После того, как «Газпром» заплатит дополнительные $ 16 млрд, «Нафтогаз Украины» готов снизить тарифы на транзит газа в 10 раз.
Коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко разъяснил свое двусмысленное заявление немецкому агентству dpa о том, что «Нафтогаз» готов дать существенные скидки на транзит газа с 2020 года, когда истечет контракт с «Газпромом». Тогда было не совсем ясно, какая скидка имеется ввиду (10% или 90%) и почему ее делают.
«Не утихает обсуждение нашего комментария, что с 2020 года транзитные тарифы могут снизиться в 10 раз, — написал в Facebook Юрий Витренко. — Поэтому поясню. Тариф снизится после того, как „Газпром“ будет платить за транзит в одах по новым тарифам, которые были установлены в Украине как следствие имплементации релевантного европейского законодательства.
Отмечу, что и согласно нашему транзитному контракту с Газромом, транзитные тарифы должны быть приведены в соответствие с европейскими тарифами. Это означает, что на протяжении 2016−2019 года „Газпром“ будет платить за транзит по Украине приблизительно в 3 раза больше. За четыре года эта разница составит 16 млрд. дол.».
Как на самом деле выглядит настоящее «стыдобище» Лукашенко
Повышенные тарифы коммерческий директор «Нафтогаза Украины» объясняет тем, что «Газпром» сам виноват — решил строить обходные газопроводы. Поэтому на Украине были вынуждены установить в 2016 году новые тарифы с учетом ускоренной амортизации газотранспортной системы.
С одной стороны, систему тарификации «европеизировали»: вместо «почтового» тарифа, когда платится за расстояние, которое транспортировали газ, ввели систему «вход-выход» — на каждый выход и вход в магистральный газопровод на границе устанавливается своя цена.
С другой стороны, плата за транзит выросла и втрое превышает ту, которая предусмотрена контрактом. Таким образом, по данным «Нафтогаза Украины», в прошлом году «Газпром» заплатил за транзит газа 2,3 млрд, а должен был $ 6,2 млрд. В российском холдинге тем временем отказываются признавать новые тарифы и платят по контрактным.
«К сожалению, Газпром отказывается выполнять условия транзитного контракта и пересматривать транзитные тарифы в соответствии с европейскими нормами. Также Газпром отказывается выполнять требования применимого законодательства. Поэтому, как это предусмотрено нашим контрактом, мы обратились в Стокгольмский арбитраж и в скором времени ожидаем соответствующее решение трибунала…», — написал в Facebook Юрий Витренко и добавил:
«После того как „Газпром“ будет платить по новым тарифам в одах, и если при этом будут забронированы 110 млрд. куб. м мощностей на долгосрочный период после 2019 года, то тарифы действительно снизятся в 10 раз. Таким образом, украинский маршрут будет гораздо дешевле „Северного потока-2“ — с того периода, когда „Северный Поток-2“ может начать работу».
Если новая система ведения бизнеса может использоваться в качестве аргумента в Стокгольмском арбитраже, то объяснение ее никак не укладывается в европейские правила и не имеет никакого будущего, считают эксперты.
«В Европе нет таких принципов ценообразования, из-за которых так росла бы стоимость транзита, — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Так не работает ни одна компания в ЕС. В соседних Чехии и Словакии тарифы на транзит газа существенно ниже тех, которые в прошлом году установили в Украине».
[quote align=»right»]
Турция рвется на рынки России: турки снова друзья?
Эксперт говорит, что для «Нафтогаза Украины» подобная методика имеет некий экономический смысл, так как «Газпром» собирается с 2020 года снизить транзит газа по территории Украины до минимума — до 15 млрд кубометров и это будет означать крах ГТС. «Однако она не соответствует реальности», — говорит эксперт.
Сегодня «Нафтогаз Украины» пытается «установить» новую «европейскую» тарификацию через Стокгольмский арбитражный суд. Ее введение является одним из исковых требований к «Газпрому». Однако, как считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий, у него это вряд ли получится. «Если по иску по поставкам газа есть еще какие-то шансы, то в успех дела по транзиту газа не верят и в Киеве», — говорит Дмитрий Марунич.
Стокгольмский арбитражный суд может не принять решение по сути исков «Нафтогаза Украины» и «Газпрома», а только даст свою трактовку положений контрактов и предложит сторонам договориться между собой.
«С таким подходом же „Нафтогаз Украины“ лишний раз провоцирует „Газпром“ строить обходные газопроводы. И транзитных 110 млрд. кубометров, которые хочет „Нафтогаз Украины“, уж точно не будет», — заметил Дмитрий Марунич.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что фантазии «Нафтогаза Украины» не имеют ничего общего с реальностью.
«На месте потенциальных инвесторов на Украине я бы еще лишний раз подумал о сотрудничестве после такого откровенного описания принципов работы и тарифообразования. Впрочем, они и так не особо торопятся», — заметил замдиректора ФНЭБ.
Источник: EADaily