Равнение на Украину: в Эстонии взялись за имущество «церкви-оккупанта»

Равнение на Украину: в Эстонии взялись за имущество "церкви-оккупанта" Аналитика

В начале нового года власти Эстонии дали верующим четкий сигнал: отныне и их будут делить по принципу «свой-чужой».

Правительство выделило щедрые по местным меркам субсидии евангелическо-лютеранской церкви и Эстонской апостольской православной церкви, образованной Константинопольским патриархатом. А вот многочисленная паства Московского патриархата как всегда не получила ничего.

Равнение на Украину: в Эстонии взялись за имущество "церкви-оккупанта"
Равнение на Украину: в Эстонии взялись за имущество «церкви-оккупанта»

О рождественском «сюрпризе» эстонских политиков и его последствиях.

«Деньги не нужны»

Деньги «своим» официальный Таллин выделил «в качестве не подлежащей возвращению дотации для компенсации церквям материального ущерба, полученного в ходе войны и оккупации».

Понятно, что по этой логике включать в список пострадавших религиозную организацию, в названии которой фигурирует столица «страны-агрессора», кажется странным, особенно если забыть о том, каким гонениям она подвергалась при столь нелюбимой эстонскими властями советской власти.

Как уточняют местные СМИ, средства были выделены в ответ на просьбу самих религиозных организаций и пойдут на восстановление уже имеющихся зданий и на покупку новых. В Эстонской православной церкви Московского патриархата пояснили РИА Новости, что за такой помощью к властям страны не обращались.

«В подобной форме субсидирования мы не нуждаемся», — заверил представитель Эстонской церкви.

По его словам, ЭПЦ МП не получает дотаций от эстонского правительства. Деньгами ей иногда помогают Совет церквей Эстонии и некоторые муниципалитеты, как это было во время реставрации Казанской церкви в Таллине — одной из старейших деревянных церквей в Европе.

«Фантомная» церковь

В конце ноября патриарх Кирилл на Архиерейском соборе пожаловался на непростую ситуацию в Эстонии. Несмотря на то что, по его словам, руководство страны «стремится поддерживать с Церковью конструктивные взаимоотношения», многие проблемы до сих пор остаются нерешенными, как, например, вопрос церковного раскола, длящегося с начала XX века.

В 1920 году патриарх Тихон даровал Эстонской церкви широкую автономию. Однако спустя два года православное духовенство республики, порвавшей все контакты с советской Россией, обратилось к Константинопольскому патриарху с просьбой предоставить их церкви полную независимость (автокефалию). Однако добиться ее так и не удалось. Вместо этого была образована автономная Эстонская апостольская православная церковь.

Когда же Эстония вошла в состав СССР, православное духовенство вернулось в Московский патриархат. А в 1993 году патриарх Алексий II вернул Эстонской церкви автономию, что делало ее де-факто административно и финансово независимой от Москвы. Но власти страны упорно признают законной только ЭАПЦ, несмотря на практически полное отсутствие у нее паствы.

«Я была свидетельницей визита патриарха Константинопольского Варфоломея в Эстонию. Где-то на третий день он спросил главу ЭАПЦ: «А что за два автобуса с туристами постоянно за мной следуют? Вы можете мне показать реальную паству?» — вспоминает Людмила, прихожанка ЭПЦ МП.

При этом создание такой искусственной церкви привело к резкому ухудшению отношений между Москвой и Константинополем. Официальную регистрацию ЭПЦ МП смогла получить лишь в 2002 году, что, впрочем, не сильно улучшило ее положение.

«В нашей Эстонской православной церкви Московского патриархата мы переживаем немалые трудности: многие храмы, в которых мы совершаем богослужения, принадлежат эстонскому государству, а мы пользуемся ими на правах аренды. И ситуация не меняется», — посетовал предстоятель ЭПЦ митрополит Корнилий.

«Старая песня про ФСБ»

Прихожане ЭПЦ жалуются, что русофобская истерия, которой пронизана риторика властей и СМИ, сильно отражается на жизни верующих.

«Старая басня о том, что все священники — агенты ФСБ, на бытовом уровне сильно подогревается церковными деятелями, конкурирующими с Эстонской церковью за паству.

Ну и, конечно же, некоторые политики поднимают на этом свой рейтинг. Из уст официальных лиц это не звучит, а вот полуофициальных — ректора крупного вуза, заместителя третьесортного министра — вполне», — рассказывает житель Таллина Николай, прихожанин Эстонской церкви Московского патриархата.

По его словам, по той же причине общение между прихожанами ЭПЦ и ЭАПЦ практически отсутствует. Причем такое положение дел уникально для Прибалтики — ни в Латвии, ни Литве подобной проблемы нет.

Митрополит Корнилий сравнивает ситуацию в Эстонии с Украиной: и там и там все идет по одному сценарию, с участием других религиозных организаций и при молчаливой поддержке властей. А виноваты «агенты Кремля» в рясах.

Судя по тому, как власти Эстонии игнорируют проблемы 150-тысячной паствы Эстонской церкви Московского патриархата, в отличие от 20-тысячной ЭАПЦ, сценарий передачи храмов, в том числе силовой, «малым сим» вполне может стать реальным.

Источник: РИА Новости

Stockinfocus.ru