Для России и Украины наступает час истины

Для России и Украины наступает час истины Аналитика

На саммите Таможенный Союз — Украина — Евросоюз в Минске Владимир Путин заявил, что вынужденная перенастройки экономики России из-за подписания соглашения Украины с ЕС обойдется нам в 100 млрд рублей. Ущерб Украины может составить миллиарды евро.

Москва вынуждена отменить преференции для украинского импорта, который из-за обнуления Киевом пошлин на товары из ЕС, может хлынуть на российский рынок. На этом экономическом фоне президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана вместе с представителями ЕС пытались договориться о мирном разрешении войны на Донбассе.

Для России и Украины наступает час истины

«Здесь решается судьба мира и Европы», — такое глобальное заявление сделал президент Украины Петр Порошенко на открытии саммита ТС-Украина-ЕС в Минске 26 августа. Саммит действительно привлек пристальное внимание мировой общественности. На встречу аккредитовались свыше 300 иностранных журналистов. А эксперты целую неделю строили прогнозы относительно возможных результатов от встречи Владимира Путина и Петра Порошенко.

Несмотря на то, что до самого последнего момента было не ясно, состоится ли беседа президентов России и Украины в формате теа-а-тет в принципе. Этот вопрос стал главной интригой саммита (интрига на время публикации так и не прояснилась). Основной же повесткой дня был вопрос об экономических отношениях Таможенного союза с Украиной (в свете подписанного Киевом соглашения об ассоциации с ЕС).

Поэтому в работе саммита приняли участие не только лидеры Белоруссии и Казахстана Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев, но и три высокопоставленных представителя Евросоюза. Это верховный комиссар по внешней политике Кэтрин Эштон и еврокомиссары по торговле и энергетике Карел де Гюхт и Гюнтер Эттингер.

Каждая из сторон заранее преследовала свои цели. Например, Владимира Путина волновали и последствия ассоциации Украины с ЕС для России, и пути мирного решения внутриукраинского кризиса, и гуманитарная катастрофа на Донбассе, и необходимость прекращения там огня. Брюссель в рамках саммита планировал обсудить не только ратификацию соглашения об ассоциации ЕС и Украины, но и новый раунд газовых переговоров в сентябре.

Порошенко заранее объявил, что едет в Минск «договариваться о мире» на юго-востоке страны и декларировал о намерении как можно быстрее ратифицировать соглашение с ЕС. А для Лукашенко важно было выступить в роли миротворца, и он подчеркнуто позиционировал себя в этом статусе. Например, открывая общую встречу, лидер Белоруссии отметил, что за столом нет «посредников, лоббистов и авантюристов», здесь только люди крайне заинтересованные в урегулировании ситуации.

Таким образом, основная торгово-экономическая повестка тесно переплеталась с политическим вопросом урегулирования кризиса на Украине. В этой связи некоторые украинские эксперты предсказывали, что договоренности, даже если они не будут достигнуты в Минске, возможны в будущем. Чему поспособствует не только ход событий на фронте, но и позиция Германии и ЕС, которые будут подталкивать Киев к необходимости заключения мира, в том числе, экономическими рычагами. Тем более, что немецкий канцлер Ангела Меркель, посетившая Киев в минувшую субботу, признала, что проблемы на востоке Украины не имеют военного решения, а мир возможен только через политическое решение — федерацию или широкую децентрализацию.

Но пока одни наблюдатели оптимистично надеялись, что стороны смогут договориться и найти компромисс, другие (на основании того же событийного фона) пессимистично предсказывали, что переговоры успехом не увенчаются. В частности, украинский депутат Анатолий Гриценко говорил, что переговоры будут бесполезны, так как с «Путиным-агрессором» обсуждать нечего. А спикер Верховной рады Александр Турчинов накануне саммита заявил, что дипломатическим путем урегулировать ситуацию нельзя, ее можно разрешить только с помощью войны. Кстати говоря, Александр Лукашенко уже во время саммита (после встречи с Эштон) тоже заявил, что колоссального прорыва от встречи ожидать не стоит. Но добавил, что «концептуально мы должны определиться, чтобы начать движение к миру».

А Порошенко еще раз отметил, что ключевой целью минских переговоров является имплементация его мирного плана. Он обратился к лидерам с просьбой рассмотреть этот план и принять его. Говорил он об этом и на отдельной встрече и с Лукашенко, и с Назарбаевым. Кстати, президент Казахстана призвал своего украинского коллегу побеседовать с Путиным «с глазу на глаз», так как «для России и Украины настает час истины». «Дальше это кровопролитие продолжаться не может», — сказал Назарбаев.

