Полуостров Крымостан: Как Крым превращают в мусульманский анклав

Полуостров Крымостан: Как Крым превращают в мусульманский анклав Аналитика

На майские праздники депутаты Госдумы преподнесли неожиданный подарок незаконному крымскому меджлису, реализовав давний план исламистов открыть полуостров для мигрантов из Узбекистана и Таджикистана.

Теперь доля мусульман в Крыму существенно увеличится – с нынешних 12 до 25%. В Средней Азии столько крымских татар уже не набрать, большинство их давно переехали в Крым. Но сойдут и узбеки с таджиками – ради квот в Госсовете республики, а также ради особых выплат депортированным и членам их семей.

Полуостров Крымостан: Как Крым превращают в мусульманский анклавЦена вопроса немаленькая – 10 млрд рублей, которые уже выделены и которые некоторых так и тянет поскорее освоить. В Бахчисарае нынче неспокойно – накануне праздника Хыдырлез кто-то осквернил местную мечеть Хан-Чаир джами.

Места вокруг мечети приметные – здесь компактно проживали семьи руководства меджлиса и их более радикальных политических оппонентов из запрещённой в России «Хизб ут-Тахрир». Нанимая себе охрану, и меджлисовцы и «хизбы» отдавали предпочтение самаркандским узбекам, считая тех лучшими бойцами.

Именно самаркандские узбеки и начали бузить в Бахчисарае после странного инцидента в мечети – как-то уж слишком хорошо ориентировались на месте проникшие туда погромщики. В общем, полиция вынуждена была действовать жёстко: им даже пришлось открывать огонь, а восемь выходцев из Самарканда в итоге оказались арестованы.

Теперь в мечетях шушукаются – как было бы замечательно, если бы мусульман в Крыму стало не 12%, как сейчас, а больше. Тогда полиция боялась бы сунуться в Бахчисарай. Впрочем, скоро так и будет, ждать недолго.

Меджлис изгнали, но дело его живёт и побеждает Если бы депутаты Госдумы были чуть менее наивны и чуть более любопытны, они, прежде чем голосовать за закон «О правовом положении иностранных граждан в России», разобрались бы, почему крымские общественные организации накануне забили во все колокола.

Суть закона состоит в том, чтобы в Крым могли вернуться не только семьи депортированных в 1944 году крымских татар, но и их дальние родственники.

По сути, закон – лазейка, позволяющая просочиться в очередь за российским паспортом выходцам из среднеазиатских республик. После недавних терактов в России узбеков с таджиками ожидаемо начали фильтровать, и обзавестись российским паспортом за три-четыре месяца для них больше не вариант.

Однако остаётся Крым с его особыми условиями. Докажешь, что ты родственник депортированных – а сделать это проще простого, ведь достаточно одного только устного свидетельства, – получишь новое гражданство без особых хлопот.

В украинском Крыму этот закон, принятый с подачи депутата Госдумы Руслана Бальбека, проталкивал – вы не поверите, но это так – как раз запрещённый в РФ меджлис. Местные депутаты, впрочем, хорошо понимали, чем может обернуться принятие такого закона, и всякий раз спускали дело на тормозах.

Но пять лет назад тогдашнему президенту Украины Виктору Януковичу, видимо, очень захотелось заручиться поддержкой крымских татар, и его Партия регионов поддержала законопроект вождя запрещённого в России меджлиса Мустафы Джемилева, как под копирку списанный сегодня российскими думцами.

Что тогда началось в Крыму! Лидер крымских коммунистов Леонид Грач заподозрил проголосовавших депутатов в коллективном помешательстве: «Они все там с ума посходили! Видимо, солнечный удар!» В итоге Киев-то закон принял, но Симферополь его игнорировал. К тому же в украинской столице не наскребли денег на реализацию закона – не на что было завозить в Крым узбеков с таджиками.

Зато в Москве деньги нашлись сразу – целых 10 миллиардов! «Есть ощущение, что в Москве принимают решения по Крыму, не вникая в реальную ситуацию, – полагает Леонид Грач. – С виду закон справедливый и безобидный, но никто не просчитывает последствий его принятия.

Беда же в том, что политиков, понимающих крымскую специфику, истинное положение вещей, сегодня не так уж много и, хуже того, их голосов не слышат».

Как узбеков с таджиками выдали за крымских татар Завозить в Крым узбеков с таджиками, дабы обеспечить себе более-менее внушительную группу поддержки, исламистам не впервой. В начале 90-х, когда репатриация крымских татар уже подходила к концу, лидеры этнических общественно-политических движений заволновались: больше 200 тыс. «коренных жителей» полуострова наскрести никак не удаётся. А это каких-то жалких 10% населения полуострова.

Тут не то что о национальной республике речь вести нельзя, но даже на квоты в местном парламенте, пожалуй, не стоит рассчитывать. Что же делать? Решение Мустафе Джемилеву подсказал его тогдашний помощник, а ныне преемник, глава меджлиса Рефат Чубаров. А почему бы, собственно, не позвать в Крым жителей Средней Азии?

