В то время в Империи наряду с названием Малороссия все чаще упоминалась и Украина — русские земли на юге Империи. Так как корабли строились на пожертвования и первыми — самыми верными сынами Отечества — стали именно жители этих земель, первый эсминец и серия получили название «Украйна».

Были в серии и «Забайкалец», к какой-либо нации-народу отношения не имеющий, и «Трухменец» (кочевые туркмены Прикаспия), «Войсковой» (от казаков) и «Казанец» (от татар), «Донской казак», «Стерегущий» и «Страшный» (последние два названы в честь погибших в боях с японцами)..

Ukrayna(EM)1

Как без обиняков говорилось в известном тру­де П.И. Белавенца «Нужен ли нам флот и значение его в истории России», 12 минных крейсеров типов «Ук­райна» и «Генерал Кондратенко» были построены Штеттинским машиностроительным Акционерным об­ществом «Вулкан», под наблюдением конструкторов и наблюдателей завода и, частью, его рабочими одновре­менно в Риге, Гельсингфорсе и Або, куда были отправ­лены Штеттинской верфью «Вулкан» механизмы, кот­лы и т. д. К этому квалифицированному объяснению происхождения кораблей остается добавить, что стро­ились они по двум проектам фирмы «Вулкан», а зака­зы на них делались в четыре приема.

Первый заказ заводу Ланге дал на четыре корабля водоизмещением по 500 т. По контракту, подписанному 13 марта 1904 г, (стоимость заказа 2 976 440 руб.), корабли следовало сдавать одни за другим I января, I февраля, 1 марта и I апреля 1905 г. Соответственно величине первых пожертвований, собранных Особым комитетом, кораб­ли получили названия «Украйна», «Войсковой» (что надо было расшифровывать как «Войсковой старши­на казачьего войска»), «Трухменец» (кочевые туркмены прикаспийских степей) и «Казанец».

Как бомбы научились попадать точно в цельКак бомбы научились попадать точно в цель

Другим контрактом фирме «Вулкан» делался секретный и спешный заказ на все те технологически и конструктивно сложные детали корпуса и механиз­мов, с изготовлением которых участвовавшие в пост­ройке отечественные заводы не могли быстро справить­ся, К ним отнесли штевни, рулевые рамы, кронштейны гребных валов, практически полный комплект механиз­мов, включая паровые цилиндры, гребные и коленча­тые валы, а также котлы и вспомогательные механиз­мы. Стоимость заказа составила 2 012 200 руб.

Заводам в России, формально осуществляющим постройку, оставалось лишь дать заказы на материа­лы для корпуса, умело собрать его и смонтировать доставленные из Германии механизмы. Это была, бес­спорно, та самая оперативная и наиболее полезная форма реализации европейского опыта, которой так не хватало при заказах всех предшествовавших мино­носцев российского флота.

Прямое заимствование за­падных образцов имело смысл в отношении пионер­ной техники и, прежде всего, турбин. Их следовало заказать (конечно, пол строгую гарантию качества) европейским заводам, 8 результате, оставив в стороне опыт, накопленный отечественными предприятиями, которые, будь для них приобретен новый комплект рабочих чертежей механизмов (как уже было сделано с проектом миноносца «Циклон» в 1895 к), бесспорно, справились бы с изготовлением машин и котлов.

Но великий князь действовал так, словно этих заводов (Балтийского, Николаевского, Невского, Крейтона, Сормовского) не существовало. Все сливки богатого заказа он отдал немецкому и рижскому заводам. Та­кой путь наименьшего сопротивления был, конечно» не самой лучшей формой осуществления предначертаний императора о поддержке отечественного судостроения.



Оказалось также, что фирма «Вулкан», пока­зав «товар лицом» при постройке «Богатыря», теперь, получив огромный заказ, вовсе не считала себя обя­занной «выкладываться». Как докладывал в 1907 г. портовый инженер-механик порта Императора Алек­сандра III полковник В.Н. Шилов, фирма применила для подшипников белый металл непозволительно низ­кого качества.

