«Саудовская Аравия в погоне за рынком переиграла саму себя»

«Саудовская Аравия в погоне за рынком переиграла саму себя» Аналитика

В неудаче попытки России и членов ОПЕК заморозить добычу нефти виновата Саудовская Аравия, дал понять сегодня участвовавший в переговорах в столице Катара министр энергетики РФ Александр Новак. Эксперты с ним согласны, усматривая в произошедшем еще и давление на саудитов со стороны США. Впрочем, если заговор и имел место, то время и фундаментальные факторы работают против его авторов: не случайно цена за баррель, дернувшись утром вниз на 7%, к обеду почти восстановила позиции.

Срыв переговоров в Дохе — результат американского заговора?

Отвечая на вопрос телеканала НТВ о том, кто спутал в Дохе все карты, Александр Новак заявил: «Сейчас это уже, наверное, не секрет: это Саудовская Аравия и ряд стран Персидского залива». «Саудовская Аравия в погоне за рынком переиграла саму себя», — говорит, например, консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений, член АН РТ Ренат Муслимов.

«Саудовская Аравия в погоне за рынком переиграла саму себя»

Не обошлось и без теории заговора. Причем на этот раз в пользу конспирологической версии действительно говорит немало. Новак рассказал о странностях, происходивших на переговорах в Дохе. Стороны на экспертном уровне составили проект документа о заморозке добычи на уровне 11 января. Данный объем добычи должен был соблюдаться до 1 октября этого года. Все шло к подписанию соответствующей декларации. Однако неожиданно со стороны Саудовской Аравии и ряда стран Персидского залива были выдвинуты новые условия.

«Мы были в полной уверенности, поскольку вчера все согласовали. К сожалению, сегодня утром (в воскресенье) узнали, что некоторые страны ОПЕК изменили свою позицию. То есть, по сути, изменились условия соглашения», — пояснил министр.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин объяснил происходившее в Дохе давлением со стороны США, «Внезапное изменение позиции стран, которые являются американскими сателлитами, никого из тех, кто внимательно следит за характером деятельности современных западных стран, не удивило. Это нормально. США демонстрируют нарастающую недоговороспособность. Это касается и их самих, и их сателлитов», — утверждает Делягин.

В Дохе саудиты неожиданно потребовали включить в переговорный процесс помимо 18 участвовавших в нем стран всех не приславших своих представителей членов ОПЕК, а также, по словам Новака, «ряда стран, не входящих в ОПЕК, которые являются крупными экспортерами на рынке и которые не приехали, потому что у них своя позиция». По большому счету это можно трактовать и как требование добиваться подписей под соглашением о заморозке добычи всех крупных нефтедобывающих стран. Включая США, которые всегда категорически отказывались участвовать в каких-либо ценовых «сговорах».

«Закат ОПЕК уже на лицо»

Еще один «виновник» провала соглашения — Иран, которые изначально отказался замораживать свою добычу. Дело в том, что в Дохе собрались представители отнюдь не всех нефтяных держав. В попытке заморозить добычу участвуют 11 членов ОПЕК и 7 стран, не входящих в эту организацию. В совокупности на их долю приходится чуть более половины мировой добычи нефти.

Аналитики кивают прежде всего на позицию Ирана как причину, побудившую Саудовскую Аравию сорвать подписание соглашения. Саудиты якобы настаивали на том, что Иран, не принимавший участия в переговорах в столице Катара, также должен взять на себя обязательства сократить добычу. Однако в Тегеране однозначно дали понять, что ни о какой заморозке не может быть и речи, пока Иран не восстановит свои прежние объемы добычи на уровне 4 млн. баррелей в сутки.

«Я думаю, что провал переговоров был предсказуем. Конечно, тут сказалась проблема Ирана, — говорит Муслимов. — Иран ведь тоже всегда был членом ОПЕК и всегда имел свою долю на рынке, пока не были применены санкции — рукотворное мероприятие Соединенных Штатов. Иран просит свою долю на рынке восстановить. И он совершенно прав! Это справедливо. Не решая этот вопрос, полностью решить проблему сокращения добычи нельзя. Все это раньше более-менее нормально решалось в рамках ОПЕК. Сегодня закат ОПЕК уже налицо».

После снятия западных санкций Иран постепенно наращивает добычу и экспорт нефти. Первый показатель достиг 3,5 млн. баррелей в сутки, второй — 2 млн. баррелей. И это не предел. Как отметил замминистра нефти Ирана Рокнеддин Джавади, «ожидается, что уровень производства нефти еще более возрастет в свете подписанных новых контрактов».

Впрочем, дело здесь не только в объемах добычи и ценовой конкуренции. Как отмечают многие эксперты, тон на рынке нефти задает геополитика. Об этом недавно говорил, например, глава фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Мы с саудитами абсолютные враги. Это было видно и по Сирии, и не только по ней. Как мы с этим врагом собираемся договариваться? С Ираном мы по многим вопросам выступаем политическими союзниками, но власти Ирана решительно не хотят брать на себя обязательства по сокращению и даже стабилизации добычи нефти, наслаждаясь той ролью, которую им уготовили США, — противовеса России, в том числе и на рынке нефти», — говорит эксперт.

