Скрытый счет на $100 млрд: как Россия содержит белорусскую экономику



Россия и Белоруссия подошли к очередной годовщине их Союза в условиях кризиса двусторонних отношений. Во сколько России обходится поддержка «особых отношений» с Минском?

2 апреля исполняется 20 лет Союзу России и Белоруссии, но «братские» государства встречают круглую дату в низшей точке своих отношений по меньшей мере за последние шесть-семь лет.

Скрытый счет на $100 млрд: как Россия содержит белорусскую экономику

Белорусско-российские отношения переживают «полномасштабный комплексный кризис, который включает как разногласия по конкретным вопросам экономического содержания, так и противоречия по фундаментальным вопросам стратегического и военно-политического характера», считает минский Центр стратегических и внешнеполитических исследований.

Незадолго до юбилея Союза, в феврале, президент Белоруссии Александр Лукашенко пожаловался, что Россия «пинает в хвост и в гриву» договоренности между двумя странами, в том числе в вопросе цены на российский газ.

Одна из причин такого поведения Москвы, по мнению Лукашенко, — определенные силы в российском истеблишменте, но только не президент Владимир Путин, которого Лукашенко 28 марта назвал «родным братом» (3 апреля они встретятся в Санкт-Петербурге).

Цена на российский газ уперлась в белорусское молоко

Цена на российский газ уперлась в белорусское молоко

Более $100 млрд за 11 лет

Кремль в тот же день, когда Лукашенко на своей большой пресс-конференции 15 минут подряд ругал российские власти, ответил цифрами, из которых следует, что «российская сторона оказывала и продолжает оказывать масштабную экономическую, политическую и иную помощь Белоруссии».

В качестве примера пресс-служба Кремля привела выделение Минску свыше $6 млрд кредитов по разным направлениям и ежегодные беспошлинные поставки нефти в период с 2011 по 2015 год в объеме от 18 млн до 23 млн т.

«Всего наш российский бюджет в этот период недополучил $22,3 млрд. Все это является не чем иным, как прямой и косвенной поддержкой нашего союзного белорусского государства», — говорилось в заявлении.

Каковы реальные масштабы экономической зависимости Белоруссии от России? «Если вы посмотрите цифры, которые представляет МВФ, то вы увидите впечатляющие цифры скрытой и прямой поддержки белорусской экономики», — дал наводку Путин в конце февраля на пресс-конференции в Бишкеке.

Действительно, МВФ в сентябре 2016 года оценивал общую поддержку белорусской экономики со стороны России в $106 млрд только за период 2005–2015 годов, или около $9,7 млрд в год (см. инфографику).

Экономика России: надежда умирает последней

Экономика России: надежда умирает последней

В разные годы объем «общей чистой поддержки» от России варьировался от 11 до 27% белорусского ВВП, следует из данных МВФ, предоставленных РБК. Но видно, что в последние годы российская помощь белорусской экономике сокращается, и это может отчасти объяснять последнее недовольство Лукашенко.

Модель отношений упрощенно можно описать так: «финансово-экономическая поддержка обменивается на определенную степень политической лояльности со стороны Белоруссии», говорит старший экономист Raiffeisen Bank International по Центральной и Восточной Европе Андреас Швабе.

«Белорусская экономика неустойчива без российской поддержки. Удивительно, как президент Лукашенко сумел обеспечить непрекращающуюся российскую поддержку в течение такого долгого времени, 20–25 лет», — сказал Швабе РБК.

Но в последнее время Белоруссия демонстрирует признаки «политической нелояльности» (не поддерживает украинскую политику России, контрсанкции), а Россия начинает ограничивать финансово-экономическую поддержку (сокращает поставки нефти в Белоруссию, повышает цены на газ, уменьшает закупки белорусских промышленных товаров), рассуждает экономист, оговариваясь, что, несмотря на все разногласия, фундаментальные отношения России и Белоруссии остаются «на удивление стабильными».

МВФ считает общую поддержку как сумму двух компонент — скрытые субсидии за счет скидок на российские энергоносители и чистая финансовая поддержка.

