default-logo

О бортовых самописцах Су-24. Вскрытие показало, что пациент умер не от вскрытия



Когда видишь пуски крылатых ракет из Каспия по позициям головорезов, пуски «Синевы» из подводного положения, ролики и передачи патриотического содержания на ТВ «Звезда», думаешь: ну хоть что-то делают военные заводы, не так все плохо в нашем ВПК, какие-то современные разработки есть. И так думаешь, пока не заглядываешь за фасад. Причем, так неудобно вышло, что заглядываешь за него в прямом эфире …

Вскрытие черного ящика со сбитого турками Су-24 … ну что сказать … как помягче … это полный позор, конфуз, фиаско, лажа!!! Мы увидели 20-ти летнее торжество рынка и чудеса приватизации, результат скудно оплачиваемых инженеров и девочек, делающих вид инженеров, проводящих рабочее время в сети ВК, безответственность и разгильдяйство. Зато пиар-технологии шагнули далеко вперед: прямые трансляции авиаударов, пусков боевых ракет, поражения объектов …

О бортовых самописцах Су-24. Вскрытие показало, что пациент умер не от вскрытия и еще кое-что

Итак, спокойно и по порядку проведем разбор полетов.

Судя по всему, черный ящик сбитого Су-24 – разработка последних лет, что поначалу порадовало.  Ранее использовался иной способ записи – на магнитную ленту. После крушения самолетов бобины с лентой извлекали из ящика и на специальных «магнитофонах» считывали запись. Иногда она сгорала почти вся …

Теперь используют твердотельные элементы запоминающих устройств – так называемые чипы памяти. И не просто памяти, а энергонезависимой памяти типа FLASH. То есть, при снятии напряжения питания записанная информация в них не теряется, и при необходимости может быть считана когда угодно. Возможно (я бы так сделал) используют два идентичных банка памяти для резервирования.

МАКС-2015 подтвердил ключевые позиции России на рынке авиационной и космической техникиМАКС-2015 подтвердил ключевые позиции России на рынке авиационной и космической техники

Каждая микросхема имеет определенную емкость, то есть, позволяет запихнуть в себя какой-то объем  данных. Если этой емкости мало – несколько таких микросхем ставят параллельно. Для корректной работы с этой памятью используются микросхемы контроллеров, которые собственно и подключаются к внешнему интерфейсу – цифровой и аналоговой шинам данных самолета.

Но это так говориться, что эти элементы – твердотельные. На самом деле способность выдерживать механические нагрузки сильно зависит от типа корпуса, его материала, выводов микросхемы, от конструкции печатной платы и других конструкторских «находок».

Что происходит с квалифицированным радиоэлектронщиком, когда он вдруг видит на экране деформированные печатные платы и разлетевшиеся корпуса микросхем в одном из самых важных узлов самолета? Рефлексивная метаморфоза – потеря человеческого облика,  и возглас: А ЭТО ЧТО ЗА НАХ … !!!!!

Когда показали верхнюю плату с деформацией и разломанным пополам микроконтроллером – была надежда, что нижняя плата с микросхемами памяти цела. И уж из них-то можно будет считать информацию. Но не тут то было!

22187_600

Следом за эти первым ЭТО ЧТО ЗА … следует – БЛ…, ДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!! Но потом – рассеянно-обнадеживающее: Может это осколок пробил корпус ящика и разломал платы и микросхемы???? А ну-ка ну-ка, покажите-ка дно корпуса … объектив камеры на секунду заглядывает внутрь ящика … не, ничего такого, ни вмятины!

И тогда происходит осмысление и ШОК! О чем я? Щас расскажу.

В начале ролика спецы шутят за кадром: «Шо вы там, ликбез провести козлам этим …»,  что конечно настраивает на шуточно-победный лад.

Да, господа! Ликбез вышел отменный!!! Мир замер в трепете и офигевании от надежности рыночных постсоветских разработок в области отечественной радиоэлектроники.