Проплавав всего по 12000 миль, мин­ные крейсера «Украйна». «Трухменец», «Эмир Бухар­ский» и «Финн» уже нуждались в заливке подшипников новым белым металлом. Между тем крейсер «Богатырь», не меняя заливки, прошел уже 50000 миль и, по мнению В.Н. Шилова, сможет безбоязненно пройти еще 15000 миль.

Последующие корабли, полуофициально отно­сившиеся ко «II серии миноносцев литер В», предпо­лагали построить также с механизмами завода «Вул­кан», но за счет средств Морского министерства. На эти цели предполагали израсходовать часть из тех 4 млн. руб., которые для целей военного судостроения выделялись Особым совещанием по распределению кредитов во время войны.

Битва на реке Калалах: самый блистательный русский бойБитва на реке Калалах: самый блистательный русский бой

Другую часть из этих денег предполагали употребить на заказ артиллерийского и минного вооружения с их боеприпасами как для этих кораблей, так и для ранее начатых четырех минонос­цев первой серии. Морское же министерство обязыва­лось на выделенные 4 млн. руб, заказать на верфи «Германия» два миноносца и для всех 10 кораблей полные комплекты вооружения.

Названных 4 млн. руб. должно было хватить, если, как дипломатично отмечал в своем докладе начальник отдела сооружений ГУКиС контр-адмирал А.П. Родионов, «не потребует­ся восполнять по другим частям снабжения специфи­кацию миноносцев, не вполне разработанную в Ко­митете по усилению флота». Недоработки этой специ­фикации в министерстве уже успели оценить.

От предшествующих кораблей миноносцы II серии отличались более современным минным во­оружением, но с уменьшением числа торпедных труб с трех до двух. На них. в отличие от предшественни­ков, имевших 17-футовые (6,18 м) 380-мм мины Уайтхеда, ставили аппараты для 45-см мин длиной 5 м. На каждый аппарат, как и прежде, полагалось иметь по три мины.

В соответствии с поступлением новых средств на счет комитета два новых корабля заказали заводу Ланге 7 августа и затем еще два ему же (также с ком­плектом механизмов, изготовлявшихся заводом «Вул­кан») 5 октября 1904 г. Два первых из них в память миноносцев типа «Сокол», геройски погибших под Порт-Артуром, получили названия «Стерегущий» н «Страшный», два других назвали в честь жертвовате­лей «Донской казак» и «Забайкалец». Последний ко­рабль назвали в честь забайкальского казачьего вой­ска, о чем уже при вступлении корабля а строй в январе 1907 г. наказной атаман генерал-майор Эбелов выпу­стил приказ в духе единения армии и флота.

Слабая оборудованность завода Ланге, срыв сроков поставок заказанной на южных заводах стали, усиление забастовочного движения и другие понятные из нашего рассказа обстоятельства задержали срок готовности каждого из первых трех миноносцев на два месяца. Отправка их с первым эшелоном третьей Ти­хоокеанской эскадры не состоялась. Лишь головной «Украйна», находясь еще d 12000 миль от места Цу­симского боя, смог до дня этого события провести ис­пытания, но не успел еще получить свое вооружение.

Сама судьба позаботилась о том, чтобы эти корабли, вряд ли способные соперничать с японски­ми 30-уз и более мощно вооруженными истребителя­ми, не попали на театр военных действии, где для них, как справедливо говорилось в приказе наказного атамана Забайкальского казачьего войска, не было бы «середины между победой и гибелью». Оставшись на Балтике, пройдя школу адмирала Н.О. Эссена и по­лучив подобающее их величине вооружение, корабли, возглавив восстановление флота, сыграли в его ис­тории действительно значительную, а в боях мировой войны и славную роль.

