Виртуозы из «Беркута»: чем удивят всемирно известные асы на 9 мая

Виртуозы из «Беркута»: чем удивят всемирно известные асы на 9 мая Милитари

344-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации — уникальная структура в составе Вооруженных Сил России.

Здесь решаются сразу несколько задач: исследуются боевые возможности вертолетов (все новые винтокрылые машины, которые принимаются на вооружение, сначала поступают сюда), разрабатываются новые тактические приемы для подразделений армейской авиации, проводится переучивание — как теоретическое, так и практическое, причем и летчиков, и технического состава.

Ну и, наконец, третья ипостась — выполнение боевых задач.

Виртуозы из «Беркута»: чем удивят всемирно известные асы на 9 маяЛичный состав 334-го Центра в этом деле — настоящие асы. Но есть еще одна сфера, в которой авиаторы этого соединения проявляют себя безупречно. Именно на базе Центра действует знаменитая пилотажная группы «Беркуты» — виртуозы воздушных кульбитов, выступающие на вертолетах.

О том, как готовятся мастера высшего вертолетного пилотажа, на каких машинах показывают свои виражи и почему 9 мая именно им доверено право проходить воздушным парадом над Красной площадью, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

Повелители «мертвых петель»

«Мертвая петля» или «Петля Нестерова». Одна из наиболее распространенных фигур высшего пилотажа. Для самолета ее выполнение не представляет особой сложности. Но вот для вертолета… Российские военные вертолетчики запросто выполняют этот кульбит.

Они работают на предельно низких высотах, отрабатывают задачи ночью, могут подниматься в небо с многотонным грузом на внешней подвеске. Решают и боевые задачи. А вот перед майскими праздникамипилоты вертолетов разных классов — от штурмовых до транспортных, собираются вместе в небе над Москвой, чтобы пройти ровным строем над Красной площадью.

Известно, что в воздушной части парада задействуются17 вертолетов. Воздушный строй винтокрылых машин безупречен, все в нем выверено по секундам, по сантиметрам. В такой полет берут только лучших. Сегодня местом для подготовки первоклассных военныхлетчиков для российских Вооруженных Сил стал старинный городок Торжок. Именно здесь дислоцируется 344-й Центрбоевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации.

Именно на базе Центра действует знаменитая пилотажная группы «Беркуты» — виртуозы воздушных кульбитов, выступающие на вертолетах.Инструкторы Центра первыми в Вооруженных Силах учатся летать на новой технике. После этого они тренируют остальных. Именно из числа инструкторов сформирована и пилотажная группа «Беркуты». То, что демонстрирует в небе этот «педагогический коллектив», не делает в мире больше никто. Тем более, что, в отличие от иных пилотажных групп мира, «Беркуты» выступают не на специально подготовленных вертолетах, а на обычных строевых машинах.

Как подчеркивает начальник 344-го Центра и одновременно командир пилотажной группы «Беркуты» полковник Андрей Попов, за летным составом группы нет отдельно закрепленных машин. «При проведении демонстрационных полетов где-нибудь в отрыве от части мы выполняем полеты на предоставляемой авиационной технике», — говорит офицер. Интересно, что даже для парада над Красной площадью 9 мая в небо поднимаются вертолеты строевой группы, обычные«штатные» машины.

Профессионалами не рождаются

Генерал-майор авиации в отставке, заслуженный военный летчик России Евгений Игнатов — один из основателей «Беркутов». По его словам, идея сделать из вертолетчиков еще и пилотажников появилась тогда, когда возникла угроза проникновения низко летящих целей.

Было это после знаменитого «визита» в Москву Матиаса Руста. Вертолет способен не только сопроводить такой летательный аппарат, но и принудить его к посадке за счет создаваемого работой своих винтов мощного воздушного потока.

Сегодня вертолетные пилотажникииз «Беркута» — лучшие из лучших в армейской авиации. Не случайно им доверяется право прохода над Красной площадью в День Победы. За два месяца до парада большинство пилотов-инструкторов перебираются в подмосковную Кубинку.

Здесь начинаются тренировочные полеты, проводится слаживание — полетыв одном строю с самолетами.9 мая летчикам необходимо будет пройти маршрутом, ни на сантиметр не сместившись в сторону, не опоздав с выходом на курс ни на секунду. Ошибки в таком полете не допускаются.