Кто там станет разбираться, крымские татары они или узбеки? И вот тут-то и начался раскол среди лидеров крымских татар: представители Организации крымско-татарского национального движения (ОКНД) Джемилев и Чубаров настаивали, что выдавать узбеков с таджиками за крымских татар – лучший выход для переселенцев, чтобы застолбить власть в Крыму, и вообще гениальная идея.

А глава Национального движения крымских татар (НДКТ) Юрий Османов доказывал: на подтасовках и подменах будущего не построить. Пока шла дискуссия, тысяч 20–30 выходцев из среднеазиатских республик успели приехать в Крым. И сразу же оказались в изоляции: на новом месте их не приняли даже единоверцы, крымские татары.

Они категорически отказывались держать «понаехавших» за своих, выдавливая их из крымско-татарских анклавов, и в итоге сегодня эти узбеки с таджиками обосновались на севере Крыма, в Джанкое, Красноперекопске и Армянске. Подальше от единоверцев, облюбовавших черноморское побережье и центральные районы полуострова, Бахчисарай и Белогорск. А надо сказать, что жизнь на севере Крыма не сахар.

Там всегда были трудности с пресной водой, и местные крестьяне вынуждены устраивать битвы за урожай. Впрочем, и в Душанбе, и в Ташкенте эту печальную историю нынче едва ли помнят. Иначе чем объяснить, что в очередь для переселения на полуостров уже записались 40 тыс. человек? Эксперты пророчат, что это лишь начало: портал «Свободная пресса» пишет о сотнях тысяч жителях Средней Азии, готовых перебраться в Крым в поисках лучшей доли.

По новому закону переехать в Крым может семья – внук или правнук переселённых крымских татар и его жена – узбечка или таджичка. Но вместе с женой претендовать на переезд, а значит, и на российское гражданство, может и вся многочисленная семья жены.

А таких смешанных браков – сотни тысяч. Вот и считайте. Только и требуется, что справка о реабилитации – в соответствии с законом «О реабилитации жертв политических репрессий» 1991 года.

Такие справки можно получить в прокуратуре, в суде или в отделении полиции. Так, бумажка, по сути. Только в МВД Крыма и только с мая 2014 по февраль 2015 года было подано 18 345 заявлений граждан о выдаче справок о реабилитации. Пока не был принят соответствующий закон, справки выдавать не спешили – их получили лишь 2329 заявителей.

Но теперь дело пойдёт как по маслу – вот и Руслан Бальбек без обиняков говорит о 40 тыс. претендентов: «Этот день мы приближали как могли! При этом мы не забыли, что за 24 года украинского периода никто из парламентариев Верховной рады даже не поднимал вопрос о подобном законопроекте!» Что тут скажешь: короткая память – беда.

Леонид ГРАЧ, крымский политик: – Лидеры крымских татар, записавшие первыми в очередь на переезд в Крым 40 тыс. переселенцев из Средней Азии, отчего-то забывают, что есть немало других желающих, которые также имеют законное право вернуться к себе на малую родину. Я не так давно общался с Александром Редько – он возглавляет Прогрессивную либерально-демократическую партию Израиля.

Полуостров Крымостан: Как Крым превращают в мусульманский анклав
Леонид Грач

Так вот, он говорит, что вернуться домой мечтают не менее 40 тыс. израильтян, выехавших в 70–90-е годы. «За более чем 20-летний период, – написал мне Редько, – эти люди помогли в экономическом развитии Израиля. Но их любовь к Крыму оказалась непреодолимой.

Являясь носителями русского языка, верными продолжателями культурного наследия, они сохранили любовь к Родине – к России и с воодушевлением встретили «крымскую весну» с надеждой на скорое возвращение на Родину». Разве они не вправе претендовать на то, чтобы вернуться?

Почему всякий раз, говоря о репатриации, мы говорим исключительно о крымских татарах? Что же до нового закона, то я считаю его сырым и недоработанным. Многонациональный Крым – такое место, где нужно действовать особенно деликатно.

Как превратить Крым в национальную республику Легко понять, впрочем, зачем понадобилось принятие закона его лоббистам – тому же Руслану Бальбеку или крымскому муфтию Эмирали Аблаеву. Дело даже не в отпущенных на переселение миллиардах, «распилить» которые проще простого, что с успехом доказала первая массовая репатриация конца 80-х – начала 90-х годов.

На кону – власть. Если численность мусульман в Крыму превысит нынешние 12%, можно вернуться к вопросу о квотах во власти для «представителей коренного населения». Полтора десятка депутатов по квоте, как в начале 90-х, конечно, ничего не решат.

Но если квота вырастет пропорционально росту мусульманского населения хотя бы до 20% – другое дело. Можно будет всерьёз говорить о национальной республике. И лоббистам об этом известно – ради того и стараются.

