Экспортный коллапс и транзитные фантазии украинцев

Новость о том, что Украина присоединилась к инициативе Польши по созданию международного транспортного коридора Via Carpatia от Балтики до Эгейского моря, совпала с тремя другими сообщениями «в тему». «Укрзализныця» пообещала запустить регулярное сообщение по так называемому «Шелковому пути» в марте, хотя до Китая пока не добрался даже второй тестовый поезд.

Из-за российского транзитного эмбарго наш экспорт в страны Азии упал на 60-80%. А сокращение украинского экспорта в целом, по мнению экспертов, в 2016 году составит 14,8% в товарном и 30% в денежном эквиваленте…

Экспортный коллапс и транзитные фантазии украинцев

Пока новая демократическая полиция на платной основе сопровождает российские грузовики от украинско-белорусской границы в Ужгород, героически разгоняя активистов «Свободы», продолжающих фур-блокаду, власть плетет новые нити Ариадны, которые должны привести нас к всеобщей транзитной гегемонии в евроазиатском регионе.

3 марта в Варшаве была подписана декларация о строительстве международного транспортного коридора с севера до юга Европы с ответвлениями в направлении Украины и Беларуси под названием Via Carpatia.

Дорога Via Carpatia должна соединить территорию семи стран: Литвы, Польши, Словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Греции. Главный маршрут проходит от Клайпеды до Салоник через Кошице, Дебрецен, Тимишоару, Софию.

Впервые этот маршрут начали обсуждать еще в 2006 году. В программе «Трансграничного партнерства на 2011-2013 годы» уже упоминалась автомагистраль S19, которая является частью общеевропейского маршрута Via Carpatia.
[quote align=»left»]

Золото Полуботка как национальная идея, или Почему нам все должны?Золото Полуботка как национальная идея, или Почему нам все должны?

[/quote]
В конце 2015 года Польша сообщила о намерении построить дорогу, которая будет начинаться у литовской границы (Будзиско), проходить через Сувалки, Белосток, Люблин, Жешув (Польша) и заканчиваться на границе со Словакией (Барвинек). В Румынии и Болгарии предполагается строительство двух ответвлений – в сторону портового города Констанца и к границе с Турцией.

Украина может участвовать в проекте как ответвление: часть автомобильной трассы пройдет через нашу часть Карпат. Если пройдет, конечно. Но подписанные документы вовсе не означают, что дорожные работы начнутся уже завтра, а деньги выделят сегодня. Via Carpatia – как «Южный поток»: реализация идет медленно, а может и вообще приостановиться.

Точно так же, как и договор об экономическом сотрудничестве, который Украина и Иран подписали 7 марта. Точнее, не договор, а меморандум о взаимопонимании по итогам V заседания Межправительственной украинско-иранской совместной комиссии по экономическому и торговому сотрудничеству.

Где-то в середине текста сказано, что, помимо всех остальных форм сотрудничества, «Иран готов к транзитной перевозке товаров из Украины в страны Центральной Азии, Афганистан и другие страны региона. А также выразил готовность работать с Украиной в направлении развития комбинированных перевозок с использованием коридора «Персидский залив, Иран (Астара и Каспийское море) – Черное море, европейские страны». Короче, практически пообещал вписаться в «Шелковый путь», который также является не нашей инициативой, а Казахстана, с целью перевозить товары из Китая в Иран и обратно. Мы об этом много писали.

Как известно, первый тестовый поезд для экспериментальной отработки маршрута экспорта товаров в обход российской территории через Грузию–Азербайджан–Казахстан и два парома, Украина запустила 15 января. 1 февраля поезд достиг станции Достык Казахской железной дороги – конечной точки маршрута. Путь занял 17 суток, вместо 12-ти запланированных. Сейчас тем же неизведанным путем ползет второй контейнерный поезд, груженный консервами и стройматериалами. И тоже явно не торопится.

Впрочем, продолжительность и дороговизна нового маршрута не смущают «Укрзализныцю»: как заявил в интервью LB.ua и.о. главы ПАО Александр Завгородний, Транскаспийский транспортный коридор из Европы в Китай начнет полноценно работать в начале весны. А для удешевления тарифов Украина намерены запустить по маршруту два собственных парома.

«Как такового старта еще не было. Был тестовый поезд, чтобы оценить ситуацию – где и какие существуют проблемы или ограничения. Запуск движения поездов мы планируем в марте. Когда «Шелковый путь» заработает, мы сможем доставлять груз из Китая до границы с Польшей за 11 суток. Практически то же время состав тратит на движение через Россию», – отметил Завгородний.

В украинском правительстве также ожидают присоединения к проекту Туркменистана и его развития в направлении поставок топлива, в частности, сжиженного газа и нефтепродуктов.
[quote align=»right»]

Бизнес по-украински или как разорить свою странуБизнес по-украински или как разорить свою страну

[/quote]
Кроме того, «Укрзализныця» заявила о возможности перевозок грузов поездом «Викинг» из Китая в Европу. Соответствующий протокол был подписан в ходе совещания руководителей железных дорог Казахстана, Азербайджана, Грузии и Украины еще 11 сентября 2015 года в Одессе.