Кроме того, абсолютно непримиримые противоречия существуют и между Саудовской Аравией и Ираном. Главные суннитская и шиитская державы ведут сегодня войну друг с другом. Правда, чужими руками. Речь идет о гражданских войнах в Сирии и Йемене. Нефть — пожалуй, главное оружие в этой войне. К примеру, более трети иранской нефти идет на экспорт в Европу. Саудиты также рассматривают европейский рынок как объект для своей экспансии. Недавно Эр-Рияд подписал контракты на поставки нефти, например, с Польшей, напрямую вступив в конкуренцию не только с Ираном, но и с Россией, для которой европейский рынок является традиционным.

В этих условия рассчитывать на безусловный успех переговоров в Дохе было бы наивно. Однако все геополитические разногласия не означают, что производителям черного золота в конечном итоге не удастся договориться. Экономика диктует свои правила игры.

Большинство прогнозов говорит о том, что Россия не много потеряет от поражения нашей нефтяной дипломатии
Большинство прогнозов говорит о том, что Россия не много потеряет от поражения нашей нефтяной дипломатии

«Цены на нефть вновь вернутся к низким отметкам, а значит, рублю несдобровать»

Если политически мотивированный заговор, приведший к провалу попытки России и ОПЕК договориться о снижении предложения нефти на рынке, и имел место, то его авторы цели не достигли. Поначалу нефтяные котировки, как и рубль, повели себя вполне предсказуемо. Нефть Brent с утра понедельника рухнула в цене на 7% — почти до $40 за баррель. Доллар на торгах в Москве прибавил почти 2 рубля, приблизившись к отметке в 68,5 рублей за доллар.

Однако после полудня все изменилось. Нефть теряла уже только чуть больше 2,5%. Цена Brent в 13:30 закрепилась около отметки в $42 за баррель. Рубль также отыгрывал утраченные позиции. За доллар давали уже только 67 рублей 43 копейки. «Американец» подорожал к этому моменту менее чем на рубль.

Причина такого кульбита в том, что фундаментальные факторы после провала переговоров в столице Катара не поменялись. В интервью вице-президент Академии наук РТ, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ Вадим Хоменко рассказал: «В целом ситуация критическая. Страны мира, включая США, резко сократили инвестиции в нефтянку, сосредоточившись на тех скважинах, которые уже находятся в эксплуатации. А ведь нефтянка строится на том, что нужно вести постоянное бурение. Если этого не делать, старые нефтяные скважины себя исчерпают, и будет просто невозможно поддерживать объемы добычи нефти, не говоря уже об их увеличении. 2015 год был ключевым, когда страны ОПЕК столкнулись с проблемой недоинвестирования нефтяной промышленности, поэтому они и садятся за стол переговоров и в конечном итоге, я думаю, договорятся».

Тот факт, что после такого мощного негатива, как неудача попытки заморозить объемы добычи, цена нефти сократилась лишь незначительно, подтверждает общую повышательную тенденцию на рынке нефти. Большинство экспертов прогнозирует рост стоимости черного золота в этом году. «Сама Саудовская Аравия не раз заявляла, что нефть должна выйти на уровень 50 — 60 долларов за баррель», — говорит Хоменко.

Делягин называет похожий ориентир. «К концу года 50 долларов за баррель мы увидим. Движение к этому будет постепенным, но неравномерным. Может быть, будет даже больше, чем 50 долларов, но не меньше. Говорить, что сейчас все рухнет до 30 долларов за баррель — для этого нужно не подозревать о существовании такого природного явления, как себестоимость продукции», — подчеркивает эксперт. «Я думаю, до конца года будет где-то 40 — 45 долларов за баррель. А дальше рынок будет восстанавливаться и идти к справедливой цене. Я думаю, это произойдет уже в 2017 году, когда цена будет 60 — 70 долларов за баррель, а там и до 80 — 100 дойдет», — поделился своим оптимизмом Муслимов.

Оптимизм особенно в краткосрочной перспективе разделяют, впрочем, не все. Замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева сказала: «Цена нефти вновь вернется к отметкам 30 — 35 долларов за баррель и закрепится на этих уровнях на некоторое время. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от новостей и фундаментальных данных, которые будут поступать на рынок».

При этом рубль, по ее оценке, не упадет вновь до отметки в 80 рублей за доллар. «Хотя для России итоги встречи в Дохе по большей части негативны. Цены на нефть вновь вернутся к низким отметкам, и сколько пробудут там — неизвестно, а значит, рублю несдобровать», — предупреждает Кокорева. Правда, падение рубля если и произойдет, то будет не слишком значительным. По прогнозу Кокоревой, до конца весны доллар будет стоить в диапазоне 67 — 72 рублей, евро — 74 — 80 рублей.

