«Антонов» не вышел из пике

«Антонов» не вышел из пике Аналитика

Премьер-министр Владимир Гройсман посетил 29 ноября ГП «Антонов», где заявил о том, что украинские авиакомпании должны «пересесть» на отечественные самолеты, а также пообещал помочь наладить их серийное производство. Оправданы ли ожидания премьера?

«Наша задача сегодня — найти возможности и развить. Важно, чтобы мы нашли финансовую поддержку. Сегодня я буду проводить совещание, в ходе которого мы должны определить, какие механизмы финансирования могут быть задействованы для того, чтобы мы подняли в воздух украинские самолеты», — отметил Владимир Гройсман.

«Антонов» не вышел из пике

Для этого, по словам Гройсмана, будут использованы внутренние резервы.

«У нас есть ГП «Украина» (госкомпания, осуществляющая перевозки первых лиц государства), есть частные компании. Но я считаю, что мы сможем продавать самолеты (на экспорт — ред.) только тогда, когда сами будем на них летать. Сегодня наша задача в том, чтобы наладить серийное производство», — заявил Гройсман.
[quote align=»left»]

Новый год Украина встретит без газаНовый год Украина встретит без газа

[/quote]
По его словам, наиболее востребованным для украинских авиаперевозчиков будут среднемагистральные Ан-148 и Ан-158. Действительно, они по своим параметрам, таким, как стоимость и дальность перевозок, неприхотливость в эксплуатации, идеально подходят для украинских реалий.

Это понимали и при президенте Викторе Януковиче. Тогда «Антонов» пытался наладить промышленное производство вместе с российской «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК). Но не сложилось.

Разорванный альянс

В 2011 году для этого на базе «Управляющей компании «ОАК — Гражданские самолеты»» было создано совместное украино-российское предприятие ООО «ОАК-Антонов». Украинская компания владела 50% новосозданной компании. Совет директоров «ОАК-Антонов» возглавил генеральный конструктор «Антонова» Дмитрий Кива. СП занималось производством самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-148 и ряда других моделей.

Ан-148 производились в России на «Воронежском авиастроительном объединении» (ВАСО) в небольших количествах, поэтому их себестоимость была слишком высокой — $35 млн. Это на $10 млн больше, чем готовы были платить заказчики. Что делало Ан-148 неконкурентным в плане цены с другими самолетами этого класса. К примеру, бразильский Embraer 170 продается за $24,6 млн.

При всем том, по таким характеристикам, как максимальный коммерческий вес, скорость, топливная экономичность Ан-148 не уступает аналогам, среди которых также канадский Bombardier CRJ-700, китайский ARJ21-700 и японский MRJ-70, а по дальности полета на 7-40% их превосходит. А значит, вопрос конкурентоспособности упирался исключительно в эффект масштаба — чем больше самолетов выпускается, тем дешевле каждый в отдельности.

1017916246

Снизить себестоимость Ан-148 помог бы запуск этого самолета в серию, однако эта задача так и не была выполнена — в 2015 году украинское правительство приняло решение вывести «Антонов» из состава СП. В этом году, как и в предыдущем, ВАСО выпустило всего четыре Ан-148.

На ГП «Антонов» выпускали и того меньше, по одному «Ан-148» за последние два года. А после того, как по инициативе украинских властей были полностью разорваны промышленные связи с российскими поставщиками, «Антонов» и вовсе прекратил производство самолетов. Поэтому заявления Гройсмана о запуске серийного производства на «Антонове» выглядят чистой воды утопией.

Как считает директор украинского «Центра транспортных стратегий» Сергей Вовк, ставить вопрос о полном отказе от сотрудничества с Россией неправильно.
[quote align=»right»]

Шантаж удался: Киев закупит российский газ за европейские деньгиШантаж удался: Киев закупит российский газ за европейские деньги

[/quote]
«Говорить о том, что полностью производить комплектующие без других стран крайне проблематично, но, в принципе, можно работать над замещением отдельных узлов не из России, а из Европы или Америки. Но я думаю, что ставить сам вопрос в таком ключе крайне некорректно. Нужно искать форматы взаимодействия», — заявил Вовк Ukraina.ru.

Судя по всему, это отлично понимал генконструктор «Антонова» Дмитрий Кива. Он явно не стал бы нести околесицу про полностью украинский самолет. Производить такой наукоемкий продукт в условиях изоляции невозможно. Увольнение Кивы, как ликвидация самой должности генерального конструктора, укладывается в эту логику. Теперь уже бывший генеральный конструктор «Антонова» переехал из Киева в Баку, где собирается приступить к созданию азербайджанской авиационной промышленности.

Распродажа остатков наследства

Что же реально может сделать «Антонов» в текущих условиях? Очевидно, что только распродавать иностранцам в розницу свои технологии под видом совместных разработок.

1017557956

Но и это пока не получается, как показал недавно прогремевший скандал с продажей документации уникального Ан-225 «Мрия». Как сообщал китайский телеканал CCTV, 30 августа компания China airspace и украинское госпредприятие «Антонов» подписали договор о сотрудничестве.

«Согласно договору к Китаю переходит право собственности на гигантский самолет-транспортёр АН-225, включая использование чертежей и спецификаций самолета», — говорилось в сообщении СМИ.

Самолеты будут строить в Китае, участие украинской компании в этом процессе будет минимальным. В пресс-службе «Антонова» так и не смогли внятно опровергнуть эту информацию.
[quote align=»left»]

Внезапный мороз: видимо, есть секретный украинский прогноз погодыВнезапный мороз: видимо, есть секретный украинский прогноз погоды

[/quote]
Еще один партнер «Антонова» — Саудовская Аравия. В частности, в апреле прошлого года ГП «Антонов» заключило соглашение с саудовской КACST о сотрудничестве по совместной разработке и организации производства модернизированной версии Ан-32 — Ан-132 грузоподъемностью 9,2 тонн.

Как сообщил генеральный директор госконцерна Роман Романов, в соответствии с соглашением украинская сторона обеспечивает передачу технологий производства Ан-32 Королевству СА и подготовку специалистов.

Антонов не единственное украинское промышленное предприятие, перспективы которого без кооперации с Россией выглядят весьма мрачными. Это и космические гиганты «Южмаш» и «Хартрон», производитель двигателей для вертолетов и самолетов «Мотор-сич», «Турбоатом», «Завод имени Малышева» и многие другие.

В РФ большой рынок сбыта, технологии и производство целого ряда комплектующих для этих компаний, арендованный у Казахстана космодром «Байконур». Без сотрудничества с Россией украинским гигантам наукоемкого машиностроения остается только распродажа своих технологий и самоликвидация.

Автор: Василий Темный

Stockinfocus.ru