Видите на снимке одну неповрежденную микросхему розоватого цвета? Это – микросхема советского ВПК. В т.н. планарном корпусе, изготовленного из особого сорта керамики. Выводы и металлические элементы корпуса этой микросхемы покрыты тонким слоем золота (привет рыночным золотодобытчикам), что обеспечивает антикоррозийные свойства и скин-эффект.

Восемь российских компаний вошли в рейтинг крупнейших оборонщиковВосемь российских компаний вошли в рейтинг крупнейших оборонщиков

А что же случалось с современными корпусами микросхем памяти, которые мы видим как такие черненькие тоненькие прямоугольники? Упс! Они не выдержали конкурентной борьбы с советским ВПК. Как говорят местные остряки – их  плющит и таращит. Оторванные от печатных плат выводы микросхем – это полбеды, и вообще не проблема. Но корпуса!!! Могу сказать точно – никаких данных из этих микросхем получить уже не удастся.

КАКОЙ КОНСТРУКТОР ДОГАДАЛСЯ ПОСТАВИТЬ МИКРОСХЕМЫ В ТАКИХ КОРПУСАХ? Мне скажут по-сталински – «а других корпусов у мэня для вас нет». И я соглашусь! Конечно же нет! Уже нет! Когда-то советский ВПК обеспечивал микросхемами памяти в надежных корпусах все нужды разработчиков.

Но с тех пор технологии шагнули далеко вперед, а рынок попилил соответствующие производства и стал покупать китайские чипы для космоса. И теперь просто не существует микросхем FLASH в «военных» корпусах не потому что их не смог бы выпускать советский ВПК, а потому что бизнесмену проще распилить производственные линии, чем морочить голову с технологиями. Да и то – мы же не собирались ни с кем воевать, зачем нам армия и технологии, правда?

И шутливо-победный тон закулисы сменяется на озадаченный: «Да слушай, они все покоцанные, БЛЯДЬ!»

Да, блядь! Конечно покоцанные, родной! А как они могут быть не покоцанные, если расстояние между сторонами микросхем, на которых расположены выводы – огромное для таких хилых корпусов, а нагрузки — огромные?

22493_600



И тут я «плавно» перехожу от микросхем к человеческому материалу. То бишь – к конструкторам-разработчикам этого чудно надежного гробика.

Обратите внимание на печатные платы. Ничего не замечаете странного? А странного-то в общем-то и нет, если смотреть на это как на электронные блоки от стиральной машины или микроволновки. А если смотреть на них как на платы черного ящика? Ну … не замечаете? Ладно, сдаюсь. Толщина этих плат стандартная – 1,5 мм. А места крепления этих плат видите? Четыре стойки по углам … всего четыре … по углам … при толщине платы 1,5 мм … 1,5 мм, Карл!!!

Не, я конечно рад, что наши инженеры ВПК освоили разводку печатных плат автортрассировщиками, но остальные знания и опыт, выстраданные десятилетиями проб и ошибок куда они запихнули? Ась?

И, я понимаю, что наш ВПК освоил сайт Aliexpress, и знает где взять нужные микросхемы памяти, но, черт возьми, если черные ящики такие, то какая же вся остальная авионика!!?

Разумеется, я заглядывал в электронные блоки машин типа МиГ-29, и такой херни на платах там не видел. Но то были советские разработки. А что сейчас с микроэлектроникой и производством комплектующих?

Россия против США: кто победит в ядерном сдерживанииРоссия против США: кто победит в ядерном сдерживании

Теперь о военной приемке. Или о так называемой «военной приемке». Хотелось бы посмотреть на результаты испытаний этого чуда техники. Роняли ли его когда-нибудь на грунт с высоты 10 км или нет? И каков был результат? И фамилии тех, кто расписался в приемке? Фамилию погибшего летчика мы знаем. А вот узнать  бы фамилии тех, кто, так или иначе, приложил руку к пуску в производство и постановку на самолеты этого мега девайса, который должен был сейчас выбить все козыри у турков и их подельников, а вместо этого получили лажу на международном уровне! И еще в прямом эфире, Карл!!!