Именно на базе Центра действует знаменитая пилотажная группы «Беркуты» — виртуозы воздушных кульбитов, выступающие на вертолетах.Интересно, что в самом Торжке все это время продолжается обучение пилотов. Теория, практика, тренажеры. Компьютерная графика позволяет сделать«полет» весьма реалистичным, даже не смотря на отсутствие перегрузок. В 334-м Центре есть тренажер, в точности повторяющий кабину Ми-8.

Этот вертолет — главная«рабочая лошадка» нашей армии. Всего было выпущено больше 12 тысяч Ми-8, а на базе всего одной конструкции создали около ста модификаций. Первые были просто десантными, по сути обычными пассажирскими машинами.

Сейчас это — вооруженный до зубов боец. Новые вертолеты оснащены броней, имеют усовершенствованные системы вооружения, вдвое более мощные двигатели. Даже название у этих машин другое — Ми-8-МТВ-5. Сами пилоты говорят, что это лучшая«восьмерка» в истории.

Осваивают в Торжке и новую модификацию Ми-8, получившую индекс АМТШ-ВА. Это первый российский арктический вертолет. Дальность его полета составляет около 1400 км, а в числе особенностей данной машины то, что она может сама себя подогревать, то есть быть работоспособной даже в минус 60 градусов. Применен тут и особый автопилот: летчику достаточно лишь задать программу, а машина ее выполнит сама — от взлета и до посадки.

Наука побеждать

Центр в Торжке появился в 1979 году, в год ввода советских войск в Афганистан. Именно в Афгане проявился крупный недостаток наших вертолетов, — они были почти не подготовлены к ночным полетам. Сегодня вертолетчики сразу учатся работе в ночных условиях. Такой навык необходим сегодня, к примеру, для выполнения специальных заданий.

Еще одна новинка вертолетной техники российской армии — Ми-35. Машины этой серии также пройдут на параде 9 мая. Это современная модификация знаменитого Ми-24. Как отмечает полковник Андрей Попов, этот вертолет -самый воюющий в мире. «До сих пор, те страны, которые имеют его на вооружении, не списывают его, а проводят модернизацию у нас на заводах и предприятиях, — свидетельствует офицер. — Абсолютно надежная, прекрасная машина».

Именно на базе Центра действует знаменитая пилотажная группы «Беркуты» — виртуозы воздушных кульбитов, выступающие на вертолетах.Но новое — это не только вертолеты. Осваивают авиаторы и современное оборудование. Так, для ночных полетов используются специальные приборы ночного видения — ПНВ. Они позволяют пилотам ориентироваться в пространстве в самой кромешной тьме.

Такие устройства применялись и в Афганистане, но то были несовершенные образцы. Сейчас такое оборудование позволяет выполнять полеты на предельно малых высотах — от 5 до 15 метров, различать препятствия на большом расстоянии (от 500 метров до километра), причем видеть, к примеру, не только вышки линий электропередач, но и провода между ними.

До встречи над Кремлем!

Когда-то «Беркуты» начинали летать именно на Ми-24. Сейчас в распоряжении пилотажной группы –вертолеты Ми-28 и Ка-52. Ми-28 может перемещаться боком либо хвостом вперед на скорости до 100 километров в час. Интересно, что при проведении испытаний летчики в таких полетах достигали и 130 километров в час! Это настоящая юла -может летать задом наперед, боком, успевать в полете вращаться вокруг своей оси.

Именно на базе Центра действует знаменитая пилотажная группы «Беркуты» — виртуозы воздушных кульбитов, выступающие на вертолетах.Впрочем, и Ка-52 способен удивить ничуть не меньше. Например, он способен резко уходить вверх на манер самолета. Командир эскадрильи Ка-52 Алексей Тарасов, участвовавший на этих машинах в боевых действиях, говорит, что никаких проблем с машиной не возникало. Все поставленные задачи были выполнены успешно.

Во время полета над Красной площадью пилоты идут в строю на расстоянии 10 метров друг от друга. В условиях постоянной болтанки основное внимание уделяется тому, чтобы не наскочить на соседей.Кстати, в ходе подготовки к этому полету отрабатываются и действия в экстренных случаях. Речь идет, к примеру, об экстренной замене экипажей.

Это может понадобиться в случае, скажем, возникновения неисправности у машины. Тогда место в воздушном строю займет вертолет резерва. На замену должно уйти меньше минуты. По словам полковника Андрея Попова, за то время, что 344-й Центр принимает участие в Парадах Победы (с 2009 года) дублирующий экипаж не выставлялся ни разу. Хотелось бы, чтобы так было и на нынешнем празднике.

Автор: Дмитрий Сергеев

Stockinfocus.ru