Жесткая реальность: Литва теряет рынки стран СНГ

Жесткая реальность: Литва теряет рынки стран СНГ Аналитика

Президент Литвы Даля Грибаускайте на днях обратила внимание на замедление темпов развития экономики и призвала литовских политиков в предвыборный период быть осторожнее с экономическими обещаниями. Как заявила президент, в ближайшее время Литву ждет «строгая финансовая дисциплина».

Причиной такой ситуации, похоже, стали не только мировые экономические процессы, но и планомерная политика литовских властей последнего времени, ведущая к потере позиций в сфере экспорта на рынки России и стран СНГ. Мы проанализировали нынешнее положение литовского экспорта и возможные варианты дальнейшего развития ситуации.

Экспорт Литвы в Россию и страны СНГ в текущем году сократился на 41%. Если еще в начале 2014 г. литовские экономисты сомневались в способности российских властей остановить экспорт западных санкционных продуктов в Россию и СНГ, в схеме поставок которых Белоруссии отводилась ключевая роль, то сегодня сомнений не осталось.

Жесткая реальность: Литва теряет рынки стран СНГ

Транзит в страны СНГ

Советник президента банка SEB Гитанас Науседа в самом начале кризиса спрогнозировал, что в случае запрета экспорта продовольствия в Россию потери ВВП Литвы составят 0,8% (продовольствие – 0,3%, транспортный сектор – 0,5%). В качестве аргумента в пользу минимизации логистических потерь приводилась возможность перевозчиков «повернуть руль на Запад».

В конце ноября 2014 г., по мере роста градуса российско-европейского санкционного противостояния, Россия объявила об ужесточении транзитных перевозок через ее территорию в Белоруссию, Казахстан и другие третьи страны. В Литве забеспокоились и стали задаваться вопросом, а что будет с экспортом, если Москва убедит Белоруссию следовать единой политике в рамках Евразийского экономического союза?
[quote align=»left»]

Балтийские тигры перегрызлись из-за беженцевБалтийские тигры перегрызлись из-за беженцев

[/quote]
Глава на тот момент Литовской ассоциации автоперевозчиков Linava Альгимантас Кондрусявичюс первым отреагировал на дискуссию, заявив, что литовские перевозчики уже ощутили на себе влияние решений России, которая, «как и каждая цивилизованная страна, если она считает себя таковой, должна обеспечить свободу транзита».

При этом представитель бизнеса в отношении Белоруссии выразил уверенность в том, что страна и дальше будет соблюдать положения, позволяющие ей участвовать в международной торговле, так как «она, в отличие от России, ведет себя как рациональное государство, которое соблюдает международные соглашения».

На практике литовских предпринимателей постигло разочарование и в отношении Белоруссии, как только ее таможенные службы стали конфисковать на границе литовские грузовые машины в рамках той же самой пресловутой единой политики Евразийского экономического союза.

Союзный таможенный кодекс не разрешает осуществлять перевозки на временно въехавших в страны Таможенного союза машинах, если эти транспортные средства не зарегистрированы в этих странах. По данным LINAVA, Минск за нарушение законодательства конфисковал 17 транспортных грузовых средств у семи литовских компаний.

Курс на Запад

Испытывая трудности на восточном направлении (треть от общего объема международных перевозок LINAVA — СНГ), литовские перевозчики, по совету признанных местных экономистов, попытались «повернуть руль на Запад», но сразу же столкнулись с жесткой реальностью.

Оказалось, что даже в одной большой и дружной европейской семье в кризис общеевропейские ценности трактуются по-разному. Страны-основатели — Франция и Германия — в угоду интересам своих национальных сельхозпроизводителей, страдающих от обоюдных санкций, попросту прибегли к скрытому протекционизму, закрыв для Литвы свои транзитные рынки.
[quote align=»right»]

О новых колониях на востоке ЕвропыО новых колониях на востоке Европы

[/quote]
Так, Германия (основной европейский транзитный рынок) приняла закон, согласно которому иностранные водители, проезжающие транзитом через Германию, должны получать установленную здесь минимальную оплату — 8,5 евро в час (в Литве этот показатель в разы меньше).

Франция и Бельгия ввели новые правила отдыха, согласно которым водители по выходным дням не имеют права спать в своих грузовиках (предполагается использование мотелей или гостиниц). Литовские перевозчики, пострадавшие от российских санкций, никак не ожидали, что ЕС поступит с ними ровно так, как поступила «нерациональная Россия, не соблюдающая международные соглашения».

На этом фоне официальные литовские экономисты продолжали убеждать, что Россия не в состоянии закрыть для Литвы все рынки стран СНГ. Главный экономист банка Swedbank Нериюс Мачюлис заявлял о «маловероятности сценария закрытия рынков для товаров из Литвы», квалифицируя действия Москвы как «очередную попытку запугивания».

Снижение уровня экспорта

Судя по официальным данным Департамента статистики Литвы, произошло с точностью наоборот. За первые 4 месяца текущего года показатели экспорта Литвы, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизились на 0,4%, что в номинальном выражении составило 12,2 млн евро (в начале 2014 г. экспорт Литвы вырос на 2%).

В целом экспорт на рынки стран СНГ упал на 41%. Как указывает статистическое ведомство, из-за экономических проблем в России и СНГ экспортеры Литвы в текущем году потеряли 126,5 млн евро (Россия — это 95% рынка стран СНГ). Максимальное снижение зафиксировано по экспорту продуктов питания — 86% (88 млн евро). При этом продолжается сокращение экспорта в Россию по всем сегментам.

