По мере роста населения планеты одной из главных проблем в ближайшие 20 лет будет нехватка продовольствия. Как обеспечить мир доступными и качественными продуктами питания?
Руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт уверен, что начинать надо со своей страны: на форуме Vestifinance он рассказал, как Россия вышла из катастрофической ситуации, сложившейся в девяностых, и озвучил свои прогнозы на будущее.
В России 20% плодородной земли, 50% чернозема и 20% мировых запасов воды. Но в то же время в конце девяностых — начале двухтысячных сложилась катастрофическая ситуация, когда страна перестала производить даже базовые продукты.
«Как вы понимаете, к 2000 году мы стали самыми крупными импортерами. И импортировали, если вы помните, в то время 3,5 миллион тонн мяса. Вот, Япония 3 с небольшим, мы 3,5 миллиона. При этом самые крупные импортеры мяса птицы. У нас было 1200-1300 тысяч тонн. Можете себе представить? В этом году, если будет 120 тысяч тонн, я ожидал больше, честно говоря, но вот по цифрам пока так выходит».
По мнению Сергея Данкверта, это вполне логично, что сегодня сельское хозяйство стало перспективным направлением развития экономики. Гражданин США в среднем потребляет по 3700 килокалорий в день, для россиянина этот уровень составляет 3350. И в ближайшее время будет расти как население планеты, так и количество потребляемых калорий, а в идеале нужно добиться и улучшения качества рациона. Все это Россия может использовать с выгодой для себя.
Интересно, что продукты питания в будущем будут использоваться не только для, собственно, питания. Активно развивается биодизельная отрасль. Поэтому масляничные культуры будут в цене. Зерно тоже может быть применено для создания топлива.
Общий же объем экспорта достигает 7 млн тонн у североамериканской и 6,5 млн тонн – у южного конкурента. А главный импортер мяса и зерна – Япония. Ограниченность территории и высокий уровень развития экономики заставляет страну активно закупать продукты питания.
На поставки продовольствия могут серьезно повлиять страны – члены БРИКС, то есть это Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка в первую очередь. Конечно, это и Индия, уверен Сергей Данкверт. По его словам, важно понимать, что реальными продавцами в международных сделках все чаще выступают уже не сами государства, а транснациональные корпорации.
Вот наше судно вышло из порта и уже его перекупили. Почему? Потому что дешевые деньги, которые есть сегодня у этих международных корпораций, здесь, безусловно, и Glencore, который вот сейчас купила часть акций, безусловно, Cargill, безусловно, Louis Dreyfus, Bunge, то есть, самые крупнейшие корпорации, они сегодня если будут так развиваться, если им не противопоставить серьезного противодействия со стороны компаний развивающихся стран, то нужно думать, каким образом государственно это регулировать».
Иностранные игроки пришли в Россию во время приватизации, и если государство не будет активно вмешиваться в рынок, задавая четкие правила игры, здесь трудно будет добиться равномерного развития. Так, в Германии крупнейший кооператив по производству молока – это кооператив фермеров.
У нас же, утверждает Данкверт, система искажена. Свободная конкуренция не должна быть бесконтрольной. Идеи Адама Смита о свободной экономике в данном случае не работают, так как речь идет не только о бизнесе и деньгах, но и о здоровье, жизни людей. Напротив, нам нужно кейнсианство — разумная доля управления. Только в тот момент, когда государство и лично президент начали заниматься сельским хозяйством, ситуация улучшилась. Помогли, в частности, квоты на импорт мяса.
К сожалению, те решения, которые были приняты еще в позапрошлом десятилетии, усложняют нам жизнь сегодня. Монополизация в отдельных сегментах рынка – реальность. А сговор крупных компаний позволяет выдавливать с рынка мелкие.
Достаточно договориться на месяц опустить цены на какой то товар, и малые игроки просто становятся банкротами. Если говорить о перспективных направлениях развития отрасли, то это не только грамотное регулирование, но и ориентация на поставку более высокотехнологичной продукции, а также внедрение новых технологий в процесс ее производства.