Падение нефтяных цены ниже 40 долларов за баррель ожидает и аналитик Группы компаний «ФИНАМ» Богдан Зварич. «Доллар в ближайшее время может подняться выше уровня 70 рублей», — говорит он. Однако на конец года прогнозы более оптимистичны. «Текущая динамика лишь откладывает реальный рост цен на нефть. Мы сохраняем прогноз по нефти марки Brent на конец года в районе 50 — 55 долларов за баррель. Также не изменяется прогноз и по американской валюте. Мы ожидаем снижение доллара в район 60 рублей», — говорит Зварич.

«Мяч на стороне ОПЕК»

Так или иначе, но большинство прогнозов говорит о том, что Россия не много потеряет от поражения нашей нефтяной дипломатии. В ценовой войне у нашей страны есть возможность взять реванш. Судите сами: бюджет России на этот год сверстан исходя из $50 за баррель нефти марки Urals (сегодня он стоит около $40). Ну а в бюджете Татарстана заложены $60 за баррель. Котировки вполне могут достичь этих показателей во второй половине года. По крайней мере, об этом говорит последний рост нефтяных цен и то, что они потеряли совсем немного после провала в Дохе.

Наши главные конкуренты — саудиты — традиционно не раскрывают информацию о том, какую среднегодовую цену нефти закладывают в свой бюджет. Расчеты специалистов показывают, что на этот год в Эр-Рияде ждут среднегодовую цену на уровне в $37 за баррель.

Однако запас прочности у России больше, чем у конкурентов. Бюджет-2016 Саудовской Аравии сверстан с дефицитом в $87 миллиардов. Дефицит бюджета России запланирован на уровне 3% ВВП. Это по текущему курсу примерно $32 миллиарда. Стоит учесть и то, что доходы российского бюджета больше, чем саудовского. У нас — $197 млрд., у них — 137 миллиардов.

По словам Хоменко, «Саудовская Аравия по результатам прошлого года недобрала в бюджет очень большую сумму. Хотя у них, в отличие от нас, и был рост ВВП в 3,5 процента, они тоже заинтересованы в том, чтобы бюджет наполнялся. То есть страны подходят к критической точке цены на нефть, поэтому и стараются договориться. Но вопрос договоренности — вопрос о том, насколько каждая страна будет снижать добычу». В то же время, как отмечает Зварич, «что же касается бюджета России, то негативное влияние цен на нефть компенсируется ослаблением национальной валюты, что удерживает поступления нефтегазовых доходов в рамках ожиданий».

Главными пострадавшими в результате возможного нового витка ценовой войны окажутся США и прочие производители «нетрадиционной» нефти. Американским компаниям нужна нефть как минимум по $50 за баррель, При нынешних ценах те из них, кто специализируется на добыче из нетрадиционных источников, оказались за гранью рентабельности.

Именно поэтому провальные переговоры в столице Катара совсем не обязательно приведут к глубокому и долговременному падению цен на нефть, а значит, и ослаблению рубля. Напротив, в ближайшее время цены на черное золото могут вновь начать расти. Так, например, считают аналитики американской финансовой группы Citi. Они полагают, что, несмотря на провал переговоров, некоторые члены ОПЕК, такие как Венесуэла, Алжир и Нигерия, все равно сократят добычу. По объективным, не зависящим от политических договоренностей или их отсутствия причинам. В Венесуэле, например, к сокращению добычи приведет дефицит валюты. Стране нечем оплачивать услуги иностранных (прежде всего американских) сервисных компаний, от которых полностью зависит местная добыча нефти.

По расчетам аналитиков Citi, в апреле, мае и июне нефть марки Brent будет торговаться в среднем у отметки в $39 за баррель. В третьем квартале она подорожает до $46, к концу года за «бочку» будут давать $52. Ну а там и до $60 за баррель недалеко.

Остается также и надежда на то, что ведущим экспортерам нефти все же удастся договориться. По словам Новака, теперь все будет зависеть от того, смогут ли уладить внутренние противоречия сами члены ОПЕК. «Мы будем мониторить ситуацию, посмотрим, как будут проводиться консультации, как будут достигнуты договоренности внутри ОПЕК. На наш взгляд, мяч на стороне ОПЕК», — подчеркнул российский министр.

Очередной раунд переговоров в формате Россия + ОПЕК может состояться в начале лета, после или одновременно с саммитом нефтяного картеля в Вене. «Что касается дальнейших консультаций, они будут продолжены. Мы договорились, что в течение апреля-мая до следующего заседания ОПЕК в июне в Вене страны, входящие в ОПЕК, проведут консультации внутри себя, чтобы окончательно выяснить позицию и договориться, будут ли они все участвовать в этом соглашении», — пояснил планы на новую нефтяную «баталию» Новак.

Stockinfocus.ru