Россия сможет вернуть Мистраль с помощью спецоперации

Россия сможет вернуть Мистраль с помощью спецоперации Аналитика

Президент Франции ожидаемо наложил вето на поставку вертолётоносцев Mistral в Россию. Хотя решение не передавать корабли российскому ВМФ неокончательное, большинство экспертов склоняются к тому, что кораблей Россия уже не получит.

Россия сможет вернуть Мистраль с помощью спецоперации

Теперь впереди продолжительные тяжбы в Международном арбитражном суде. «Наша Версия» решила рассмотреть самые резонансные случаи, когда военные заказы срывались по политическим причинам, и то, как эти ситуации разрешались.

Торговля оружием испокон веков была серьёзным и доходным бизнесом. Причём залогом его успеха всегда являлось наличие у производителей вооружений передовых технологий. Те, кто преуспел в этом деле, стали получать контракты на поставку вооружения не только от своей армии, но и заказы из-за рубежа.

Правда, если 500 лет назад властям было всё равно, в какую страну кузнец продаёт свои мечи, то сегодня государствам уже приходится следить за тем, чтобы передовые военные технологии не попали в руки потенциального противника. Если же это происходит, то бизнес моментально уступает место политике. Так, к примеру, в Советский Союз, а теперь и в Россию западные страны экспортируют военную технику с большой неохотой, серьёзные контракты можно посчитать по пальцам.

Олланд все-таки прогнулсяОлланд все-таки прогнулся

По большому счёту только предыдущей министр обороны Анатолий Сердюков сумел заключить значимые договоры с заграничными производителями вооружения.

Напомним, что тогда помимо покупки у Франции двух вертолётоносцев были заключены крупные контракты на покупку партии израильских беспилотников, а также итальянских армейских многоцелевых бронированных автомобилей Iveco LMV.

Кроме того, российское Минобороны заключило контракт с немецким концерном Rheinmetall на строительство учебного центра боевой подготовки в Мулино Нижегородской области, который, как и в ситуации с Mistral, был расторгнут летом этого года в связи с введением против России санкций.

Израиль украл свои катера

В конце ноября с Mistral, построенного для России, украли высокотехнологичное оборудование. Во время кражи с судна исчезли жёсткие диски компьютеров, комплектующие системы связи и различные высокотехничные детали оборудования. Воров так и не нашли, однако после этого во Франции вспомнили давнюю историю. В 1969 году французы также из-за санкций отказались отдавать Израилю ракетные катера типа Saar.

В то время Франция была главным поставщиком вооружений в Израиль, обеспечивая более половины всех поставок оружия еврейскому государству, а потому вопрос, у кого заказывать 12 ракетных катеров, в Иерусалиме даже не возник. Весной 1967 года Израиль официально получил первые катера. Но летом того же года прошла Шестидневная война (между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром – с другой), которая значительно ухудшила отношения двух стран.

Франция, благоволившая Алжиру, осудила Израиль за участие в этой войне. Последней каплей стали события 1968 года, когда израильский спецназ провёл операцию, во время которой уничтожил более половины ливанского гражданского воздушного флота. В ответ Совет Безопасности ООН осудил действия Израиля, а некоторые страны, в том числе и Франция, ввели в отношении его санкции.

Было объявлено полное эмбарго, военно-техническое сотрудничество Франции и Израиля, все контракты были полностью заморожены. На момент введения эмбарго во Франции оставалось семь катеров. Два из них во время прохождения ходовых испытаний израильтяне благополучно оставили себе. Но как получить ещё пять?

В начале октября 1969 года спецслужбы Израиля разработали секретную спецоперацию «Ноев ковчег». В ходе операции права на катера были переданы норвежской фирме-однодневке, которой, согласно легенде, понадобились суда для проведения поисков нефти на Ближнем Востоке. Под прикрытием документов норвежской фирмы израильские моряки в ночь на 25 декабря 1969 года проникли на катера.

