default-logo

«Короли» Севера: зачем превращать атомный ледокол в боевой крейсер?



Совсем недавно на воду спустили первый ледокол «Арктика» проекта 22220. Знаменательное событие! Атомоход с ядерной установкой в 60 МВт способный ломать трехметровые льды, работать в океане, заходить в устья сибирских рек и трансформироваться в боевой крейсер. Но как можно гражданское судно превратить в боевой корабль? И главное — зачем?

Немного истории

Россия строила и заказывала строительство множества разнообразных ледоколов — и паровых, и дизельных. Сейчас в северных морях и устьях рек работает 39 дизельных ледоколов различной мощности.

Но «королей» Севера — атомоходов — никогда не было много.

  •  Первый ледокол «Ленин» 1957 года постройки, ставший отцом последовавшей за ним самой массовой в истории линейки  атомных ледоколов проекта «Арктика», да и вообще всех советских ледоколов.
  • Два ледокола типа «Таймыр» — с уменьшенной осадкой для работы в Сибирских реках и ограничением по крушению льда толщиной в 2 метра. Оба надо бы заменять.
  • Лихтеровоз «Севморпуть» — обновленным вернулся в строй в этом году.
  • Проект «Арктика» — шесть построенных в СССР и России атомохода мощностью 55 МВт и водоизмещением в 23 тысяч тонн, способных взламывать трехметровые льды. Серия достаточно старая и предполагается ее постепенная замена. Интересно, что ядерная силовая установка корабля — это достаточно сложный агрегат и продлить его отработанный ресурс весьма и весьма дорого. Обычно проще вложить деньги в новый проект.

Сейчас в строю два корабля этой серии — «Ямал» и «50 лет Победы». И еще один — «Советский Союз» проходит восстановление, чтобы скоро, в 2017 году, к нам вернуться.

5991a31600c441d906751ef07e23c707

Именно корабли проекта «Арктика» спроектированы таким образом, чтобы его можно было быстро превратить «во вспомогательный боевой крейсер». Часть оборудования уже находится на ледоколе, а часть на складах ждет своего часа. Однако мне не удалось найти информации в открытых источниках о том, как именно происходит «превращение» и не во что-то, а в боевой крейсер. Если кто-то знает — расскажите в комментариях.

Единственное что известно — это наличие барбетов на палубе корабля на которые можно поставить башню с пушкой и смонтированная перед рубкой РЛС «Вымпел». Возможности «Вымпела» небогаты — наблюдение в пределах 7 км за целью и управление 1–2 артустановками калибра 30 мм или одной установкой калибра 76 мм. Соответственно на берегу ждет установки либо АК-630 (шестиствольная универсальная артустановка калибром 30-мм) либо АК-176 (одноствольная универсальная скорострельная пушка калибром 76 мм). Однако, что мы видим на фотографии испытания вооружения ледокола Россия? Две артустановки АК-630, одна АК-176 на носу и еще одна АК-630 на корме.



07950ea8ed777f10065dadc4ab2f6fd1

Судя по всему, на ледокол приходится четыре АК-630 и две АК-176. Соответственно, СУО «Вымпел» продублирована еще двумя системами. Такая круговая оборона способна дать хороший отпор вооружению того времени. В частности, вероятность поражения противокорабельной ракеты «Томагавк» составляет 0,48–0,89 каждой артустановкой. Но делает ли это вооружение ледокол вспомогательным крейсером (не говоря уже о полноценном, боевом)?

Пожалуй, все же нет, потому как оно носит исключительно оборонительный характер: сбить ракету или отогнать какой-нибудь катер. Тогда как вспомогательный крейсер предполагает наличие хоть сколько-нибудь мощного наступательного вооружения. Если только мы что-то не знаем о возможностях по вооружению ледоколов проекта «Арктика». Однако, учитывая последние разработки, эти возможности все же были скудны.

Зачем нужно вооружать ледоколы?

Корабль «Иван Грен» в рядах ВМФ России. Что вышло в итоге?Корабль «Иван Грен» в рядах ВМФ России. Что вышло в итоге?

Атомные ледоколы — корабли сложные и дорогие. Каждый, из них способен серьезно влиять на объемы судоходства в ледяных морях. Соответственно, потеря хотя бы одного во время войны — это мощный удар как по грузоперевозкам на северном морском пути, так и по возможностям нашего флота.

Меж тем, кто может угрожать нашему ледоходу в замёрзшем океане? Боевому кораблю будет сложновато подобраться. Другое дело — авиация. С баз на Аляске банальный F-16 вполне покрывает акваторию Восточно-Сибирского моря. А с аэродрома в Норвегии дотягивается до Карского моря. Ну и подводные лодки. При этом я думаю, возможен и захват ледокола. Соответственно, либо мы даем ледоколу корабль сопровождения, либо заботимся о его возможностях по самообороне. Но только ли можно ограничиться самообороной ?

Проект 22220

Если говорить о новом ледоколе «Арктика», то для превращения его, в случае чего, в боевую единицу необходимо что-то большее, чем шестиствольная пушка. В первую очередь, необходимо обезопасить его от атак с воздуха. Например, отлично подойдет зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М». Восемь ракет и две автоматические пушки, плюс собственная РЛС — как раз то, что нужно. Может засечь крылатую ракету на расстоянии в 15 км и там же ее сбить. Такой комплекс обеспечит ледоколу вполне сносную защиту от всего что летает. Особенно, если поставить 2–3 таких комплекса.