Получается наиболее широкая оценка, поскольку в составе финансовой поддержки МВФ учитывает не только межгосударственные кредиты, но и баланс взаимных прямых инвестиций, а также кредиты для Минска по линии Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР, бывший антикризисный фонд ЕврАзЭС), ресурсы которого на 88% сформированы российскими взносами (на конец 2015 года Минск был должен фонду $1,94 млрд, а в 2016 году занял там еще $800 млн).

Госпомощь

Такой подход может быть не совсем честен, если требуется оценить именно государственную финансовую помощь, говорит аналитик АКРА Дмитрий Куликов, — среди прямых иностранных инвестиций есть частные, они могут приносить реальный доход, когда в Россию возвращаются дивиденды или проценты.

Медведев произнес фатальную газовую угрозу в адрес Лукашенко

Медведев произнес фатальную газовую угрозу в адрес Лукашенко

По его мнению, разумно было бы взять для расчета задолженность Белоруссии по госкредитам (включая кредиты российских госбанков белорусскому правительству) и сумму накопленных субсидий по нефтегазовым поставкам, а прямые инвестиции не учитывать.



Задолженность Белоруссии по межправительственным кредитам от России на конец 2015 года составляла $6,02 млрд, следует из платежного баланса союзного государства, доступного на сайте Банка России (обзора за 2016 год еще нет).

Минфин России отказался раскрыть РБК текущую задолженность белорусского правительства, а Минфин Белоруссии не ответил на запрос РБК. В последний раз о межправительственном займе публично сообщалось в июле 2015 года, когда Минск получил российский кредит на $760 млн.

Как следует из платежного баланса Белоруссии с Россией за 2016 год (доступен на сайте белорусского Нацбанка), в прошлом году чистые заимствования белорусского правительства в России составили $250 млн, но это могли быть займы у российских госбанков. Их помощь — большой канал российских вливаний в белорусскую экономику.

В 2012 году Внешэкономбанк договорился предоставить Белоруссии до $10 млрд под строительство Белорусской АЭС по межправительственному соглашению, но пока выделен только первый транш в размере $500 млн (в мае 2014 года), а выбрано из него только $248 млн, говорил в декабре глава ВЭБа Сергей Горьков.

Сбербанк кредитовал государственный «Беларуськалий» — на $900 млн в 2011 году и на $550 млн в 2015-м. В целом по состоянию на 1 октября российские банки держали в Белоруссии активы на $4,9 млрд (за вычетом их обязательств там — $3,7 млрд).

ВЭБ, Сбербанк и Газпромбанк не ответили на запросы РБК, а ВТБ сообщил, что портфель кредитов его белорусской «дочки» местным предприятиям с госучастием составляет в пересчете с белорусских рублей около $75 млн.

Крупнейший инвестор

Лукашенко грозит Медведеву расплатой

Лукашенко грозит Медведеву расплатой

Прямые инвестиции (ПИИ) России в белорусскую экономику занимают от 57 до 64% общих иностранных вложений в страну, по данным Нацбанка Белоруссии за 2010–2015 годы.

При этом российские ПИИ в Белоруссию сокращаются, показывает статистика российского ЦБ (см. инфографику): чистые накопленные инвестиции достигали пика в 2010 году ($5,6 млрд), а на 1 октября 2016 года составляли $3,4 млрд.

Официальная российская статистика занижает объем вложений в Белоруссию, утверждает Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР), который ведет собственный мониторинг взаимных прямых инвестиций в СНГ.

Если по данным ЦБ размер накопленных инвестиций из России в Белоруссию в 2015 году составил $3,6 млрд, то мониторинг ЕАБР показывает цифру $8,3 млрд.

Банк помимо прочего анализирует корпоративную отчетность и сообщения СМИ; кроме того, в отличие от российского регулятора он учитывает инвестиции через офшоры и другие «перевалочные базы» капитала. Показатель ЦБ включает курсовые, рыночные переоценки и прочие изменения.

Белоруссия — лидер по российским входящим инвестициям среди стран Евразийского экономического союза. Впрочем, это произошло главным образом за счет покупки «Газпромом» компании «Белтрансгаз» (сейчас — «Газпром трансгаз Беларусь»), на которую концерн потратил $5 млрд в период с 2007 по 2011 год. Другие значимые российские проекты — инвестиции в «дочки» ВЭБа и МТС, в магистральный трубопровод «Транснефти» и Мозырский НПЗ.

