Верховная Рада Украины проголосовала за децентрализацию без Донбасса

Верховная рада Украины приняла в понедельник в первом чтении проект изменений в Конституцию, предложенный ранее президентом Петром Порошенко и предусматривающий децентрализацию страны; однако на фоне этого у здания Рады начались уличные беспорядки, в ходе которых, по последним данным, пострадали около 100 человек.

Окончательное голосование должно пройти до конца этого года, однако уже сейчас законопроект вызывает ожесточенные споры и критику.

Киев преподносит эти реформы как выполнение обязательств в рамках Минских соглашений. Однако в действительности они имеют весьма отдаленное отношение к этому процессу. В Минске договаривались, что к работе над поправками в Конституцию будут привлечены представители Донецка и Луганска, что в основном законе будет прописан особый статус Донбасса. В итоге этого не случилось.

Под сирены и взрывы

Обсуждение поправок проходило в обстановке, приближенной к боевой. Причем как внутри Верховной Рады, так и за ее стенами. О своем категорическом неприятии документа еще до голосования заявили «Радикальная партия», «Батькивщина», а также почти в полном составе фракция «Самопомощь». По их мнению, поправки дают слишком много полномочий Порошенко и Донбассу.

Верховная Рада Украины проголосовала за децентрализацию без ДонбассаГлава фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко вообще утверждает, что поправки в конституцию делаются с подачи Москвы. «У кого-то есть сомнения, что в геополитических кулуарах было договорено о принятии таких изменений в Конституцию с Россией? Сомнений нет», — сказала она.

Само рассмотрение законопроекта проходило при заблокированной трибуне Верховной рады. Депутаты «Радикальной партии» во время выступления глав фракций кричали «позор», а также использовали сирену, чтобы заглушать выступления. Все это, однако, не помешало сторонникам президента и премьера, а также поддержавшему их «Оппозиционному блоку» и внефракционным депутатам набрать 265 голосов при необходимом минимуме в 226.

Возле Верховной рады события развивались еще драматичнее. Возле парламента собралось несколько сотен противников поправок в конституцию. Узнав о принятии законопроекта, они попытались штурмовать Раду, атаковали сотрудников спецназа палками, бросали в них дымовые шашки. Правоохранители в ответ применили слезоточивый газ. А затем дело дошло и до кровопролития. Кто-то из митингующих бросил в спецназовцев боевую гранату.

«Несколько военнослужащих Национальной гвардии получили тяжелые ранения. Их жизнь в опасности. МВД осуществляет первоочередные действия по поиску и задержанию провокаторов», — сообщил в Facebook советник главы МВД Украины, депутат Антон Геращенко.

По последним данным, всего в результате столкновений возле Верховной рады ранения получили около 90 правоохранителей. Киевский мэр Виталий Кличко, в свою очередь, заявил, что есть и погибшие. В ходе столкновений были задержаны около 30 человек.

Донбасс без статуса

Из-за чего же в Киеве разгорелись такие страсти? Предложенные президентом изменения конституции предусматривают трехуровневую систему местного самоуправления. Предполагается, что система административно-территориального устройства будет состоять из регионов, районов и общин, община может включать один или несколько населенных пунктов — громад. Именно общинам предлагается передать самые большие полномочия и финансовые ресурсы.

Представителем государства (префектом) на местах будет лицо, которое назначается и увольняется президентом по представлению правительства. Кроме того, согласно разработанным поправкам, президенту предоставляется право досрочно прекращать полномочия местных органов власти (мэров, а также городских, районных и областных советов) с возможностью назначения прямого президентского правления через специального уполномоченного сроком на один год. По мнению Порошенко, это позволит ему быстро реагировать на «проявления местного сепаратизма».

[quote align=»left»]Ростислав Ищенко: Для Донбасса крымский вариант присоединения возможенВозможен крымский вариант присоединения для Донбасса[/quote]Вот, собственно, и все. Особого статуса Донбасса, которого так опасается радикальная украинская оппозиция, в документе нет. Еще до голосования в Верховной раде Порошенко предупредил, что этот вопрос будет регулироваться отдельным законом.

