Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Инвесторы не оценили «шедевр»: Илон Маск представил футуристический Cybertruck

В минувшую пятницу, 22 ноября, Илон Маск представил новый электромобиль от Tesla — футуристический угловатый ретрогрузовик Cybertruck. Форму машины уже сравнили в сети с «Москвичом» и бронеавтомобилем ФСБ. Акции Tesla (NYSE: TSLA) между тем упали.

Почему инвесторы не верят Маску?

Как и любой успешный менеджер (или менеджер, считающий себя успешным), Илон Маск понимает, что год без какой-либо новинки — это слишком много.

Рынок и инвесторов постоянно нужно кормить чем-то новым, показывать, что ты и твоя компания развиваетесь. Необходимо «подогревать» рыночную капитализацию и вселять в умы инвесторов веру в твои силы.

Cybertruck
Cybertruck. Почему над ним все смеются? Фото: Ringo H.W. Chiu / AP / ТАСС

Презентацию пикапа Cybertruck в самую пору назвать антипрезентацией. Дизайн нового грузовика очень смелый и напоминает нечто из фильмов-антиутопий, с примесью того, что принято называть киберпанком или ретрофутуризмом.

Под пущенный на сцену дым и музыку, в полутьме, озаряемой огненными всполохами, сверкая ярко-красными неоновыми огнями, выехал серебристый угловатый и неказистый автомобиль с большими колёсами.

Из него вышли трое мужчин, одетых в длинные кожаные плащи, и в тёмных очках — на сцене словно разворачивалось действие голливудского фильма про гибель человечества, в которых обычно люди очень стильно одеты во что попало, а не менее стильно выглядящие автомобили как будто нарочито сварены из простых прямых стальных листов.

По всей видимости, именно на этот «вау-эффект» и делал ставку Илон Маск. Однако одно из самых мягких определений в Сети — что это «очередная утрата связи с реальностью» от Илона Маска. Вместе с тем предприимчивый маркетолог Маск — не хозяин цирка-шапито, а глава Tesla и вообще, как заявляется, самый продвинутый предприниматель. Поэтому ему нужно было вызвать интерес инвесторов, которые почему-то оказались вовсе не удивлены этой новинкой.

Уродливая новинка

Именно этим определением называют Cybertruck большинство интернет-пользователей. Забегая вперёд, рискнём предположить, что такого же мнения могут придерживаться и большинство инвесторов, которые вкладываются в акции Tesla.

Как принято в автомобильном мире, во время презентации той или иной новейшей модели производитель не только стремится поразить всех новым дизайном, но и рассказать об особенных характеристиках прототипа.

Но Илон Маск отошёл от этого правила. Презентация была под стать самому автомобилю — нелогичная, демонстрационная. Были озвучены лишь примерные параметры трёх модификаций машины — заднеприводной, полноприводной и «полный фарш» с тремя электромоторами и повышенной дальностью хода на одной зарядке. Остальное сводилось лишь к демонстрации якобы невероятной прочности грузовика.

Центральным местом презентации стало вовсе не эффектное появление Cybertruck на сцене. Нет. Больше всего сейчас говорят о том, что после заявления Маска о пуленепробиваемых стёклах машины одно из них всё-таки треснуло, после того как шеф-дизайнером Tesla Франц фон Хольцхаузен запустил в него металлическим шариком.

После броска он сказал под смех в зале:

«Хм, возможно, я немного перестарался».

Хольцхаузен затем повторил бросок в стекло задней двери, и оно тоже треснуло. До конца презентации Маск рассказывал о прочности машины, а позади стояло живое доказательство того, что этой прочности нет.

Позднее Маск разместил в Twitter запись теста стекла до презентации, когда тот же Хольцхаузен кидал в него тот же металлический шарик. Тогда стекло выдержало удар.

В целом же заявляется, что машина должна получиться сверхпрочной. На сцене по ней били кувалдой, и корпус выдержал все удары. По заявлению Маска, кузов машины представляет собой цельнометаллический монокок из нержавеющей стали, то есть одну целую деталь, а не сварную из нескольких листов. Капсула салона, крылья, передняя часть — всё это одно целое.

Автомобильные эксперты между тем уже задаются вопросами о том, как будет вести себя такой кузов при ДТП. Дело в том, что все имеющиеся на рынке спорткары с капсулой салона в виде металлического или углепластикового монокока снабжены сминаемыми «обвесами» — специально, чтобы гасить кинетическую энергию удара.

