default-logo

2011 год будет урожайным на IPO



Претендентов на размещение бумаг на бирже в 2011 году становится все больше – эксперты не видят для компаний никаких препятствий для успешных IPO, кроме завышения собственной стоимости. Среди готовящих листинг компаний в 2011 году выделяется «Яндекс» благодаря потенциалу развития российского IT-сектора.

Список желающих провести IPO в 2011 году пополнил новый претендент – «Русская медная компания». Отказавшись от листинга во время кризиса, сейчас она вернулась к своим первоначальным планам, сообщает Reuters. Организаторами размещения компания выбрала CS и Deutsche Bank, однако объем размещения пока не назван.

До «Русской медной компании» в феврале о своих планах провести первичное размещение акций заявили розничный продавец обуви «Центробувь» и медиахолдинг «ЮТВ-Медиа». Помимо этого, активную подготовку к IPO ведет сотовый ритейлер «Евросеть», рассматривает возможность листинга на LSE и интернет-гигант «Яндекс».

Эти компании представляют собой вторую волну желающих обзавестись публичным листингом. Первая волна состояла из угольной компании «Кокс», золотодобывающей «дочки» «Северстали» Nord Gold N.V. и ОАО «Челябинский трубопрокатный завод». Ее вряд ли можно назвать удачной. В результате отказа от размещения ЧТПЗ лишился возможности привлечь $472,5–621,0 млн в результате продажи около 30% акций увеличенного капитала, ОАО «Кокс» не разместило акции на сумму около $500 млн, а Nord Gold N.V. упустила шанс привлечь $1 млрд. Причину отказа от IPO эти компании назвали одну – «неудовлетворительные рыночные условия».




Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.  

Неблагоприятная конъюнктура рынка – самый «модный» повод отказаться от проведения IPO, на самом же деле основной причиной отказа чаще всего является неготовность самой компании становиться открытой и давать адекватную оценку собственным активам, отмечает аналитик ФЦ «Инфина» Юлия Гапон. «Чаще всего компаниям не удается разместиться по первоначально заявленному диапазону, так как он может быть слишком высоким», –комментирует г-жа Гапон.

«Так, «Северсталь» планировала размещение 25% акций Nord Gold N.V по завышенным оценкам, – отмечает аналитик «Рай, Ман энд Гор Секьюритиз» Андрей Третельников. – При размещении оценка Nord Gold составляла около $3 млрд – в нее были заложены высокие цены на золото и рост производства на пока еще развивающихся проектах – таким образом, Nord Gold планировала размещение наравне с такими золотодобывающими гигантами, как «Полюс золото» и «Полиметалл». Инвесторы оказались не готовы принять такие риски, поэтому последовал отказ компании от IPO».

Но есть и удачные примеры. В качестве такого успешного примера размещения бумаг эксперты приводят SPO 10% госпакета акций ВТБ – бумаги компании были проданы на открытом рынке по цене ниже рыночной – $6,25 за GDR и 0,0915 руб. за акцию. «В настоящий момент мировые рынки не испытывают недостатка в денежных средствах, что подтверждает активность сделок M&A, однако инвесторы не готовы приобретать новые акции по завышенным ценам, и интерес к новым компаниям будет возникать в случае рыночной оценки их активов» – комментирует главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. Эксперт напоминает, что в 2011 году, по прогнозам аналитиков, рост рынка IPO может составить около 20%.

Среди компаний, готовящих IPO в 2011 году, аналитики особенно отмечают «Яндекс» – российская интернет-компания рассматривает возможность проведения в первой половине 2011 года на Лондонской фондовой бирже IPO, в ходе которого планирует привлечь около £1 млрд (около $1,573 млрд). «На сегодняшний день IT-сектор представляет собой один из наиболее интересных объектов для инвестирования из-за больших перспектив для развития, – уверена г-жа Гапон. – Интернет-покрытие в России на сегодняшний день не развито и неминуемо будет расширяться, что может особенно привлечь иностранный капитал». Успех IT-компаний у участников рынка подтверждает и размещение Mail.ru Group. В начале ноября компания привлекла $912,04 млн в ходе IPO на Лондонской фондовой бирже, при этом размещение прошло по цене $27,7 за бумагу, что представляет собой верхнюю границу ценового диапазона $23,7–27,7 за бумагу.

Менее широкий отклик у инвесторов может вызвать размещение «Евросети», которая планирует в 2011 году листинг 30% акций в Лондоне – компания явно привлекает средства для погашения высокой долговой нагрузки, отмечает Юлия Гапон. На сегодняшний день долговая нагрузка «Евросети» составляет $324 млн, часть из этого долга компания намерена рефинансировать у Альфа-банка.

При этом IPO сырьевых компаний может быть сложнее из-за активного роста цен на металлы и на нефть. «Если сырьевая компания проводит размещение, когда цены на ее продукт находятся на своем пике, всегда есть риск их падения, что не может не отразиться негативно на размещении бумаг, – отмечает аналитик «Рай, Ман энд Гор Секьюритиз» Алексей Минаев. – Если компания строит оценку своих акций, учитывая риски падения цен, то есть возможность успешного размещения, если же данный дисконт не заложен, бумаги могут выглядеть переоцененными».

С проблемами при размещении может столкнуться и «Центробувь» – компания является локальным ритейлером, и при размещении в Лондоне ее бумаги могут испытывать недостаток ликвидности, считают эксперты.

В целом списывать со счетов новых претендентов на размещение не стоит, считают аналитики. «Мы считаем 2011 год удачным для проведения IPO, – комментирует аналитик ФЦ «Инфина» Юлия Гапон. – С конца 2010 года на рынке растет ликвидность, а банки готовы к кредитованию новых эмитентов, и компании, которые действительно готовятся к размещению, не упустят это время, даже если придется снизить объемы размещения». Так, например, группа ГМС («Гидравлические машины и системы») снизила стоимостной диапазон размещения с первоначально предполагавшихся $437–567 млн до $360 млн и о своем намерении отменить размещение не заявляла.

Таким образом, ситуация на рынке и готовность инвесторов вкладывать денежные средства говорят в пользу размещения бумаг на открытом рынке. Но компаниям придется при выходе на IPO проходить «тест на жадность» и закладывать в оценку своих стоимостных параметров различные риски для адекватной их оценки.

Использован материал: fincake



Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.  
НАВЕРХ СТРАНИЦЫ