Неприметные убийцы кораблей

Неприметные убийцы кораблей Милитари

Отечественные минные заградители внесли значительный вклад в уничтожение вражеских флотов.

В истории мирового военного кораблестроения можно найти лишь немного классов (подклассов) кораблей, с одной стороны, совершивших пусть и небольшую, но все же революцию в войне на море, а с другой стороны, то ли по своему малому числу, то ли по иной причине попали в своего рода информационный вакуум.

Нет, их, конечно, упоминают, но весьма не часто и не всегда, хотя достижений и уничтоженных боевых надводных кораблей, подводных лодок и судов противника на их счету – весьма не мало.

Неприметные убийцы кораблей
Минный заградитель «Енисей»

К таким малознаменитым героям флота относятся, как представляется, и минные заградители – надводные корабли или подводные лодки специальной постройки или, в случае с надводными минзагами, переоборудованные из других кораблей (судов), основным предназначением которых является постановка морских минных заграждений.

Появление таких специализированных кораблей, а затем и подводных лодок стало возможным и даже необходимым после того, как в военных флотах получил распространение доказавший свою значимость новый вид морского оружия – мины.

«Эти корабли не предназначались для артиллерийских боев с вражескими эскадрами, они не выходили в лихие торпедные атаки, не преследовали вражеские подводные лодки, – читаем мы в предисловии к книге Александра Чернышева «Минные заградители русского флота. От Российского императорского до Советского флота».

– Но противник опасался действий этих кораблей, главным оружием которых были морские мины. К сожалению, о минных заградителях широкому читателю известно мало. О них не писали книг, их обошел вниманием кинематограф, даже документальный».

Следует особо при этом подчеркнуть, что, как и в случае с минным оружием, отечественный военно-морской флот оказался в числе одного из наиболее активных сторонников боевого применения нового класса кораблей – минных заградителей.

В этой связи вполне символично, что упомянутая книга Александра Чернышева вышла из печати в год 110-летия появления рассматриваемого класса боевых кораблей в русском флоте – официально он появился в нашем военно-морском флоте в октябре 1907 года. Хотя, безусловно, история этих кораблей началась задолго до этого.

Впервые специально предназначенные для минных постановок корабли – паровые минные катера и специально переоборудованные для хранения и доставки мин в район постановки небольшие пароходы – активно применялись во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

В ходе нее впервые была предпринята и попытка перенести минную войну к побережью противника, пусть и не реализованная (специально переоборудованные для этой цели в минные заградители пароходы «Веста» и «Владимир» использованы по предназначению так и не были).

По большому счету данный труд – одна из немногих попыток, что называется, под одной обложкой рассмотреть и историю создания, постройки, службы и боевого применения самих минных заградителей, и историю создания и боевого применения их главного оружия – морских мин.

Хотя, конечно, попытка в определенной мере робкая – всего-то менее чем на полторы сотни страниц, что, безусловно, совершенно недостаточно для рассмотрения в мельчайших подробностях всех нюансов истории развития морского минного оружия и минных заградителей отечественного флота, а также истории проводившихся последним минно-заградительных операций.

И уж, конечно, это первый труд, в котором объединена история минных и сетевых заградителей отечественного флота в различные периоды его существования – императорский (дореволюционный), советский и современный. Что вполне закономерно, поскольку эти малозаметные герои нашего флота внесли в его победы весьма значительный вклад.

Так, в трагично сложившейся для Российского государства Русско-японской войне 1904–1905 годов именно минные заградители «Амур» и «Енисей» стали, как это ни парадоксально, самыми результативными боевыми кораблями отечественного флота, поскольку на выставленных ими минах погибло самое значительное количество боевых кораблей японского флота.

В частности, на выставленных минзагами в районе Порт-Артура заграждениях – а за время обороны здесь было выставлено в общей сложности 1077 гальваноударных и 255 гальванических (инженерных) мин – в общей сложности погибли 13 японских кораблей, включая два броненосца («Хацусе» и «Ясима») и один крейсер («Такасаго»), а еще шесть кораблей, в том числе один броненосец («Асахи») и три крейсера («Чиода», «Цусима» и «Акаси»), получили при подрывах на русских минах серьезные повреждения.

И это при том, что один из трех имевшихся на начало войны на Дальнем Востоке минных заградителей, «Енисей», погиб во время минной постановки 29 января 1904 года. Всего же в Русско-японскую войну у Порт-Артура и Владивостока отечественный флот выставил 4275 мин, включая 2520 гальваноударных и 1755 гальванических. Противник в то же время выставил 2090 мин, которые нанесли весьма чувствительный урон русскому флоту.

Минное оружие оказалось наиболее эффективным боевым средством отечественного флота и в годы Первой мировой войны: именно на его счету – самое большое количество потопленных и поврежденных боевых кораблей противника.

К примеру, на выставленных русскими моряками минах в районе Босфора подорвались линейный крейсер «Явуз Султан Селим» (немецкий «Гебен») и минный крейсер «Берк». Причем в великую войну в дополнение к минным заградителям появились еще и сетевые заградители, выставлявшие заграждения из противолодочных сетей для противодействия операциям субмарин противника, но также активно использовавшиеся и для постановки минных заграждений.

В общей сложности за годы войны русским флотом было выставлено 38 932 мины на Балтике (1914 год – 5069, 1915-й – 6482, 1916-й – 13 936, 1917-й – 13 418 мин) и 13 184 мины на Черном море (1914 год – 5460, 1915-й – 1622, 1916-й – 3802, 1917-й – 2300 мин).

При этом, как указывается в труде Александра Чернышева, на Балтике из общего числа выставленных мин на заградители специальной постройки или переоборудованные до войны приходилось 19,6%; на заградители, переоборудованные из торговых судов, – 11,6%; на сетевые заградители – 25,8%; на теплоходы – 8,8%; на тральщики – 10%; на крейсера – 4,5%; на эсминцы – 18,2%; на канонерские лодки – 0,2%; на портовые средства – 1,3%.

В свою очередь, на Черноморском театре военных действий подавляющую часть мин выставили именно минные заградители (54,9%), тогда как на долю тральщиков пришлось 21,8% от общего числа выставленных мин, на эсминцы – 18,7%, на катера – 3,6%, на подводные лодки – 1%.

«Широко использовались мины в годы Гражданской войны. В составе возрождавшегося Красного флота в 1924 г. находилось 5 минных заградителей. Первыми кораблями Морских сил Дальнего Востока, созданных в 1932 г., были минные заградители, – указывает Александр Чернышев. – К началу Великой Отечественной войны заградители входили в составы всех флотов и речных флотилий.

В первые же дни Великой Отечественной войны советский флот выставил оборонительные минные заграждения у военно-морских баз и портов. К постановке мин привлекались надводные корабли почти всех классов: крейсера, эсминцы, сторожевики, тральщики и даже торпедные катера. Но половину из всех мин оборонительных заграждений выставили минные заградители».

Заключительная часть рассматриваемого труда посвящена корабельным минам советского ракетно-ядерного Военно-морского флота, а также последним отечественным специализированным кораблям рассматриваемого класса – минно-сетевым заградителям проекта 317, спроектированным совместно специалистами ЦКБ-50 (Западное проектно-конструкторское бюро) и ЦКБ «Черноморец».

Всего по данному проекту в 1967–1970 годах флоту было сдано промышленностью три корабля – «Сухона», «Вычегда» и «Припять».

Автор: Владимир Щербаков

Stockinfocus.ru