Последующие пять кораблей завода Ланге по проекту фирмы «Вулкан» оказались готовыми к сда­че лишь в середине 1906 г. Тем временем, пока ро­ковые события Цусимы еще не произошли, заказы минных крейсеров не прекращались. Четвертый за­каз по проекту фирмы «Вулкан» сделали 3 января 1905 г., но выполнялся он уже другими заводами и по усовершенствованным чертежам (типа «Генерал Кон­дратенко» и «Охотник»).

Краткое описание эскадренных миноносцев типа «Украйна»  (Из альбома чертежей «Минный крейсер в 500 т. вод»)

Проектъ составлень заводомъ «Вулканъ» въ Штетти­не и приведенъ въ исполненiе Рижскимъ завадомъ «Ланге и Сынъ», который построилъ восемь минныхъ крейсеровъ та­кого типа въ 1904/5 г.

Главные размеры:

Наибольшая длина………………………………………….73.20 м
Длина между перпендикулярами…………………………… 70 м
Наибольшая ширина…………………………………………. 7,23 м
Ширина по ватерлинiи………………………………………. 7,14 м
Высота по середине отъ киля до палубы……………….. 4,4 м
Средняя осадка при пробе……………………………………2,3 м
Водомемещенiе при этом……………………………………..500 т

(въ томъ числе: весъ людей съ багажемъ 12.5 т, воды для питья и для котловъ 4.7, угля 50 т, артиллерiйскаго и миннаго вооруженiя 17,85 т, запасныхъ частей и матерiaловъ 5 т)
Скорость хода при этомъ по контракту 25 узлов.Теоретически данныя: площадь мидель-шпангоута 12 кв.м., площадь грузовой ватерлинiи 318.6 кв.м., водоизмещенiе на 1 дюймъ углубленiя 8,28 т, продольный метацентрическiй радiусъ 149,1 метра (499 фут), моментъ изменяющiй дифферентъ на 1 дюймъ равен 99.6 тонно-фута. Разстоянiе центра величины отъ миделя въ носъ 2,37 метра (7,77 фута), поперечный метацентрическiй радиусъ 1.813 мет­ра (5,95 фута), поперечная метацентрическая высота 0,918 метра (3.01 фута).

25 самых выдающихся самолетов в истории отечественной авиации25 самых выдающихся самолетов в истории отечественной авиации

Корпусъ стальной; обшивка изъ стальныхъ листовъ толщиною по середине судна около 6 мм, въ оконечностях уменьшается до 4 мм. Шпангоуты 65x50x5 мм: въ оконечностяхь 55x45x5 мм. Разстоянiе между ними 500 мм (кроме машиннаго отделенiя). Бимсы верхней палубы 75x50x5 мм. На­стилка верхней палубы отъ 7 мм до 4 мм.

Водонепроницаемыхъ переборокъ главныхъ поперечныхъ 9 штукъ.Водоотливный средства имеются следующея: 1) Ручныя помпы, въ количестве 9 шт., приводятся въ действiе съ палубы; служатъ осушительнымъ средствомь. 2) Турби­ны съ электромоторами, въ числе 7 шт., выкачиваютъ въ часъ по 80 тоннъ воды каждая и служатъ для отливанiя большихъ количествъ воды.

Помещены во всехъ отделенiяхъ, кроме крайняго носового и кормового. 3) Изъ машиннаго отделенiя, кроме того, могутъ брать воду: машинная трюмная помпа, циркуляцiонные насосы и 1 эжекторъ въ 70 мм. 4) Изъ котельнаго отделенiя могутъ брать также трюмно-пожарныя помпы (по одной въ каждомъ отделенiи).

Шлюпки: 2 вельбота, 1 ялъ, 1 парусинная шлюпка.

Электрическое освещенiе: 2 турбо-динамо, на 16 килоуаттъ каждая, при  105 вольтахъ, 2 прожектора въ 60 сантиметровъ.