Российское сельское хозяйство должно научиться поставлять за рубеж продукты питания не в виде сырья, а в виде готовых товаров, что существенно снижает фитосанитарные риски. А в области технологий производства стоит обратить внимание на производительность труда, расширение орошаемых земель и развитие роботизации.
Развитие идет таким образом, что я посылал своих специалистов и смотрел, каким образом в Германии сегодня работает одно предприятие, которое выпускает роботов. Каждый день одно предприятие выпускает 24 робота, это Deutsche Ordnung [немецкий порядок] один робот может обслуживать 200 коров, то есть ежедневный выпуск роботов может обслуживать около 5 тысяч коров. Представьте себе, 10 дней – это 50 тысяч, 100 дней – это ровным счетом полмиллиона, это выпускает только одно предприятие».
В США стараются думать уже не только о том, чтобы обеспечить население необходимым объемом калорий, то есть, накормить, но и о повышении качества диеты. Это также необходимая для дальнейшего развития нашей страны идея. У американцев много своих проблем, посмотрим на тот же McDonald’s и огромное количество ГМО, но все-таки учитывать иностранный опыт нужно, последовательно сокращая объем калорий в рационе, обеспеченный дешевыми жирами.
Помимо создания новых композиций потребительской корзины в области питания и внедрения современных технологий, нужно понимать и то, что государственный контроль в развитых странах сильно позволяет сделать сектор более конкурентоспособным, параллельно снижая фитосанитарные другие риски.
Еще одной важной темой в России остаются доступные кредиты. К счастью, правительство делает определенные шаги, направленные на снижение ставок для производителей сельхозпродукции. Но Сергей Данкверт обращает внимание аудитории на то факт, что в среднем ставки у нас все равно значительно выше, чем в конкурирующих с Россией странах.
Когда создаются условия, при которых оборудование можно закупать под 0,2% годовых против, допустим, 5%, конкурентное преимущество очевидно. И в данный момент отдельные крупные продовольственные холдинги наладили высокотехнологичное производство, получив все необходимое с субсидиями, обеспечивающими низкие ставки, но нормой это еще не стало.
Для этого, к слову, необходимы хорошие дороги. А еще тот же Мерсье говорил, что экспорт нужно разумно ограничивать, чтобы удовлетворять внутренний спрос в первую очередь, так что и он не верил в бесконтрольную свободу рынка.
На уровне государства необходимо координировать работу профильных ведомств и ввести единые нормативы для всех предприятий и лабораторий, оценивающих качество. Сейчас лицензии приходится отзывать, когда после вторичной проверки оказывается, что соответствия нормам просто нет.
«Я вам могу сказать, что в США можно открыть мясное предприятие заявительным путем, но только вы потом в течение 2-х недель вы такой службой, как наша, полностью опишите всех тех, с кем вы торгуете, включая номера их пенсионных карточек, включая данные, за которые вы несете уголовную ответственность.
О том, привлекались ли они к нарушению в пищевой сфере или не привлекались. И если вы дадите ложные сведения, вы подписываетесь, что штраф 10 тысяч долларов или два года тюрьмы. Вот она демократичная такая система. Открывайте, пожалуйста, вот чего мы не предусмотрели».
И, конечно, не стоит забывать о фитосанитарных нормах как таковых. Африканская чума, нодулярный дерматит и еще ряд экзотических болезней теперь распространены на территории государств, которые раньше никогда с ними не сталкивались. В отличие от Европы, наша страна граничит с рядом проблемных с эпидемиологической точки зрения стран. Борьба с болезнями скота и посевов обходится дорого. Сергей Данкверт предлагает продумывать стратегию заранее.
В продовольственной сфере Россия имеет все шансы на успех. В условиях импортозамещения и на фоне обширных природных ресурсов, наша страна может быстро выбиться в лидеры по многим, если не по всем направлениям. Однако сначала нужно довести до конца необходимые реформы в области регулирования и фитосанитарного надзора и обеспечить село доступными кредитами.
Источник: Вести Экономика