Он добавил, что стороны должны искать компромисс для скорейшего достижения мира и заверил в готовности направить гуманитарную помощь в восточные регионы Украины. Назарбаев также предложил сохранить формат переговоров на высшем уровне в Минске и провести следующую встречу в Казахстане. А Владимир Путин подчеркнул, что кризис на Украине нельзя разрешить силовым путем. Без учета насущных интересов юго-восточных регионов страны, без мирного диалога с их представителями.

Но прежде чем встретиться с лидерами стран ТС Петр Порошенко пообщался с главой европейской дипломатии Кэтрин Эштон. После чего подтвердил, что Украина в сентябре ратифицирует Соглашение об ассоциации с ЕС. «Наша интеграция в ЕС — это наш цивилизационный выбор, который никоим образом не направлен против других наших соседей. Наоборот — это положительно повлияет на взаимоотношения со всеми соседями, в первую очередь — в экономической сфере», — пояснил украинский президент.

В свою очередь Владимир Путин во время многосторонней встречи отметил, что Россия всегда уважала и уважает выбор других стран, но не в ущерб интересам других государств и «не за наш счет». И хотя он считает полезным взаимодействие Таможенного союза с Украиной, вряд ли это возможно в условиях ассоциации Украины с ЕС. И Россия будет вынуждена в качестве защиты своего рынка отменить преференции для украинского импорта и ввести стандартный режим торговли в условиях соглашения Украины об ассоциации с ЕС. В полном соответствии с положениями Соглашения СНГ о зоне свободной торговли и нормами ВТО.

Владимир Путин напомнил, что из-за обнуления Украиной пошлин на импорт из ЕС, которое коснется 98% товарной номенклатуры, произойдет значительный рост поставок европейских товаров на украинский рынок. Менее конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться на рынок Таможенного союза, и в большей степени на российский.

«По самым скромным оценкам, совокупный ущерб только экономике России может превысить 100 млрд рублей», — сказал Владимир Путин. — Под ударом окажутся целые сектора нашей промышленности и АПК со всеми последствиями для темпов хозяйственного роста и занятости… Потери будут и у Белоруссии, и у Казахстана».

При этом Путин призвал учесть и риск противозаконного реэкспорта на общий рынок Таможенного союза продукции стран ЕС под видом украинских товаров. Президент посетовал, что страны ЕС отказались от дискуссии на эту тему с Москвой, но заявил, что Россия рассчитывает на конструктивный диалог с Украиной и ЕС по экономическому взаимодействию с учетом взаимных интересов.

«Рассчитываем, что на сегодняшней встрече удастся провести конструктивный разговор, в ходе которого наши аргументы все-таки будут восприняты — как украинскими, так и европейскими партнерами», — заявил Владимир Путин.

Путин отметил, что Украина тесно интегрирована в экономическое пространство СНГ и, по сути, наряду с Россией, Белоруссией и Казахстаном является неотъемлемой составной частью крупнейшего в мире единого хозяйственного комплекса, создававшегося на протяжении веков.

Страны Таможенного союза являются ключевыми внешнеторговыми партнерами Украины (товарооборот в 2013 году составил 50 млрд долларов, за шесть месяцев этого года — 22,7 млрд долларов). При этом на рынок Таможенного союза приходится 30% украинского экспорта. Объем российского капитала в банковской системе Украины достиг порядка 32%.

«Смогут ли страны о чем-либо договориться в нынешней непростой политической ситуации? В любом случае все понимают, что договариваться придется рано или поздно, — пояснил «Эксперт Online» Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН. – Все равно мы соседние страны, исторически и экономически связанные. Все равно Украина остается транзитной страной для нас и поэтому необходимые механизмы соблюдения взаимных экономических интересов искать придется».

В случае, если в Россию хлынут товары из Европы после вступления в силу договора об ассоциации Украины с Евросоюзом, нам придется принять защитные для экономики меры. «Россия в этой ситуации бездействовать не может, — подчеркнул Путин. — Мы просто вынуждены будем, я хочу это подчеркнуть, вынуждены будем принять ответные меры, защитить свой рынок».

Как известно, подписание экономического раздела договора об ассоциации ЕС и Украины ранее было отложено из-за опасений, что создание зоны свободной торговли может привести к отрицательным последствиям для промышленных регионов самой Украины. Но все же 27 июня экономический блок соглашения был подписан. Экономическая часть предусматривает создание зоны свободной торговли и затрагивает такие вопросы, как доступ на рынки, торговля энергоносителями, сотрудничество в сфере сельского хозяйства, транспорта, металлургии, космоса, научных исследований, туризма, предпринимательской деятельности, защита интеллектуальной собственности, порядок рассмотрения споров и условия налогообложения.