«Особенности местного самоуправления не дадут шанса наделить отдельные районы Донбасса чрезмерными полномочиями, потому что самоуправление может осуществляться только в рамках конституции и законов Украины», — подтвердил в понедельник представитель президента в Верховной раде Степан Кубив.

Не по «Минску»

Таким образом, получается, что, несмотря на то, что изменения конституции преподносятся Киевом как большой шаг по пути к выполнению минских соглашений, в действительности это, мягко говоря, не совсем так.

Стороны конфликта договорились в Минске в феврале, что до конца года на Украине должна пройти конституционная реформа с учетом интересов Донбасса. По словам киевских властей, именно это сейчас и происходит. Однако самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики считают, что при разработке президентского проекта были нарушены минские договоренности, так как представители ДНР и ЛНР не были привлечены к работе над поправками. Представители ДНР и ЛНР также подчеркивают, что особый статус Донбасса должен быть прописан прямо в Конституции, а не определяться отдельным законом.

«Есть четкая дорожная карта, которой нужно следовать, не проводя ревизию ее отдельных пунктов. Есть абсолютно четкая формулировка, что конституционная реформа должна проводиться по согласованию с Донецкой и Луганской республиками», — сказал РИА Новости полпред ДНР Денис Пушилин.

[quote align=»right»]То, что пока ещё называется Украиной войдёт в состав России поэтапноТо, что пока ещё называется Украиной войдёт в состав России поэтапно[/quote]Он напомнил, что представители Донецка и Луганска неоднократно направляли Киеву и ОБСЕ свой вариант конституционных изменений, который готовы были согласовать. «Но учитывая, что этого не было сделано, то, что происходило в Верховной Раде, это их внутреннее дело, это имеет мало отношения к комплексу мер», — добавил Пушилин.

В то же время он заявил, что принятый радой проект мог «бы быть промежуточным шагом для Украины». «Следующим шагом нужно было бы принять то, что мы предлагали, что мы готовы согласовать», — продолжил Пушилин.

Если же Киев решит оставить принятый в первом чтении законопроект «за основу, то эту путь в никуда», подчеркнул полпред ДНР.

Москва не видит реформ

Эту точку зрения разделяют и в Москве. В частности, глава МИД РФ Сергей Лавров ранее заявил, что, по сути, изменений в политике Киева не просматривается.

«Была встреча в Женеве в апреле 2014 года (с участием госсекретаря США Джона Керри, главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон, и.о. главы МИД Украины Павла Климкина, главы МИД РФ Сергея Лаврова), мы там приняли заявление, в котором было сказано, что необходимо немедленно начать общенациональный диалог с участием всех регионов и всех политических сил Украины для того, чтобы осуществить конституционную реформу. Это было в апреле 2014 года. Уже прошло более полутора лет. И вот это обязательство Украины немедленно начать конституционную реформу — оно никуда не сдвинулось», — отметил российский министр.

По его словам, «вопреки тому, что в феврале этого года в Минске все было подробнейшим образом прописано», «никакой реформы никто не проводит».

Четверть мера

В Киеве, однако, заявляют, что принятые сегодня поправки — это уже успех, хотя, конечно, их недостаточно. Так считают даже оппозиционные политики.

[quote align=»left»]Гранатой по Конституции или последний звонк для властиГранатой по Конституции или последний звонок для власти[/quote]»Те изменения, которые предложены сегодня, — это лучше, чем то, что мы имеем сейчас в действующем законодательном поле Украины. Конечно, это надо будет корректировать законами, дополнять. Это даже не полумера, это четверть-мера, но этим путем надо двигаться. То, что в законе предусмотрена ссылка на определение статуса особых территорий Луганской и Донецкой области, — это надежда на то, что нам удастся имплементировать минские соглашения», — сказал депутат Верховной рады от «Оппозиционного блока» Нестор Шуфрич в эфире телеканала «Россия 24».

«Мы реально сталкиваемся с созданием конфликта между префектом и председателем совета, председателем исполкома совета, и, конечно же, мы становимся заложниками реального двоевластия в регионе. Но ликвидация государственных администраций и создание местных советов — лучше, чем абсолютная власть государственных администраций, как это имеет место сегодня», — отметил украинский депутат.

Источник: РИА Новости

Stockinfocus.ru