default-logo

Россия обходит США в небе



В сравнении вооружений США и России явное преимущество Вашингтона наблюдается в авиации. Именно поэтому мы делаем серьезную ставку на развитие систем ПВО.

Но выигрывают Штаты в основном за счет количества техники, да и основная часть американской авиации — это старые модели. Поэтому, если рассматривать современное вооружение и перспективные разработки ВВС двух наших стран, в скором времени тенденция может переломиться.

Издание The Fiscal Times сообщает, что армия России может обзавестись самыми современными истребителями пятого поколения Т-50 раньше, чем США введет в строй свой главный воздушный проект — самолет F-35, работа над которым протекает с множеством проблем.

Россия обходит США в небе

Российский ПАК ФА (Т-50)

Требования к российскому истребителю пятого поколения были сформулированы еще в конце 80-х годов прошлого века в процессе разработки МиГ 1.44, который должен был сменить МиГ-29 и Су-27. Однако в 90-е, в силу нехватки денег и упадка отрасли, угнаться за скоростью развития технологий не удалось — задействованные в проекте системы стремительно устаревали, а заниматься их модернизацией было не на что. В результате программу было решено закрыть окончательно.

Истребитель-невидимка Т-50 - звезда салона МАКС-2015Истребитель-невидимка Т-50 — звезда салона МАКС-2015

Новый тендер на разработку российского истребителя пятого поколения был объявлен в 2001 году, и в конкурсе победил проект «ОКБ Сухого» с именем Т-50. Два года спустя был одобрен эскизный проект самолета, а в 2010 году первый летный экземпляр поднялся в воздух. Осенью прошлого года Т-50 вышел на завершающий этап испытаний.

Тесты разрабатываемого самолета не всегда проходили без проблем. К примеру, в 2011 году из-за нестабильной работы датчика, следящего за работой двигателя, в автоматике силовой установки произошел сбой. А летом 2014-го при посадке после испытательного вылета произошло локальное возгорание опытного экземпляра. Лишь в конце прошлого года тот самолет вернулся после капитального ремонта для продолжения испытаний.

Истребитель Т-50 длиной чуть меньше 20 м и с размахом крыла в 14 м способен развить скорость до 2600 км/ч и летать на высоте до 20 км в течение почти шести часов. Он вооружен 30-мм встроенной пушкой, а внутренние бомбоотсеки могут быть заполнены управляемыми ракетами «воздух-воздух» (малой, средней и большой дальности) и авиационными бомбами против наземных целей.



Немаловажный для истребителей параметр скрытности достигается за счет формы самолета, поглощающих или отражающих радиоволны материалов, размещения части вооружения во внутренних отсеках и маскировочного окрашивания. В то же время Т-50 способен первым засечь неприятеля благодаря установленному радиолокационному оборудованию, в частности — комплексу РЭБ «Гималаи», не только увеличивающему помехозащищенность, но и нейтрализующему технологии снижения заметности противника.

В 2010 году Владимир Путин говорил, что на его разработку потрачено около 30 млрд рублей, и еще такая же сумма потребуется для окончания работ. По иным оценкам общая стоимость разработки составит от 10 до 30 млрд долларов.

Из-за экономических проблем планы по закупкам современных самолетов для российских ВКС в прошлом году пересматривались. Однако несмотря на это серийное производство самолета должно быть начато в установленный срок – в 2017 году.

maxresdefault (2)

Американский F-35

Американцы начали работу над собственным истребителем пятого поколения также в 80-е. И уже в 2001 году первые образцы появились в строю ВВС США. Однако разработанный F-22 оказался чересчур дорогим и обладал серьезными недостатками. В результате к своему новому творению Штаты применили совершенно новый подход.

Согласно программе JSF, США считали необходимым создать универсальный истребитель, который в различных модификациях мог бы находиться на вооружении американских ВВС, пополнить авиацию морской пехоты и поставляться на флот. Кроме того, этот самолет должен был экспортироваться в другие страны НАТО, а также государства, «не представляющие угрозы» для Североатлантического альянса.

Российские ВВС: эффективность в действииРоссийские ВВС: эффективность в действии

Принимая во внимание эти цели, властями США к проекту был выдвинут ряд специфических требований: укороченный взлет и вертикальная посадка, возможность запуска катапультированием и многое другое. В итоге был разработан проект самолета F-35. В виду его разноплановости, в финансировании разработки, процесс которой стартовал в 2001 году, приняли участие множество стран: США, Англия, Италия, Нидерланды, Канада, Австралия, Дания и др. Все они в дальнейшем планируют принять самолет на вооружение.

Но разработка F-35 шла со скрипом. США сталкивались с множеством конструкторских проблем, зачастую всплывающих уже во время испытаний: то не стреляло вооружение, то не удавалось выполнить посадку. Так, модификация для флота поначалу не смогла осуществить посадку на имитатор палубы авианосца ни одного раза из восьми попыток.

