Коротко и доступно о том, чем отличаются истребители нового поколения и о том, на что они на самом деле способны.
Зрители, приходящие на МАКС, справедливо считают полеты истребителей самой «вкусной» частью авиашоу. Действительно, глядя на то, что вытворяют в воздухе российские Су-27 и МиГ-29, кажется, что для них нет ничего невозможного. Но это самолеты «всего лишь» четвертого поколения, выпускающиеся уже довольно давно.
СВЕРХМАНЕВРЕННОСТЬ
Истребитель 5-го поколения может совершать маневры, на которые не способны даже акробатические бипланы. Например, делать мертвую петлю вокруг собственного хвоста. Эта фигура названа Чакрой Фролова в честь летчика, выполнившего ее первым. Сверхманевренность Т-50 достигается за счет аэродинамических органов управления, положение которых меняет компьютер, и двигателей АЛ-41Ф1 с всеракурсными поворотными соплами.
МАЛОЗАМЕТНОСТЬ
Малозаметность Т-50 в радиодиапазоне обеспечивается формой фюзеляжа, рассеивающей излучение радаров в лобовой проекции. Исключены поверхности, образующие угол 90°, поэтому хвостовые кили наклонены. Применены радиопоглощающие покрытия. 37-тонный Т-50 на экране радара кажется объектом размером с футбольный мяч. Он в 15 раз незаметнее, чем истребитель 4-го поколения.
РАДАР с активной фазированной антенной решеткой (АФАР)
В АФАР сигнал излучается отдельными микроволновыми модулями (1526 модулей в АФАР Т-50). Это позволяет нацеливать луч без вращения антенны. Поломки отдельных модулей не влияют на работоспособность радара. АФАР имеет плоскую форму, поэтому несколько радаров на Т-50 формируют так называемую «умную обшивку» с всеракурсным обзором воздушной обстановки.
РАЗМЕЩЕНИЕ ВООРУЖЕНИЯ во внутренних отсеках
Требования сверхзвукового крейсерского полета и малозаметности делают нежелательным размещение ракет и бомб на внешних подвесках. Для вооружения на Т-50 предусмотрены специальные отсеки внутри фюзеляжа. В них помещается 10 ракет «воздух—воздух» или восемь авиабомб массой по 500 кг.
СВЕРХЗВУКОВАЯ КРЕЙСЕРСКАЯ СКОРОСТЬ
Для истребителей 4-го поколения полет на сверхзвуковой скорости возможен только ограниченное время при включении форсажа. Двигатели Т-50 позволяют летать на сверхзвуке без форсажа, то есть сверхзвук — это режим его обычного, крейсерского полета.
Источник: ВТБ