При обсуждении реверсных поставок газ на Украину популярный и дискуссионный аспект — откуда берётся реверсный газ.
По версии украинской стороны, он поступает с газовых хабов Северо-Западной Европы, на которых торгуется «обобществленное» топливо — российский газ, норвежский газ, СПГ.
Эта версия оказывается популярной даже и у некоторых российских наблюдателей — ведь таким способом легко объяснить, почему реверсный газ оказывается и всегда будет дороже прямых поставок: топливу приходится делать крюк, что увеличивает стоимость за счёт транспортных расходов. Правда, при этом добавляется, что газ это российский, пришедший по «Северному потоку».
По второй версии, которой придерживаемся и мы, реверсный газ является российским газом, поступающим по тому же украинскому направлению и сразу же после пересечения украинско-словацкой границы, возвращающейся обратно на Украину.В пользу этой версии говорят данные о газовых потоках (на рисунке — суммарные потоки за январь 2016 года), которые предоставляет сайт Международного энергетического агентства (агрегируя данные газотранспортных операторов):
Как видно из рисунка, за исключением украинского направления, Словакия получила по другим каналам только 219 млн кубометров газа. Точнее, эти 219 млн кубометров были получены из единственной точки — пункт сдачи-приемки Lanzhot на границе с Чехией. При этом, реверсом на Украину поступило 822 млн кубометров.
Глобальный Экономический Календарь
Таким образом, реверсные поставки в настоящее время представляют собой российский газ, вышедший с украинской границы. Газ в объемах реверсных поставок просто не заходил в Словакию по другим каналам.
(В скобках отметим, что год назад, когда «Газпром» ограничивал поставки газа, направление из Чехии в Словакию было задействовано значительно сильнее — по нему транспортировалось в месяц свыше 1 млрд кубометров).
Остальные маршруты распределения газа традиционные: основные объёмы поставок по украинскому направлению идут через Словакию транзитом в австрийский пункт сдачи Баумгартен.
Наблюдательный читатель может заметить, что в рамках приведенных балансов Словакии за месяц досталось всего 36 млн кубометров газа, при том, что страна сама практически не добывает газ, а импортирует (в год) свыше 5 млрд кубометров. Это связано с тем, что в январе Словакия активно отбирала газ из своих собственных подземных хранилищ — и опустошила их на 600 млн кубометров.
Автор Александр Собко