Сколько теряет Россия?

До 90% экономической поддержки Белоруссии со стороны России в понимании МВФ приходится на скрытые субсидии по поставкам газа, нефти и нефтепродуктов.

Заведующий сектором «Экономика и финансы» Института энергетики и финансов Сергей Агибалов оценивает, что общий объем российского субсидирования Белоруссии льготными поставками энергоносителей с начала 2000-х годов составил почти $100 млрд, или свыше 200% белорусского ВВП за 2016 год.

Субсидии по газу в 2001–2016 годах составили $49,4 млрд, по нефти — $46,9 млрд, следует из расчетов Агибалова для РБК. И в отличие от кредитов, которые возвращаются с процентами, нефтегазовые льготы для Белоруссии — это безвозвратные косвенные потери российского бюджета. «Это для нас не выброшенные деньги — это просчитанные шаги в расчете на будущий результат», — уверял Владимир Путин в конце февраля.

«Все годы независимости Белоруссия получала газ от России на исключительно выгодных условиях — в отдельные годы она покупала газ в разы дешевле, чем все соседние европейские страны», — отмечает Агибалов.

Газовую льготу он рассчитывает как разницу в цене импорта с Германией (это сопоставимый крупный потребитель, цена российского газа на границе с Германией публикуется в открытых источниках, и ее можно считать рыночной конкурентоспособной ценой, объясняет он).

Но в 2016 году газовая субсидия резко сократилась — всего лишь до $350 млн с $2,2 млрд годом ранее, по расчетам Агибалова; и российские власти к концу марта 2017 года насчитали уже $700 млн задолженности Белоруссии за поставленный газ.

Россия поставляет Белоруссии сырую нефть беспошлинно, а перерабатываемые нефтепродукты поставляются Белоруссией за границу с взиманием пошлины и зачислением ее в белорусский бюджет. Субсидирование со стороны России в последнее время сократилось из-за особенностей экспортной пошлины.

Снижение мировых цен на нефть приводит к меньшему снижению цен на импорт сырой нефти, которую Белоруссия ввозит из России, по сравнению со снижением цен на нефтепродукты, которые Белоруссия экспортирует, — это следствие налогового маневра в российской нефтяной отрасли, объясняет Евразийский банк развития.

«При высоких ценах на нефть Белоруссия покупала ее в два раза дешевле рыночной цены, а сейчас — на 25% дешевле, — констатирует директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. — Россия зависит от нефти и газа, а Белоруссия точно так же зависит от российской нефтегазовой конъюнктуры. Если она ухудшается, то обостряются проблемы».

Сможет ли Белоруссия уйти от России?

Наказание для Лукашенко: Низких цен на газ придется ждать 4 года

Наказание для Лукашенко: Низких цен на газ придется ждать 4 года

На фоне сокращения российской экономической поддержки Минск пытается диверсифицировать источники финансовой помощи и внешнюю торговлю, опирающуюся на Россию, но сделать это сложно, отмечает ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Пухов.

Белоруссия с 2015 года ведет переговоры с МВФ о потенциальном кредите до $3 млрд, а снятые в 2016 году со страны санкции Евросоюза в принципе открыли возможность для кредитов от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка.

«В плане торговли Белоруссия, конечно, пытается диверсифицировать свой экспорт, наладить поставки в страны Евросоюза, не хочет ни в коем случае терять украинский рынок, — добавляет Александр Кнобель. — Россия для Белоруссии — это половина торговли, вторая половина — это Украина, Евросоюз (в основном Польша и Прибалтика), Россия — главнейший партнер, но Минск хочет эту долю снизить и нарастить присутствие на европейских рынках».

Но Андреас Швабе говорит, что при Лукашенко Белоруссия вряд ли сможет отвернуться от России. «Запад в обмен на существенную финансовую поддержку, вероятно, потребует от Минска экономических реформ, что ослабило бы контроль Лукашенко над экономикой и государством в целом — а это для него неприемлемо», — рассуждает экономист. Да и Россия после 2014 года показала своей политикой на постсоветском пространстве, что не «позволит» Белоруссии пойти на такой шаг.

Авторы: Иван Ткачёв, Антон Фейнберг


НАВЕРХ СТРАНИЦЫ