Противолодочную защиту обеспечить сложнее. С одной стороны, на палубе Арктики имеется ангар и вертолетная площадка. Скорее всего там располагается многоцелевой вертолет Ка-32 либо Ми-8 (сейчас, кстати, идет разработка арктического Ми-8АМТШ-ВА). Не составит труда в случае чего снабдить их противолодочными торпедами или ракетами. Но куда их запускать? В двухметровый лед?

Опять же, ледокол во время работы чаще всего оказывается окружен льдом и возможности по запуску противоторпедных и противолодочных средств достаточно ограничены. Проще говоря, если торпеда идет в борт корабля, то как отреагировать, если она движется под толстенным слоем льда. Как по мне, так остается только надеяться на конструктивную живучесть ледокола, потопить, который все-таки достаточно сложно. Ну и на сопровождение подводной лодки.

Другое дело противокорабельное вооружение. Я думаю, на огромной палубе ледохода найдется место для одного небольшого морского контейнера. Ну а в нем уже компактно разместятся четыре ракеты «Калибр». Эти сверхзвуковые «малышки» способны прорваться даже через мощное вражеское ПВО. И такой контейнер можно разместить на любом нашем атомном ледоколе.

Мораль

Четыре всадника авианосного апокалипсисаЧетыре всадника авианосного апокалипсиса

Сейчас у нас пять атомных ледоколов, включая «Советский Союз» и «Севморпуть» водоизмещением от 23 тыс. тонн до 60 тыс. тонн. В случае войны, мы достаточно быстро сможем получить ледовый флот крейсерского класса с наступательным вооружением. Дополненные полноценным боевым кораблем, ледоколы будут не обузой, а боевой единицей.

Но это не все

Водоизмещение ледокола проекта «Арктика» — 23 тыс. тонн и 150 человек команды. Водоизмещение нового ледокола проекта 22220 — 33 тыс. тонн и 74 человека, автоматизация делает свое дело. Водоизмещение тяжелого ракетного крейсера проекта «Орлан» — 25 тыс. тонн. И команда в 759 человек.

Вопрос: куда уходит столько пространства на ледоколе? Понятно, что полярники живут в гораздо более комфортных условиях, чем боевые матросы. Но новый ледокол на треть больше старого, а народу вполовину меньше. Очевидно, что нечего гонять ледокол просто так — пусть грузы перевозит. Но нельзя ли, в случае чего, вместо грузов воткнуть универсальный корабельный стрелковый комплекс? А там уже неважно, какие ракеты в него войдут.

Плюс, есть такая штука, как самонаводящиеся торпеды, чей запас хода может составлять до 60 км. И этой торпеде плевать, в какую сторону от цели запускаться: она может не раз развернуться в пути. В принципе, такую торпеду можно выстреливать и в свободный ото льда след позади ледокола. Корма Арктики вполне свободна для установки таких аппаратов. Ну а гидролокационным системам вообще мало что требуется.

Таким образом, после введения в строй всех трех планируемых ледоколов проекта 22220, мы получим в Ледовитом океане непросто вспомогательные крейсера, но потенциальную мощную группировку атомных крейсеров с ракетным вооружением на борту. Эти суда, безусловно, будут уступать кораблям проекта «Атлант», не говоря уж о проекте «Орлан».

Но у крейсеров ледового флота имеется одно неоспоримое преимущество — с приходом арктических холодов, они будут безраздельно властвовать над ледяными арктическими пустошами. А пару сопровождающих подлодок сделает эту группу по-настоящему сильной. И ни вражеский самолет, ни подводная лодка, ни тем более обычный корабль не будет чувствовать себя в безопасности в Северном Ледовитом океане, пока там правят «короли» Севера — флагманы русского ледового флота.

Автор: Сергей Черкасов



Загрузка...

"Короли" Севера: зачем превращать атомный ледокол в боевой крейсер?Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Узнайте больше

  • http://www.odnoklassniki.ru/profile/62655778258 Николай Голованов

    г-н Черкасов,вы явно увлекаетесь морской тематикой и мне бы хотелось таки дать один совет: УЧИ МАТЧАСТЬ…. если судить по вашим заявлениям о ттх АК-630 и АК-176 + Вымпел на 7км :):):) , то вам надо не по верхам бегать,а при написании статьи уточнять тех.характеристики у специалистов…АК-630 дальность стрельбы до 5500м и АК-176 до 12 000м, Вымпел-2 (мрлс 123) — дальность обнаружения до 40 км….. теперь можете переписать статью заново :)

  • http://www.odnoklassniki.ru/profile/560557809072 Александр Мухин

    Да всё это не столь важно для нас , читателей .Предполагаемое вооружение какие характеристики бы не имело , остается предполагаемым …Единственное , что важно — есть вера в то , что атомные ледоколы при необходимости вооружат так , что они станут грозными арктическими крейсерами ледового флота ! ))) Американцы таких судов не имеют ! )))