Украина и европейский Швондер: перспективы «перемоги» над «Газпромом»

На днях в очередной раз выяснилось, что цены на российский газ для Украины и на российский же газ, закупаемый в Европе Украиной, соотносятся несколько иначе, чем сообщает официальная пропаганда Киева.

Глава Минэнерго Владимир Демчишин: «Последние транзакции были по 190 долларов, что значительно ниже, чем „Газпром“ предложил». Вариант с прямыми поставками из России предусматривал цену в $ 212.

Таким образом, подведомственному населению предлагалось поверить, что восточноевропейские «газовые экспортёры» продают Украине газ дешевле, чем закупают; впрочем, здесь на помощь приходила годами насаждаемая мифология о неких дискриминационных условиях контрактов, навязанных «Газпромом».

Украина и европейский Швондер: перспективы «перемоги» над «Газпромом»

Однако на практике ситуация выглядела иначе — по данным украинского же Минэкономразвития, средняя цена газа, закупаемого в Европе в январе, составила $ 231,41 за тысячу кубометров, то есть настолько же выше, насколько «ниже» она была по официальным заявлениям. С учётом того, что объём поставок составил 900 млн кубометров, месячная переплата достигла $ 17 млн. При этом уже за первые две недели февраля импорт достиг 600 тыс. кубометров.

Яценюк останется, чтобы "заработать" на распродаже земель до 20 млрд евро
Яценюк останется, чтобы «заработать» на распродаже земель до 20 млрд евро


Практически та же ситуация характерна для большей части 2015-го, когда суммарный газовый импорт из Европы (в основном из Словакии) составил 10,3 млрд кубометров. Так, во втором квартале ценовой разрыв в пользу российского газа составлял $ 28 ($ 247 против 275, из них 8 — транспортировка).

Иными словами, даже с учётом того, что ценовой разрыв в среднем был ниже, речь идёт о сумме порядка $ 200 млн. При этом ни о какой независимости от российского газа в данном случае не может быть речи — хаб в австрийском Баумгартене, где производит закупки Украина, на 90% обеспечивается именно газом из РФ.

Таким образом, на первый взгляд ситуация выглядит абсолютно проигрышной для Украины — де факто ради медийной «картинки» она переплачивает за газ весьма внушительные суммы, субсидируя экономику Словакии, которая с завидной последовательностью выступает в качестве штрейкбрехера в ЕС, по мере сил вставляя палки в колёса антироссийской политике Брюсселя.

Ещё некоторое количество миллионов идёт в карман посредникам (Украина закупает газ в Баумгартене через трейдеров), впрочем, вероятнее всего, близким к нынешнему правящему режиму в Киеве.

Однако в вышеописанном «уравнении» отсутствует один весьма немаловажный фактор. Предоплата за украинский транзит, осуществлённая до свержения Януковича, была исчерпана ещё в июле 2015-го. Стоимость транзита через Украину в 2015-м составила $ 2,7 за тысячу кубометров на 100 км, при этом длина украинского маршрута составляет порядка 1,2 тыс. км. Иными словами, стоимость транспортировки газа через Украину составила $ 32,5 за тысячу кубометров.

Себестоимость транспортировки для украинской стороны точно неизвестна, однако, по данным «Газпрома», до курсового скачка его собственные расходы на транспортировку составляли порядка $ 1,7 за тысячу километров на 100 км. Иными словами, просто перемещая газ к западной границе, Киев зарабатывает $ 12 на каждой тысяче кубометров. Как нетрудно заметить, это на 2/3 закрывает январский разрыв. Однако, стоит учитывать и расходы на обратную транспортировку газа от западной границы — именно они решительно портят Киеву всю перемогу.
[quote align=»right»]

Как Украина станет аграрной сверхдержавой и почему это совсем не смешно
Как Украина станет аграрной сверхдержавой и почему это совсем не смешно


Проблема в том, что последний предпринимает все возможные усилия, чтобы «скорректировать» ситуацию в свою пользу. Во-первых, 29 декабря Национальная комиссия госрегулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) повысила стоимость транзита до $ 45,3 (напомним, что нынешняя цена определяется контрактом, действующим до 2019-го).

Во-вторых, киевские власти и «Нафтогаз» пытаются добиться права на виртуальный реверс — т. е. фактически его отсутствие. Иными словами, речь идёт о праве Украины отбирать газ из собственной трубы на своей территории, одновременно… получая пресловутые $ 45,3 за транзит. Так, 5 февраля Верховной Радой был принят закон о виртуальном реверсе.

Реакция «Газпрома» была предсказуемой. Пересмотр транзитных ставок был просто проигнорирован. В итоге Киев решил не требовать повышенной оплаты, «пока не будет подписано новое соглашение». В случае с виртуальным реверсом ситуация практически воспроизвелась.

Директор по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрий Витренко: «…упорно блокирует виртуальный реверс… Другими словами, отказывается предоставлять нам необходимую информация для перехода на европейские правила отношений между газотранспортными операторами Украины и Словакии, Румынии, Венгрии и Польши»; «Мы уже подали против „Газпрома“ иск в Стокгольмский арбитраж. Ожидаем решения в начале следующего года. Параллельно настаиваем на проведении переговоров по данному вопросу с привлечением Еврокомиссии».

Объективно, здесь у Киева есть шансы создать проблемы. ЕК вполне последовательна в своих попытках максимально переложить на Москву расходы по содержанию Украины, а решения европейских судов в отношении споров «Газпрома» и его контрагентов отличаются крайне высоким уровнем правосознания, живо напоминающем о тов. Швондере и суде Линча одновременно.

Например, успешный пересмотр цен задним числом на уже поставленный газ с последующими миллиардными штрафами для «ГП» уже превратился в практически постоянный промысел потребителей российского газа, при этом от претензий не спасает и максимальная «гибкость» компании.

Так, контракт с французской Engine пересматривался в 2009-м, 2011-м и 2013-м годах, при этом французы получили скидки, смягчение условия «бери или плати» и частичную спотовую индексацию, что не помешало им в декабре подать иск в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотра контрактной цены за уже поставленный газ. При этом, судя по предыдущей практике, шансы Engine выиграть суд крайне далеки от нулевых.

Украина: «Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать...»
Украина: «Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать…»


При этом именно перспектива возможных судебных разбирательств с пересмотром контрактов является ещё одним риском в сложившейся ситуации даже без учёта украинских «инициатив».

Фактическая легализация прямо запрещённого типовым контрактом реэкспорта в отношении стран Восточной Европы, поставляющих газ на Украину, безусловно, избавила «Газпром» от сиюминутной головной боли по поводу взимания платы за газ непосредственно с Киева, однако создала опасный прецедент. Между тем сходными случаями уступок уже пользовались как поводом для судебных разбирательств по другим соглашениям (см. «Третий энергопакет»).

В любом случае ситуация на украинском газовом фронте далека от однозначной, и перспективы очередного газового конфликта, безусловно, есть.

Автор: Евгений Пожидаев

/