Ледовое побоище. Новый взгляд

Ледовое побоище. Новый взгляд Милитари

«…нача слыти имя его по всем странам и до моря Египетьского, и до гор Араратьских и об ону страну моря Варяжьского, и до великаго Рима». (О битве на Чудском озере, из «Жития Александра Невского»)

Знаменитое Ледовое побоище, или битва на Чудском озере, безусловно, остается одним из самых узнаваемых маркеров нашей средневековой истории. Благодаря как прекрасному и всеми любимому фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года, так и самой личности новгородского князя, о котором слышал любой человек, не прогуливавший уроки истории в 7-м классе, данное событие обрело статус культового.

Ледовое побоище. Новый взгляд

Побочный эффект такой народной известности заключался в постепенном обрастании мифами и явными искажениями исторических фактов, в результате чего реальная история этой битвы выглядит совсем непохожей на созданный и растиражированный в массовом сознании образ. Так что же в действительности произошло в далеком 1242 году на территории нынешней Псковской области?

Вначале стоит сказать, что данная битва получила достаточно большую известность еще в Средние века. Практически все дошедшие до нас летописи того периода содержат информацию о ней.

Кроме того, есть и несколько иностранных документов (главный — знаменитая «Ливонская рифмованная хроника»), в которых так же описывается это сражение. Поскольку в XIX веке, когда русская историческая наука только начинала свое становление, главной задачей историка был простой перевод текста со старославянского на современный ему язык и изложение полученного материала в книгах, то проверка достоверности описываемых событий не проводилась.

[quote align=»left»]"Периметр" - секретный щит России

«Периметр» — секретный щит России

[/quote]

В XX же веке свое слово сказал отличный фильм Эйзенштейна и сопровождавшие его работы Козаченко 1938 года, а затем и Разина 1957 года. На последнюю, кстати, до сих пор ссылается статья про Ледовое побоище в «Википедии», касательно численности противоборствующих сторон. Именно на основе данных работ, которым уже более 50 лет, и освещается вопрос битвы в школьных и даже вузовских учебниках.

Сразу можно отметить, что представление о Новгороде и Пскове как о «щите» русских земель от западной агрессии не совсем верно. Безусловно, они постоянно сталкивались на полях сражений со шведами, датчанами, немцами и различными прибалтийскими племенами.

Но, во-первых, противостояние это было именно между Новгородом и Псковом, с одной стороны, и обозначенными противниками — с другой. Ни о какой защите южнорусских земель они не думали, да и не считали себя совсем русскими. Неслучайно, на обнаруженных в Новгороде берестяных грамотах делового характера написано «еду в Русь», что подразумевает ее центральные и южные территории.

Во-вторых, Новгород и Псков отнюдь не были союзниками. Так, в 1228 году между ними вообще вспыхнула война, потому что Псков разорвал союз с Новгородом и заключил… с орденом Меченосцев (будущий Ливонский орден).

Помимо этого, в самом Пскове была весьма сильная прозападная партия, которая выступала за союз с немцами для укрепления княжества. В том же 1236 году небольшой псковский контингент сражался вместе с орденом Меченосцев против литовцев в битве при Сауле, где объединенные силы потерпели страшное поражение, после чего орден перестал существовать. В общем, отношения были не самые простые. Просто политика — ничего личного.

Боевые действия начались в сентябре 1240 года, когда Тевтонский орден (с которыми шел и изгнанный из Пскова князь Ярослав Владимирович — сторонник союза с орденом) взял штурмом Изборск и без боя занял Псков. Ворота последнего ему просто открыл знаменитый боярин Твердила Иванкович из прозападной партии. В городе они оставили всего 2 рыцарей, которые одновременно исполняли функции местных юристов.

Все это породило версию о тайном договоре Пскова и ордена против Новгорода, иначе почему там не остался более крупный воинский контингент? Главной же проблемой стало занятие немцами Копорья, из которого было очень удобно грабить приграничные новгородские земли. Новгородское вече тут же вновь призвало князя Александра, что двумя годами ранее успешно ликвидировал шведский отряд в Невской битве, а потом был изгнан из города за слишком самостоятельную политику.

Недолго думая, Александр собрал свою дружину вместе с новгородским городовым полком и отправился наносить ответный удар. Псков был взят аналогичным образом: сторонники союза с Новгородом просто открыли ворота, а немецкий отряд был выслан из города. Изборск и Копорье пришлось брать штурмом.

[quote align=»right»]"Ударить и добить": Что США готовят России

«Ударить и добить»: Что США готовят России

[/quote]

После успешного возвращения земель соседа новгородский князь «…пусти полкъ всь в зажития; а Домашь Твердиславичь и Кербетъ быша в розгонЂ». То есть отправил свой отряд за припасами («зажития») и на разведку территории противника с последующим грабежом («в розгонЂ»).