В два часа ночи, когда французы по причине Рождества находились в расслабленном состоянии, все пять ракетных катеров без огней и опознавательных флагов синхронно покинули порт Шербура и вышли в открытое море. Их исчезновение обнаружили только спустя сутки. Французские источники утверждают, что министр обороны Франции приказал поднять в воздух самолёты, догнать беглецов и нанести удар по катерам, но после отменил своё решение.

Ирану не удаётся купить современное вооружение

Главным неудачником по провальным закупкам вооружения является Иран. В 1974-м Тегеран заказал у США шесть эсминцев типа Spruance и Kidd по изменённому проекту, а в 1975-м – три устаревшие на тот момент субмарины типа Tang. Но неожиданно в стране началась Исламская революция 1979 года, которая испортила отношения Тегерана и Вашингтона.

В итоге четыре эсминца, построенные для иранского флота, подняли американский флаг. Подводными лодками США также распорядились по своему усмотрению: корабли были конфискованы американским правительством. После одну субмарину продали Турции, две другие впоследствии списали, не найдя достойных покупателей. Причём одна из субмарин уже была готова к переходу в Иран, на ней находился иранский экипаж, но в итоге моряки вернулись домой самолётом.

Не в лучшем положении оказывался и Ирак. В 1980 году он разместил в Италии заказ на обновление своего флота. В пакет вошли четыре фрегата типа Lupo, шесть корветов типа Assad, а также суда обеспечения. К 1984 году заказ был выполнен, однако тут грянула ирано-иракская война, и Багдад оказался неплатёжеспособен, была перечислена только шестая часть полной стоимости заказа – более чем 2,5 миллиарда.

В результате итальянское правительство заморозило поставки. Долгое время велись переговоры о рассрочке выплат, но когда в августе 1990 года Багдад вторгся в Кувейт и началась война в Персидском заливе, заказ окончательно был аннулирован. После этого Рим официально конфисковал корабли: фрегаты были отданы собственному флоту, а четыре корвета из шести проданы в Малайзию.

При этом два полностью готовых и формально переданных ВМС Ирака корвета до сих пор стоят в порту итальянского города Специи. Сегодня, спустя 30 лет с момента подписания контракта, новое иракское правительство согласилось выплатить 300 млн долларов на ремонт и модернизацию этих кораблей и в данный момент предполагает пополнить ими свой флот.

Из всего этого видно: несмотря на любые санкции, ситуация может меняться. Либо усилиями самой покупающей стороны, либо с помощью продающей. Так, в 2010 году Москва заморозила соглашение о поставках в Иран зенитных ракетных комплексов С-300. Это соглашение о военно-техническом сотрудничестве было приостановлено из-за резолюции Совета Безопасности ООН об ужесточении международных санкций против режима аятолл.

На прошлой неделе американский Госдепартамент заявил: США опасаются, что в сложившейся обстановке противоречий Москва всё-таки поставит Ирану зенитные комплексы С-300. Ну как, придут Mistral в Россию?

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов: Доверие к Франции, которая так и не выполнила свой контракт по поставке Mistral, действительно теперь в мире ухудшится. Понятно, какими мотивами руководствуются французы, когда задерживают передачу кораблей, но это их не оправдывает.

Какими бы ни были обстоятельства, нельзя сбрасывать со счетов правовую сторону вопроса. В торговле очень важно неукоснительно выполнять условия контракта и договорённости, быть надёжным партнёром. Если бы Франция не была так подвержена внешнеполитическому воздействию, а выступала как самостоятельный субъект, это было бы в её национальных интересах и интересах её экономики.

Но очевидно, что на Париж идёт сильное давление со стороны НАТО и США. В итоге это приведёт к тому, что большинство стран, которые являются потенциальными покупателями французской военной продукции, такие как Китай и Индия, Таиланд, Малайзия, станут с предубеждением и недоверием подходить к возможности заключить контракты с французскими фирмами. Будут держать в уме, что в зависимости от изменений политической обстановки контракт может быть в любой момент сорван.

Автор: Александр Степанов

Stockinfocus.ru