Нынешние беспорядки в бахчисарайском 6-м микрорайоне (который местные называют Хан-Чаир) – недвусмысленный сигнал крымским властям. Запрещённого в РФ меджлиса в Крыму больше нет, во всяком случае, формально, а уж «Хизб ут-Тахрир» (запрещена в России) и подавно, если верить правоохранителям.

Но свято место пусто не бывает – всегда найдутся желающие постричь купоны, шантажируя власть. Кстати, в том же бахчисарайском микрорайоне полицейские неожиданно выявили ранее незамеченный очаг сторонников «хизбов».

Вот вам и «рояль в кустах» – аккурат к курортному сезону. Ну что, уже можно начинать торговаться или достаточно одного инцидента? И ещё раз возвращаясь к 10 млрд, отпущенным на репатриацию в Крым. Вот что сказал об этих деньгах президент Владимир Путин:

«Я хочу, чтобы было понятно, что мы выделяем 10 млрд рублей на поддержку народов, которые сейчас здесь проживают. В дальнейшем готовы выделять средства на тех, кто будет приезжать или хотел бы приехать». То есть изначально эти деньги отпускались вовсе не для новых переезжающих в Крым, а для тех, кто уже переехал. Нестыковочка.

А кроме того, президент явно имел в виду не только крымских татар, но и других депортированных – армян, болгар, итальянцев и немцев. «Имейте в виду, – подытожил президент, – что у нас ресурсы ограниченны и мы будем сначала помогать людям, которые здесь уже живут, а уже потом, может быть, сможем сделать что-то другое». Да как бы не так!

И Бальбек вовсе неспроста многократно повторил о 40-тысячной очереди его соплеменников. Зловещая тень «Хизб ут-Тахрир» На днях суд вынес окончательный вердикт по делу организатора крымской ячейки запрещённой в РФ «Хизб ут-Тахрир» Руслана Зейтуллаева – его приговорили к 12 годам колонии строгого режима. До сих пор все попытки осудить исламских экстремистов в Крыму заканчивались провалом и создавалась иллюзия, что российские власти будут поступать с «хизбами», как украинские – делать вид, что их нет.

К слову, первым о ячейке «хизбов» на полуострове крымский политик Леонид Грач сообщил на страницах нашего издания ещё 17 лет назад. Опубликованный в «Версии» в мае 2000 года материал «Украинский след джихада», в котором шла речь о деятельности исламских радикалов в Крыму, произвёл эффект разорвавшейся бомбы: в Киеве и Симферополе его посчитали скандальным, надуманным и чуть ли не заказным.

Но, сообщая о том, где и как исламские радикалы готовят себе вооружённых сторонников (впервые были перечислены некоторые их базы, в частности в Соколином, Перевальном, Еленовке и на Чатырдаге), наше издание опиралось на эксклюзивную информацию, полученную от бывшего главы крымского парламента Леонида Грача.

И, как ни пытались представители меджлиса отмазать своих более радикальных единоверцев, зловещая тень экстремистской «Хизб ут-Тахрир» продолжала витать над полуостровом.

И вот в процессе над Зейтуллаевым и его сподвижниками поставлена точка – оказывается, были и вооружённые радикалы, и крымские базы, где они учились убивать у чеченских террористов. После воссоединения Крыма с Россией порядка 3 тыс. «хизбов» с семьями выехали из Крыма на запад Украины, но многие затаились, продолжая вербовку сторонников.

Особенно активно велась работа в белогорских и бахчисарайских ячейках экстремистов, а также в сёлах Симферопольского района. Остаётся гадать, последуют ли за процессом над Зейтуллаевым и другие процессы или радикалов-исламистов пощадят, явно для чего-то приберегая? Не для того ли, чтобы иметь возможность торговаться с властями полуострова – как это ранее четверть века делал запрещённый в РФ меджлис?

И за дотации, и за квоты в парламенте, и за политическое влияние, наконец, за будущее полуострова. Последние события в Каменке Симферопольского района и том же 6-м микрорайоне Бахчисарая свидетельствуют: устроители массовых беспорядков, кажется, снова в цене.

Руслан БАЛЬБЕК, депутат Госдумы: – Внимание и чуткость российского правительства, председателя Госдумы, депутатов нашего парламента позволили принять закон об упрощённом принятии гражданства для реабилитированных.

Полуостров Крымостан: Как Крым превращают в мусульманский анклав
Руслан Бальбек

Таким образом, наша страна подтвердила всем известную истину, что Россия своих не бросает, потому что люди, которых в 1944 году незаконно депортировали с их земли, для нас свои. И мы говорим им: «Добро пожаловать домой!» Сегодня каждое крымско-татарское сердце преисполнено благодарности к нашему президенту, нашему парламенту и нашему главе республики – они приближали эту дату как могли.

И я, будучи всего лишь участником этих событий, затаив дыхание ждал принятия этого закона и возблагодарил Всевышнего за это чудо.

Автор: Руслан Горевой

Stockinfocus.ru