Механизмы: Котловъ четыре, водотрубныхъ, си­стемы Нормана. Рабочее давленiе пара 240 фунтовъ (16 атмосферъ).Общая нагревательная поверхность всехъ котловъ 1340 кв.метр (14418,4 кв.ф.). Общая колосниковая поверх­ность всехъ котловъ 22.2 кв. метра (238.37 кв.ф.). Питанiе котловъ автоматическое, 4-мя донками, изъ подогревателей, черезъ фильтры.

Для пополненiя убыли пара, въ машинномъ отделенiи поставлены 2 кипятильника, дающiе по 10 тоннъ (всего 20 т воды въ сутки). Кроме того, имеется запасъ пита­тельной воды: въ носовой цистерне 3,9 т (кб. м.), въ машинномъ отделена 2,5 т (кб.м.). Для питьевой воды имеется запасъ въ различныхъ отделенiяхъ 3,9 т. Въ машинномъ отделенiи опреснитель на 3 тонны питьевой воды въ сутки.

Главный машины: числом две. Дiаметры цилиндровъ высокого давления 530 мм (22,84 дюйма), сред­него давлений 850 мм (33,47 дюйма), два низкого давления 660 мм (33,86 дюйма). Ходъ поршня 450 мм (7,72 дюйма). Число оборотовъ въ минуту предполагалось 350. При этомъ обе машины должны развивать около 6200 л.с. Винты изъ марганцовистой бронзы, трехлопастные, дiаметрсмъ 2800 мм; шагъ 2630 мм.

Холодильникъ поверхностный, съ отдельною циркуляцiонною помпою. Запасъ угля для испытанiя 50 тонн; наибольшее количество угля, вмещающееся въ угольныхъ ямаяъ — около 130 тонн.

Артиллерия: 2 75-мм пушки на станкахъ Металлическаго завода, 4 57-мм пушки, 2 пулемета и 4 тумбы къ нимъ.

Минные аппараты: на первыхь 4-хъ минныхь крейсерахъ постройки 1904/5 года, завода Ланге стоитъ 3 минныхъ аппарата (1 двойной и 1 одинарный), на 4-хъ последнихъ стоитъ 2 одинарныхъ аппарата.

Якорей 2 штъ., весомъ по 600 килограмъ (36.6 пуда); верп 1 штъ., весомъ въ 160 килограммъ (99,76 пуда). 2 якорные цепи в 25 мм (около 1 дюйма), длиною по 100 метровъ (954,3 сажени).
Жилые помещения расчитаны на 80 человекъ коман­ды, 3 кондуктора, 6 офицеров (из них 2 предполагаются лишь на время стоянки во II ранге судовъ), 1 командира.

Высота средней трубы над грузовой ватерлинией 8 метровъ (54,3 сажени)

Комплектация кондукторскихъ и нижнихъ чиновъ миннаго крейсера: кондукторовъ минныхъ 1, артиллерiйскихъ 1, машинныхъ 1, боцманматовъ 1, квартирмейстеровъ 2, артиллерiйскихъ квартирмейстеровъ 1, старшихъ комендоровъ 2, комендоровъ 6, минныхь квартирмейстеровъ 1, старшихъ минеровъ 1, минеровъ 5, рулевыхъ 4, сигнальщиковъ 4, матросовъ 4, телеграфистовъ 2, подшхилеровъ 1, баталеровъ 1, машинныхъ содержателей 1, фельдшеровъ 1, маляровъ 1, парусниковъ 1, коковъ 2, плотниковъ 1, машинныхъ квартирмейстеровъ 3, машинистовъ 6, хозяевъ трюмных отсековъ 1, подручныхъ 2, кочегарныхъ квартирмейстеровъ 4, кочегаровъ 16, минно-машинныхь квартирмейстеровь 1, минныхъ машинистовъ 3. Всего нижнихъ чиновъ 80 человекъ.

Источник





Загрузка...