«Да, риск того, что в Россию хлынут товары из Европы есть, но будем объективными – этот риск научились преодолевать, — говорит Яков Миркин. — Например, как Швейцария защищает себя, заключая в июле 2013 года договор о зоне свободной торговле с КНР от того, что через КНР в Швейцарию хлынет поток беспошлинных товаров из АСЕАН, Чили, Перу и т.п., с которыми Китай имеет подобное соглашения? Ответ простой.

Предметом соглашения о беспошлинной торговле являются только товары, на 100% своего состава «извлеченные» и произведенные в данной стране либо прошедшие «существенную трансформацию». При этом в соглашении подробно описывается, что такое «полностью извлеченные и произведенные» и что такое «существенная трансформация» — все возможные случаи. Аналогичное соглашение может появиться и между странами Таможенного союза, Украиной и Евросоюзом».

«Отказ от общих с СНГ технических норм и адаптация к стандартам ЕС обойдется Украине в миллиарды евро», — сказал Владимир Путин, отметив, что будут утрачены партнерские связи с государствами Таможенного союза в целом ряде отраслей.

Говоря об отмене преференций к импорту с Украины, Путин отметил, что мы не хотим кого-то дискриминировать, не собираемся и не будем этого делать. «Я хочу это подчеркнуть, чтобы было всем ясно: просто будем вынуждены ввести в отношении Украины стандартный торговый режим, тот же, который применяется в торговле между Россией и Евросоюзом», — сказал Путин.

Путин добавил, что Россия самым внимательным образом посмотрит на применение Украиной в соответствии с соглашениями об ассоциации с ЕС фитосанитарных норм.

«И мы обязательно введем зеркальные нормы, сегодня у нас очень гибкое регулирование, мы введем такие же точно нормы в отношении Украины», — пообещал президент. В то же время президент Украины Петр Порошенко предложил договориться о создании мониторинговой группы, которая будет оценивать реальный ущерб для ТС от ассоциации Украины с ЕС.

«Сегодня мы можем договориться о создании мониторинговой группы, которая будет мониторить реальный, а не гипотетический возможный ущерб,- сказал Порошенко. — И после того, как этот ущерб будет зафиксирован, поговорить о механизмах компенсации или защиты». Президент Украины также отметил возможность начала диалога о переходе к системе взаимного признания сертификатов, взаимного признания заключения лабораторий для решения фитосанитарных проблем.

По оценке Порошенко, торговый оборот с Таможенным союзом упал на 30%, «что является невыгодным как для Украины, так и для наших партнеров из ТС». «Ни в коем случае нельзя допустить сегодня дальнейших ухудшений условий торговли»,- подчеркнул президент Украины.

«Такой международный механизм вполне уместен, — пояснила «Эксперт Online» Эльмира Крылатых, заведующая кафедрой экономики и управления бизнесом Научно-исследовательского центра ВШКУ РАНХиГС. — случае изменения структуры импорта мы обязательно должны следить за тем, что поставляется в страны Таможенного союза, насколько продукция соответствует требованиям качества. Но согласование международных сертификатов качества потребует много времени. В странах Таможенного союза принято много стандартов качества, которые значительно отличаются от европейских».

«Что касается промышленности, то одним из важнейших компонентов здесь является просто определение страны происхождения товара», — отметил президент. «У нас есть большие подозрения, я уже об этом говорил, и большие угрозы, что к нам через территорию Украины пойдет европейский товар», — пояснил Путин.

«У нас даже в рамках Таможенного союза уже сегодня идет запрещенный сегодня к ввозу на территорию РФ товар из стран ЕС, в данном случае, к сожалению, через Белоруссию, — заявил Путин. — Смотрим: страна происхождения — Белоруссия. Наклейку сорвали – Польша».

«С Украины будет в десятки раз (больше), захлестнет просто, понимаете, — заявил президент. — Я знаю, что руководство Белоруссии, и правительство, и президент стараются воспрепятствовать подобной негативной и незаконной практике; у нас хотя бы с ними есть соглашение, с Украиной этого нет».

Ранее российская сторона неоднократно указывала на то, что принятие Киевом в полном объеме содержащихся в соглашении об ассоциации с ЕС требований о тарифной либерализации, переходе на технические и санитарно-ветеринарные нормы Евросоюза неизбежно отрицательно скажется на объемах и динамике торгово-инвестиционного сотрудничества в евразийском регионе. Президент РФ отметил, что ущерб будет нанесен и экономикам стран Таможенного союза.

Автор: Ольга Вандышева, Александр Лабыкин

Stockinfocus.ru