Данная тенденция имеет ярко выраженный негативный характер. Согласно прогнозам Danske Bank, литовским экспортерам в ближайшее время не стоит возлагать большие надежды на страны СНГ, так как «в ближайшие несколько лет там не предвидится экономического роста».

Основными партнерами Литвы по экспорту в страны СНГ являются Казахстан, Украина и Белоруссия. Доля Казахстана в литовском товарообороте с Центральной Азией составляет 75%, что эквивалентно 1 млрд долларов США.

Вильнюс крайне заинтересован в развитии логистического направления для перевалки идущих через территорию Казахстана китайских товаров через порт Клайпеды в Центральную Европу и Скандинавию. Вместе с тем железнодорожный проект грузовых контейнерных перевозок «Сауле», призванный с момента его запуска в 2011 г. стать «двигателем экономик Литвы и Казахстана», начал буксовать с самого начала.
[quote align=»left»]

Страсти по норвежскому СПГ: Литва стала заложником «независимой» энергетической политикиСтрасти по норвежскому СПГ: Литва стала заложником «независимой» энергетической политики

[/quote]
Сегодня, в условиях замедления темпов роста экономики Китая, сокращающегося глобального потребления, а также геополитических антироссийских экономических санкций, данный проект, завязанный на российскую железнодорожную инфраструктуру, утратил свою актуальность.

И хотя Литве удалось в последнее время нарастить в два раза экспорт молочных продуктов и увеличить туристический поток из Казахстана в Литву на 28%, дальнейшие перспективы, по заявлению самих же литовских властей, выглядят мрачно. Премьер А.Буткявичюс усомнился в возможности в ближайшее время нарастить литовский экспорт в Казахстан из-за девальвации национальной валюты, что «приведет к сокращению покупательской способности населения страны».

По мнению директора департамента экономики и финансов Литовской конфедерации промышленников Сигитаса Бесагирскаса, в нынешних условиях «местные жители просто не будут в состоянии покупать литовские товары». Сфера выездного туризма также оказалась под ударом после ослабления тенге.

На белорусском и украинском направлении, по данным Danske Bank, литовский экспорт, в среднем, сократился на 15–20%. С Белоруссией у Литвы сформировались многолетние устойчивые логистические связи по обслуживанию белорусской экспортной внешнеэкономической деятельности.

Минск через собственную инфраструктуру в Клайпеде ежегодно переваливает на внешние рынки 95% добываемых в стране калийных удобрений (2014 г. – 8,5 млн тонн), 100% азотных удобрений (245 тыс. тонн), а также мазут и светлые нефтепродукты (с 2015 г.). Вместе с тем, по итогам 2014 г., объем взаимной торговли сократился с 1,7 млрд долларов США до 1,4 млрд долларов США (17%).

Тенденция к дальнейшему ухудшению экономических показателей двусторонней торговли сохранится и в текущем году ввиду неоднократной девальвации белорусскими властями национальной валюты. Что также негативным образом скажется и на выездном туризме.

Что касается Украины, докризисный объем товарооборота с Литвой составлял 1 млрд долларов США. В условиях годового падения ВВП на 7,5%, стопроцентной девальвации национальной валюты, инфляции, превышающей 20%, и резкого падения уровня жизни населения говорить об устойчивых торгово-экономических связях не приходится.

Сегодня экономика Украины существует исключительно благодаря внешней финансовой помощи. На днях Всемирный банк одобрил выделение Киеву очередного займа в размере 500 млн долларов США. По линии Всемирного банка был получен займ в размере 732 млн долларов США на реализацию инфраструктурных проектов.

Запад не спешит с широкомасштабной финансовой помощью, так как опасается невозврата вложенных средств. Наглядным подтверждением тому являются ставки кредитно-дефолтных свопов украинских государственных ценных бумаг, которые обращаются за границей, демонстрирующие, что международные инвесторы оценивают риск дефолта по украинским еврооблигациям на уровне 96%.
[quote align=»right»]

Финал балтийского пути: Прибалтика впадает в забвениеФинал балтийского пути: Прибалтика впадает в забвение

[/quote]
На днях литовский министр украинской экономики А.Абромавичюс усомнился в эффективности экономики страны в условиях, «когда более 5% от ВВП (ориентировочно 6 млрд долларов США) тратится на ведение войны».

Таким образом, с момента введения год назад активно лоббируемых Вильнюсом европейских санкций против России рост ВВП Литвы сократился в 5 раз (2014 г. – 8,5%, 2015 г. – 1,6%, согласно последним данным ЦБ Литвы). То есть за год бессмысленной политики страна лишилась около 3,5 млрд долларов США и продолжает терять экспортные рынки стран СНГ.

В предвыборный парламентский год литовские власти в условиях отсутствия дополнительных финансовых возможностей ломают голову над тем, как решить дилемму одновременного повышения заработных плат и снижения внутренних цен на газ.

Стоило ли загонять себя в такую трудную ситуацию, подрывать собственную экономику, ставя на грань выживания молочную промышленность, гнать свой бизнес по свету за десятки тысяч километров (Китай, Латинская Америка), неся колоссальные убытки? А ведь на выправление ситуации могут уйти годы…

Автор: Олег Мирославов

Stockinfocus.ru