Впрочем, прежде чем изобретать логистику в стиле «Вокруг света за 80 дней», стоит подумать над главным вопросом: что, куда и по каким ценам мы собираемся продавать? Ибо дорогой и неконкурентоспособный товар на мировом рынке не купят, даже из глубокого сострадания к бедняжке-Украине. А дешевым при таких затратах на энергоносители, транспортировку, налоги, коррупционные выплаты и прочее он быть не может. Не удивительно, что, по данным Минэкономразвития, в 2015 году экспорт сократился на 30% с лишним. И в этом году лучше не будет.

Издание Hubs приводит мнения признанных экспертов, согласно которым, учитывая мировые цены и снижение потребления, экспорт из Украины в 2016 г. сократится в денежном выражении, по разным оценкам, на 20-30%. При этом продукция АПК и пищепрома будет занимать в общей структуре 40%, продукция ГМК – 22%, минеральные продукты и продукция химический промышленности – 11%, продукция машиностроения – 12%, другие продукты – 15%.

Один из самых опытных чиновников экономического блока, бывший первый заместитель министра экономики Анатолий Максюта, покинувший правительство, не дожидаясь люстрации, представил свой собственный прогноз в статусе главы Института общественно-экономических исследований. Он предсказывает сокращение украинского экспорта в 2016 году в «товарном измерении» на 14,8% и резкое снижение цен на основные продаваемые за границу номенклатурные позиции.

Максюта напомнил, что 38% экспорта из Украины приходится на зерновые культуры и черные металлы. «Ожидается, что мировые цены на эти товары уменьшатся. По последним данным Всемирного банка, среднегодовая цена на черные металлы упадет на 15-20%, а на зерновые культуры – на 10-15%», – сказал он.

Таким образом, прогноз Hubs о падении поступлений от экспорта на 20-30% и прогноз Максюты по сокращению объемов и снижению цен выводят на одну и ту же итоговую формулу: здравствуй, пушистый северный зверь.

Любопытно, что такое положение вещей повергает в изумление свидетелей секты «евроинтеграционного покращення». У них в голове не укладывается, почему наши товары в Европу «не лезут», как мы их туда ни впихивали.

Цитата из «Европейской правды»: «И если резкое падение экспорта в страны СНГ (и в первую очередь – в РФ) было ожидаемым, то продолжающийся второй год спад в ЕС вызывает вопросы.

Напомним, падение украинского экспорта в ЕС началось во второй половине 2014 года и стало результатом блокирования работы предприятий востока страны. Это не позволило воспользоваться преимуществами, которые украинскому бизнесу давали автономные преференции ЕС.

Еще год назад спад экспорта в ЕС казался недолговечным – украинскому бизнесу было необходимо время для налаживания новых контактов. Прошел год – и спад экспорта в ЕС составил 24%.

И это на фоне девальвации гривны, которая должна была сделать украинскую продукцию еще более конкурентоспособной!

Почему же эта логика не срабатывает?».

Кто-то скажет, мол, с Европой не получилось, попытаем счастья на других рынках. Но северный пушистый зверек подстерегал нас и тут в виде российских санкций (ограничения транзита в Республику Казахстан) и снижения спроса на наш сельскохозяйственный товар. Далее две новости, не требующие комментариев.

Первая. В январе 2016 года из Украины было экспортировано 1676 тыс. тонн кукурузы, что на 11,5% меньше, чем в январе прошлого года. За четыре месяца сезона экспорт кукурузы сократился на 9%. Так, с октября по январь Украина экспортировала 7244,7 тыс. тонн кукурузы против 7914,7 тыс. тонн за аналогичный период прошлого маркетингового года.
[quote align=»left»]

Шансы на восстановление экономики Украины стремятся к нулюШансы на восстановление экономики Украины стремятся к нулю

[/quote]
Вторая. Запрет России на транзит украинских грузов через территорию страны (скажем прямо, в ответ на наши санкции, – автор) привел к падению экспорта Украины в азиатские страны в три-четыре раза в январе-2016 по сравнению с январем 2015 года.

Экспорт украинской продукции в страны Средней Азии и Кавказа упал более чем на 60-80% в январе 2016 года по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Не удивительно, что в общую картину логично вписывается и третья новость: морские порты Украины, согласно оперативным данным ГП “Администрация морских портов Украины” (АМПУ), в январе-феврале 2016 года сократили перевалку грузов на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – до 19,989 млн. тонн.

В этих условиях, говорят эксперты, что Via Carpatia, что «Шелковый путь», что «туннель от Бомбея до Лондона» (из «Покаяния» Абуладзе, – автор) Украину абсолютно не спасают. Компенсировать падение экспорта перевозкой чужих товаров не получится: с тех пор, как наши патриоты освоили разбойничий промысел блокады дорог, любой здравомыслящий перевозчик, даже не российский, сто раз подумает, прежде чем соваться в Украину. Поэтому транзитные фантазии так и останутся фантазиями, пока мы не начнем возвращаться к жестким реалиям бытия.

Автор: Егор Смирнов

Stockinfocus.ru