В случае с Cybertruck, очевидно, корпус окажется невредим, зато энергия удара передастся напрямую телу человека внутри. Легко сминаемые детали также обычно амортизируют удар при столкновении машины с пешеходом. В новом грузовике Tesla, похоже, это не предусмотрено.

Cybertruck
Cybertruck. Хотелось бы узнать — что тут футуристического? / Фото: Insideevs.com

Однако Маск заявил, что уже к понедельнику число предзаказов на Cybertruck превысило 200 тысяч. По заявлениям главы Tesla, 17% из этих заявок поступили на машины с классическим задним приводом по цене 39,9 тыс. долларов, 42% — на полноприводную версию с двумя моторами за 49,9 тыс., и ещё 41% — на топовую комплектацию с наибольшей дальностью хода на одной зарядке (804 км) за 69,9 тыс. долларов.

Очевидно, что далеко не все люди, оформившие предзаказ, являются настоящими будущими покупателями. Скорее всего, среди них есть и определённый процент спекулянтов, которые сейчас платят 100 долларов за предзаказ, зато потом продадут свою «очередь» на машину за совершенно другие деньги.

Проигрышный хайп

Однако если предзаказы на машину появляются, то настоящие большие инвесторы, для которых и затевалось всё это красочное шоу, отреагировали с точностью до наоборот. Как сообщает Forbes, после презентации бронированного пикапа акции Tesla упали сразу на 6%, что привело к потерям порядка 770 млн долларов в одночасье. То есть шумихи создатели прототипа добились, а вот монетизировать этот хайп пока точно не смогли. Скорее наоборот.

В Сети Cybertruck уже сравнили с «джихад-мобилем» «Исламского государства» (террористическая группировка, запрещена в России), а также с «Москвичом». Кроме этого, в России удачно подметили сходство Cybertruck с поступившим на вооружение в ЦСН ФСБ ещё в 2016 году российским бронеавтомобилем «Фалькатус». Сделал это в том числе и популярный телеведущий Владимир Соловьёв.

В целом же Cybertruck от Tesla — это большой и громкий пиар-ход. Бьют кувалдой и заявляют, что до 100 км/ч новинка разгоняется всего за 2,8 секунды. Но на деле — стёкла треснули, машина будет дорабатываться, а противоречивый дизайн оттолкнёт от неё многих. Зато Илон Маск, как всегда, пошёл против трендов, против того, что принято на рынке, и чего от него ждут. Но ставка на это не работает.

Tesla продолжает быть трудной компанией, в которой уже не осталось почти никого из энтузиастов, создавших первые образцы, — всех их со временем «съел» Маск. Неприятности преследуют компанию с момента её основания. Известны даже случаи самопроизвольного возгорания машин и смертельные ДТП из-за отказа автопилота.

Однако Маск с завидной регулярностью пытается создать шумиху вокруг новинок компании. Например, более полугода назад он заявлял, что благодаря новейшим чипам в автопилотах машин Tesla вскоре будет создано первое роботакси. Однако с тех пор об этом проекте мы ничего не слышали.

«Вероятно, через два года мы сделаем машину без рулевого колеса или педалей»,

— приводило тогда слова Маска агентство Reuters.

В целом Маск регулярно радует общественность своими футуристическими идеями. И это несмотря на то, что его уже штрафовали за введение инвесторов в заблуждение, когда более чем год назад он опубликовал фейковый твит о якобы выкупе акций компании и переходе её из публичного статуса в частный.

Наконец, нельзя не вспомнить и космические проекты Маска в SpaceX. Эта компания на самом деле гораздо серьёзнее, чем «гражданская» Tesla, которая не выполняет никаких оборонных контрактов для правительства США. Маск продолжает строить новейший космический двигатель Raptor, и он должен заменить американцам российский РД-180, однако пока прототип ещё дорабатывается.

Илон Маск
Илон Маск/ Фото: CNN

Более того, в начале года на испытаниях SpaceX взорвался прототип спускаемой капсулы корабля Crew Dragon — пилотируемого аналога российского «Союза». Если сложить всё вместе, то Маску, конечно, можно даже сказать спасибо за то, что он своими экспериментами отбрасывает США всё время назад и обеспечивает превосходство российских космических технологий.

Но вместе с тем очевидно и то, что электропикап Cybertruck — это не более чем маркетинговый ход. В будущем, возможно, машина претерпит множество изменений и пойдёт в серию.

Однако Tesla решила презентовать этот странный, «сырой» и противоречивый автомобиль именно сейчас, потому что и денег за этот очередной «пузырь» от Маска нужно было собрать уже сегодня, не предоставив людям пока ничего, кроме обещаний и красивых картинок.

Автор: Егор Кучер