Разумеется, что орден был вынужден реагировать на данный выпад новгородцев, чтобы защитить подвластные им племенами эстов, иначе последние вполне могли уйти к своим собратьям, что находились под защитой Новгорода. Ведь, если орден собирает с них дань, но не может защитить, то какой смысл им эту дань платить?

Насчет численности войск историки все еще не могут прийти к единому знаменателю. Если по ордену еще есть обрывочные сведения, то о новгородцах неизвестно ничего.

Учитывая, что в это же время орден воевал в Курляндии, где были задействованы основные воинские контингенты, то выставить значительные силы он не мог. Скорее всего, навстречу войску Александра выехали порядка 35–40, может быть 50 рыцарей. Плюс каждый из них вел около 4–5 боевых слуг.

Итого, ударный кулак численностью в 200–250 человек. Подчеркнем, что все это конные воины. Вместе с ними были и местные племена, но их никто не считал даже приблизительно, так как воинские качества данных бойцов были весьма посредственные.

Численность же новгородцев была точно больше. Все-таки князь — это фактически герцог по средневековым меркам, поэтому дружину в 200–300 человек он вполне мог содержать. Добавим сюда городовой полк, который был той же самой дружиной, просто находился на службе города, а не князя, а также часть дружины из Владимиро-Суздальской земли, где княжил брат Александра — Ярослав (насчет участия последних существуют обоснованные сомнения).

Русские выслали вперед небольшой разведывательный отряд, который был атакован немцами, но сумел сбежать практически в полном составе, однако командир отряда Домаш Твердиславич погиб. Так Александр узнал, где находится враг, и войско выступило навстречу ордену.

Точное место битвы до сих пор неизвестно, но совершено точно, что сражение происходило не на льду. Во-первых, это было 18 апреля, и погодные условия были сродни современным, так как это время средневекового климатического оптимума. Проще говоря, было тепло.

Во-вторых, в «Ливонской рифмованной хронике» прямо сказано, что «убитые падша на траву». Гипотеза о битве на льду родилась из-за упоминания в одной из летописей о том, что рыцарей выгнали на лед, что действительно могли сделать с отдельными воинами отступающего противника, но это не подтверждает утверждений о том, что все сражение происходило на льду.

Конкретно в описании самого сражения как наши, так и немецкие источники сходятся. Говорится об атаке орденской кавалерии, которая шла «великой свиньей» (то есть, клином) на отряд русских лучников. Скорее всего, рыцари рассчитывали на таранный удар тяжелый кавалерии, который действительно был страшным оружием и в случае успеха мог нивелировать численное превосходство противника, просто обратив его в беспорядочное бегство.

[quote align=»left»]В чём "изюм" МиГ-35?

В чём «изюм» МиГ-35 или отчего у НАТО истерики?

[/quote]

Стрелков удалось смять, но затем рыцарей окружили люди «короля Олександра» из главного отряда и в завязавшейся рукопашной схватке обратили немцев в бегство. Вся чудь убежала еще раньше, увидев, в какую сторону движется исход сражения. Кстати, ни один из источников не упоминает об участии в нем пехоты, что дает повод выдвинуть гипотезы об исключительно конном характере боя.

«Рифмованная хроника» сообщает о 20 убитых рыцарях и 6 взятых в плен. И здесь нет оснований не доверять орденскому источнику, так как документ был предназначен для внутреннего пользования и врать насчет количества собственных потерь не было смысла (вот насчет количества врагов — вполне). Добавив сюда слуг рыцарей, получаем порядка 110–120 убитых или взятых в плен. О потерях новгородцев ничего неизвестно, но можно предположить, что они были несколько меньше.

При этом надо понимать, что численность в 40–50 рыцарей — это вполне боеспособный по средневековым меркам отряд. Каждый рыцарь был прекрасно обученным и экипированным профессиональным воином (тем более рыцарь ордена), который вел с собой еще несколько хорошо обученных военному искусству слуг.

Поэтому назвать Ледовое побоище крупным сражением нельзя, но и говорить о том, что это была обычная пограничная стычка глупо. В уже упомянутой нами битве при Сауле, где наголову был разбит орден Меченосцев, от этого самого ордена участвовало «всего» 55 рыцарей, вместе с великим магистром ордена.

Кроме того, Чудское побоище получило огромный политический резонанс, и практически сразу же был заключен десятилетний мирный договор с орденом, что еще раз подчеркивает, какой эффект данное поражение оказало на орденское начальство.

В довесок к проигранной битве весной 1242 года восстали прусские племена. Тевтонский орден потерял практически все, чего достиг за годы войны в Пруссии. Из 20 замков устояло всего 5. Есть мнение, что определенную роль в этом сыграло известие о поражении орденских сил от Александра Невского. Таким образом, совсем незначительная, на первый взгляд, победа русских сумела надолго обеспечить относительную безопасность на западных границах.

Автор: Егор Филин

Stockinfocus.ru