Крылатые мечты «Ростеха»: Авиация России покоряет мир

Крылатые мечты «Ростеха»: Авиация России покоряет мир Аналитика

Госкорпорация «Ростех» утвердила стратегию развития своего авиационного кластера до 2025 года. Согласно этому документу, выручка авиационных предприятий холдинга ежегодно должна увеличиваться примерно на 12% и в итоге превысить 1,5 трлн рублей. Это почти в два с половиной раза больше, чем они зарабатывают сейчас.

Как заявил директор кластера Анатолий Сердюков, рост будет достигнут за счет существенного увеличения доли выпуска гражданской продукции (с 10 до 30–40%), наращивания экспорта (в полтора раза) и повышения операционной эффективности: загрузка мощностей должна вырасти с 55 до 80%.

По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, авиастроительные предприятия «Ростеха» готовят к выходу новые продукты, которые позволят увеличить долю отечественных компонентов в наших гражданских самолетах, прежде всего в новом российском среднемагистральном самолете МС-21.

Крылатые мечты «Ростеха»: Авиация России покоряет мир

Если в SSJ 100 импортные комплектующие составляли порядка 70%, то в МС-21 их будет меньше половины. Правда, какие именно комплектующие предстоит заместить, министр не уточнил. Но в итоге предприятия кластера должны увеличить до 75% долю рынка в отечественном авиастроении и до 5% — в мировом.

Сегодня авиакластер «Ростеха» объединяет «Вертолеты России», Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), «Радиоэлектронные технологии» и «Технодинамику».

Их общая выручка по итогам прошлого года составила около 600 млрд рублей. При этом ее львиную долю обеспечивают «Вертолеты России» и ОДК. Но и эти компании феноменальных успехов в последнее время не демонстрируют. Да и поставленные перед ними задачи трудно назвать амбициозными.

[quote align=»left»]Восстание машин. Россия заменит Airbus и Boeing

Восстание машин. Россия заменит Airbus и Boeing

[/quote]

Так, «Вертолеты России» должны как минимум удержать, а по возможности и нарастить присутствие в мировом вертолетостроении за счет вывода на международный рынок вертолетов «Ансат», Ка-226Т, Ка-62, Ми-38, а также в результате создания новых моделей и модификаций вертолетов и модернизации имеющихся.

В «Ростехе» также надеются увеличить экспорт за счет выхода на перспективные рынки, в частности Китай и Индию, и интеграции в международные проекты в авиации на уровне поставщиков комплектующих.

В общем, планов у «Ростеха» как всегда громадье. Но в целом выглядят они не очень-то реалистично. Новых прорывных продуктов у «Вертолетов России» практически нет. При этом мировой рынок уже несколько лет находится в стагнации. Кроме того, ожидается снижение гособоронзаказа. Но даже без него заказы «Вертолетов России» в последние годы падают.

Например, в 2015 году было поставлено 212 вертолетов, что на 59 меньше, чем в 2014-м. Сокращается и портфель твердых заказов: на конец 2015 года он составил 494 вертолета, тогда как на конец 2013-го — 808.

Правда, в денежном выражении разница значительно меньше (если в 2013 году стоимость портфеля заказов оценивалась в 401 млрд рублей, то в 2015-м — в 396 млрд).

Однако это произошло за счет увеличения стоимости вертолетов в иностранной валюте и в результате девальвации рубля, что сыграло на руку отечественным производителям, поскольку две трети продукции шло на экспорт. И это обстоятельство позволило «Вертолетам России» в 2015 году увеличить консолидированную выручку на 30%.

Однако нынешняя конъюнктура рынка таких подарков не обещает. Кстати, факт снижения поставок признает и гендиректор «Вертолетов России» Александр Михеев. Он, в частности, отмечал, что снижение спроса связано с общемировой тенденцией перенасыщения мирового рынка и с сокращением военных бюджетов стран — потенциальных заказчиков продукции холдинга.

[quote align=»right»]«Легкий патриотический оргазм от гражданского авиапрома»

«Легкий патриотический оргазм от гражданского авиапрома»

[/quote]

По словам Михеева, продажи будут падать и в долгосрочной перспективе. В такой ситуации остается надеяться только на продажи машин гражданского назначения и на послепродажное обслуживание вертолетной техники.

Весьма неоднозначно выглядят и перспективы ОДК. Производство морских газотурбинных установок (раньше наша страна их закупала на Украине) эта компания до сих пор так и не освоила. Силовая установка второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50, которая должна обеспечить самолету сверхзвуковой крейсерский режим полета, тоже не создана.

Правда, есть определенный прогресс в создании двигателя ПД-14 для МС-21. Однако практически на всех этих самолетах будут установлены силовые агрегаты Pratt & Whitney. Так что за счет чего ОДК сможет резко нарастить свою выручку, непонятно.

Источник: Эксперт online

Stockinfocus.ru