Еще хуже дела обстояли с финансовой точки зрения. Во-первых, самолет снова получился изрядно дорогим. Во-вторых, из-за постоянных доработок как на дрожжах росла итоговая цена — бюджет проекта уже превысил 1,5 трлн долларов.

Параллельно от F-35 отворачиваются предполагаемые заказчики. В 2010 году отказалась от закупок Дания, из-за завышенной стоимости и затянутых сроков еще с 2011 года пытается отказаться Австралия.

F-35 будет выпускаться в трех модификациях: для ВВС, флота и морской пехоты. Версия для военно-воздушных сил в свою очередь породит еще две модели — для Израиля и Канады. Длина самолета составляет 15 с половиной метров, размах крыла чуть меньше одиннадцати метров для ВВС и морпехов, и чуть больше 13 — для флота. Истребитель сможет разгоняться до 1700 км/ч, подниматься на высоту в 18,2 км и пролетать до 2,6 ч за раз.

Самолет вооружен четырехствольной 25-мм пушкой, на борту может нести ракеты класса «воздух-воздух», крылатые ракеты, корректируемые, кластерные и управляемые авиационные бомбы, а также противотанковые ракеты. Кроме того, к 2017 году США планировали оснастить истребитель тактической ядерной бомбой.

Но главный упор американцы сделали на стелс-характеристики. Эта ставка авиации США на незаметность, как позже выяснилось, оказалась ошибочной. Штаты решили, что в условиях современного воздушного боя можно пожертвовать маневренностью и орудиями для ближнего боя в зоне прямой видимости. По их мнению, главная задача истребителя — скрытно подлететь и ударить первым, а в случае обнаружения современные системы наведения снизят необходимость маневрирования.

Однако испытания показали, что американцы переоценили возможности стелс-режима. F-35 обладает еще худшей маневренностью, чем его предшественник F-22, у которого этот показатель также был далек от идеального. Ставка на системы наведения тоже не оправдалась: к примеру, наш «старичок» МиГ-17, не обладающий боевыми радарами или ракетами дальнего радиуса действия, зато подвижный и оснащенный авиационными пушками, умудрился доставить американским самолетам кучу хлопот.

В моделировании воздушного боя между F-35 и российским Су-35 выяснилось, что последний в три раза чаще выходил в условия применения ракет, и в 4,5 раза чаще завершал атаки поражением цели.

Аналитик: в бою российские истребители "разорвут на куски" F-35 СШААналитик: в бою российские истребители «разорвут на куски» F-35 США

Да и технологии скрытности истребителя США хороши лишь против радаров, работающих на сантиметровых волнах, а в диапазоне УКВ самолеты становятся отлично видимы. И именно такое оборудование имеется на вооружении российских войск ПВО.

В итоге главный проект американской авиации получился чрезвычайно дорогим, нестабильно работающим и спорным с точки зрения боевых возможностей. А сейчас сроки его запуска в очередной раз затягиваются. Начало боевых испытаний F-35 перенесли еще на год, теперь они начнутся не раньше августа 2018 года.

И не факт, что во время этих испытаний не всплывут новые «косяки». В то же время, напомним, Россия планирует ввести в эксплуатацию первый Т-50 уже в 2017 году.

А посему перевесу США в воздухе скоро может прийти конец.

Автор: Дмитрий Пскезин





Загрузка...

Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.
  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1212699945412987/ Николай Ефанов

    У русских сплошные успехи, а у американцев сплошные недостатки. Только при параллельном сравнении надо приводить разнообразные данные. А то у американцев ничего не работает, поставщики отказываются, а у русских — переписка общеизвестных положений из справочников. Причём забыты характерные «достижения» русских за десятилетия: высокий параметр потока отказов и низкая ремонтопригодность. я уж не говорю о стабильно низком качестве сборки при серийном производстве. Один образец можно сделать. а вот пустить в серию…

  • http://twitter.com/pomoemupesets Кузнецов Евгений

    Что-то я не слышу ни от одного источника, как наши серийные самолеты в Сирии простаивают из-за «потока отказов и стабильно низкого качества сборки». Николай, спроси об этом иг, или, наконец, поверь своим глазам.

  • https://plus.google.com/105097915081405608580 Sava ASava

    Как лично несколько лет работавший на авиапредприятии в цехе окончательной сборки рекомендую — помолчи, если не знаешь реальности. В том числе и о низкой ремонтопригодности … Развелось пиджаков-искпердов … Куда ни плюнь на иксперда попадешь

  • http://facebook.com/profile.php?id=100007900934557 Alexandr Demyanov

    Т50 это первая ласточка чисто Российского авиапрома, за ним пойдёт ПАК ДА, ПАК СА…. главное набрав обороты не увлечь процессом, и вовремя переоринтировать инжинер в на гражданскую промышленности, хотя-бы временно. Но а пока, Россия вперед!!!