default-logo

Всю алкогольную продукцию и табак в России могут отправить в спецмагазины



В ближайшее время в России могут существенно измениться правила продажи спиртного и табачных изделий. Минздрав дал положительный отзыв на законопроект, предлагающий разделение российских магазинов на продуктовые и те, что торгуют исключительно алкоголем и табачными изделиями.

Конечно, одобрение одного из правительственных ведомств пока далеко не гарантия, что документ будет принят. Тем не менее шансы на это довольно велики.

Вся алкогольная продукция и табак в России могут отправить в спецмагазины

Фото: joyfull / Shutterstock.com

То, что подготовка законопроекта инициирована не кабмином, а депутатами Госдумы и лишь затем получила поддержку со стороны правительства, говорит о том, что наверху наконец осознали, что сложившаяся в 1990-е годы система «продавай что угодно и где попало» окончательно изжила себя и обществу нужны другие правила игры. В том числе и в торговле.

Суть предложения максимально проста: магазинам будет запрещено совмещать торговлю спиртным и сигаретами с продажей любых других напитков и продуктов питания. Выпивка и табак будут продаваться в специализированных торговых точках, вход в которые будет запрещён несовершеннолетним гражданам России.

По мнению разработчиков законопроекта, разделение магазинов на продовольственные и алкогольные позволит не только оградить подрастающее поколение от созерцания бутылок, но и снизит объёмы продаж спиртного и табака.

Ключевая цель нашего законопроекта – снизить спонтанное потребление алкогольной и табачной продукции. По нашим данным, около 30% покупок приходится именно на этот тип потребления, – пояснил один из соавторов документа, депутат Андрей Свинцов.

Что магазины действительно делают ставку на спонтанные покупки посетителей, видно хотя бы по тому, как расположены стеллажи с алкоголем в тех же супермаркетах.

Практически во всех сетевых магазинах спиртное ставят максимально близко к кассам, так, чтобы никто из посетителей не прошёл мимо. Очень сложно найти магазин, где бутылки были бы убраны в дальний конец торгового зала.



Эксперты и активисты трезвеннических организаций также многократно отмечали, что потребление алкоголя и табака стабильно растёт по мере увеличения доступных мест, где можно их купить. Так что в этом плане предложение депутатов действительно выглядит многообещающим.

Аналогичный метод борьбы с алкоголизацией населения используется в скандинавских странах. Правда, тамошние правила значительно жёстче тех, что предлагаются сейчас в России.

Алкомаркеты там не просто отделены от продовольственных магазинов, но и не могут принадлежать частникам – только государству. Фактически шведское и норвежское законодательство запрещает предпринимателям спаивать своих сограждан ради прибыли.

У нас пока так вопрос не ставится, однако и тех изменений, что предлагают депутаты, должно хватить для существенного улучшения ситуации.

Нас пугают, а нам не страшно

Естественно, у законопроекта тут же нашлись противники. Инициативу раскритиковали не только производители алкоголя, для которых новый документ – как удар серпом по самому дорогому, по прибылям, но и некоторые госведомства, в частности Федеральная антимонопольная служба и Минэкономразвития.

В ФАС заявили, что новая норма приведёт к снижению конкуренции, а в ведомстве Максима Орешкина высказали опасения, что из-за такого закона снизится число магазинов, торгующих социально значимыми товарами.

Что ж, позиция антимонопольщиков и МЭР вполне понятна: главное – не ухудшить собственных показателей в документах. Руководствуясь такой логикой, можно открывать и магазины с социально значимыми товарами, которые попутно будут торговать, скажем, героином. А что, ритейл ведь попрёт однозначно!..

Вообще, пугалки и страшилки в качестве ответа на антиалкогольные и антитабачные инициативы – абсолютно нормальная реакция соответствующих лобби. Сколько подобных «предупреждений» было высказано с 2011-го по 2013 год, когда государство задалось целью убрать алкоголь из ларьков и запретить продажу спиртного в ночное время!

Законодателей обвиняли и в корыстном сговоре с торговыми сетями, и в бескорыстной ненависти к малому бизнесу. Предпринимательское сообщество уверяло, что, оставшись без водки и пива, все они завтра же разорятся, а за ними следом посыплется и вся российская экономика.

Тем не менее прошло шесть лет, и сейчас, как мы наблюдаем, ежедневно выходя на улицы, страна в этом плане куда в большем порядке, чем 6-8 лет назад. Большинство тех, кто вопили о конце бизнеса, переориентировались на торговлю другими товарами и работают вполне благополучно.

В 2015–2016-м история повторилась: власти стали готовить запрет на продажу пива в полутора- и двухлитровых пластиковых бутылках, а бизнес начал раскручивать новую кампанию по промыванию мозгов. В ход шли те же заплачки про уменьшение налоговых отчислений, рост теневого оборота…

В итоге запрет ввели летом 2017-го. Спустя два года пивовары, как мы видим, не разорились, казна российская не оскудела, и хронического дефицита пенного напитка в стране тоже не наблюдается.

Забавно, но о том, что у России не выйдет с помощью запретов и «экономического кнута» остановить алкоголизацию населения, заявляли даже британские эксперты. Один из них, Крис Сноудон, в 2013 году договорился до того, что предрёк рост нищеты и криминализацию общества в случае повышения акцизов на спиртное и табак.

Что ж, прошло шесть лет, потребление спирта на душу населения в России снизилось с 18 литров в 2011-м до 10 литров в 2018-м, то есть почти в два раза. И никаких социальных катастроф не случилось.

Россияне действительно стали немного беднее (но виноваты в этом исключительно кризис и его последствия, антиалкогольная политика к этому не имеет никакого отношения) – и трезвее.

В самой же Британии наблюдается прямо противоположная ситуация, особенно в молодёжной среде: повальное пьянство, местами разбавленное почти столь же повальной наркоманией.

Вопрос приоритетов

Вообще, определённая правота в позиции критиков антиалкогольных инициатив есть: каждое нововведение, снижающее потребление населением спиртного, бьёт по доходам производителей и, как следствие, – по налоговым сборам.

В каких-то случаях может даже произойти сокращение рабочих мест. Однако опыт Афганистана и стран Латинской Америки однозначно свидетельствует о том, что «не все рабочие места одинаково полезны» и далеко не всякие доходы нужны экономике.

В конечном счёте это вопрос приоритетов: получить ли в бюджет лёгкие деньги от алкогольных акцизов – а в перспективе понести огромные убытки от ранних смертей и инвалидизации граждан, – или же потерпеть некоторое время, но на выходе у тебя будет здоровая молодёжь и минимум социальных издержек.

Именно этой вилкой, к слову, возможно, и объясняется сдержанная позиция Минфина, который новую инициативу не поддержал, но и не стал особо критиковать. Похоже, подчинённые Антона Силуанова никак не могут решить, с какой стороны лежит больший мешок денег.

Однако в целом, судя по длинному ряду решений, которые проводятся в жизнь начиная с конца нулевых, вполне очевидно, что алкоголь и еду рано или поздно придётся разводить по разным магазинам.

Хотя бы в силу того, что государству очень не хочется тратить деньги на лечение граждан, которые годами, из недели в неделю, хватают мимоходом спиртное с полок, не давая себе труда задуматься о последствиях своих привычек.

Автор: Виктория Фоменко




Загрузка...

Всю алкогольную продукцию и табак в России могут отправить в спецмагазиныПодписывайтесь на канал "Stockinfocus" в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.