Короче, я в шоке от увиденного! Что конечно не значит, что нужно кричать «усе пропало, шеф!», а нужно крепко задуматься и срочно исправлять ситуацию с отечественной микроэлектроникой! Лучше поздно, если не получилось вовремя!

PS. Раздаются голоса праведников, о том, что мол, я не знаю, что бортовые самописцы записывают информацию на проволоку. Я их удивлю — не только на проволоку и на магнитную ленту, но даже и на фотопленку. Было и такое. Щас не знаю — осталось ли …

Просто не считаю необходимым загружать читателя ненужными техническими подробностями.

Мотивы и цели

Я написал то, что считал своим долгом написать, когда увидел этот кошмар! Я не ожидал такого количества откликов. Физически невозможно ответить на все. Отклики разные, поэтому я просто обязан прояснить свою позицию, чтобы не быть понятным предвзято, и не давать повода троллям устраивать инсинуации в адрес моей Родины.

Обращаю внимание на подзаголовок моей записи: БОЛЬ и позор. Больно смотреть на результаты рыночного эксперимента. Тот кто не испытывает боли — тот не любит. Кто не любит — тот просто стебется. Над отечественным ВПК, руководством страны, и просто над «рашкой»… Таких комментаторов я игнорирую. Мне с ними не о чем говорить.

Далее:

1. У меня ни в коем случае не было цели поливать фекалиями российских разработчиков ВПК. Там трудятся самоотверженные люди, высококлассные специалисты, которые порой за гроши делают чудеса из скудной отечественной радиоэлектронной базы.

2. Основной акцент я пытался сделать на пагубности рыночной модели, которая привела к ОТЧУЖДЕНИЮ талантливых умов от отечественного производства. Причем форма этого отчуждения приобретает весьма причудливые проявления: от слабой мотивации до откровенного тихого саботажа и вредительства. И как следствие — общее падение уровня разработок. Про отечественную элементную базу я вообще молчу.

Можно ли победить С-400 в Сирии: заочный разговор американского и российского военных экспертовМожно ли победить С-400 в Сирии: заочный разговор американского и российского военных экспертов

3. Относительно политического руководства России моя позиция такая же, как и должна быть у адепта Красного Проекта: если вы, буржуи, взялись за руководство страной, то делайте это хорошо, в интересах своего народа. В противном случае — последствия сожрут не только страну, а и вас тоже. И этот случай должен многих функционеров отрезвить.

4. Весь пафос моего сообщения заключается в неприятии вопиющего несоответствия между тем, какие вызовы сейчас встали перед Россией и тем, кто и как собирается на эти вызовы отвечать и реагировать.

5. В то время как блогосфера обсуждает свару Авакова и Саакашвили, хватание Яйценюка за яйца или почему и какие женские ноги привлекают мужчин больше, мне интересна судьба той области, которая  обеспечивает будущее. И я не хочу смаковать проколы российского ВПК, а хочу обсуждать как нам добиться автаркии в этой важнейшей для нас сфере — производства радиоэлектронных комплектующих.

6. Можно долго и увлекательно рассуждать какие замечательные микроконтроллеры делют западные производители, какие у них продвинутые технологии и т.д., но, думаю со мной будут солидарны все, кто для кого радиоэлектроника стала частью жизни — и любители и профессионалы в том, что такими разговорами не насытишь отечественную промышленность собственными комплектующими. Нужно принимать ряд кардинальных мер.

Источник

Комментарии:

vis0tnik: Только что отсмотрел видео. Присоединяюсь к негодованию.

ignik: Это неважно что там флешки. Важно то, что изделие не покрыто лаком УР-231 и не залито компаундом, то что вместо надёжного крепления на направляющих применена какая-то хрень, то что подводящие кабели не закреплены и держатся на пайке (?!), то что отсутствуют фильтрующие конденсаторы и похоже стабилитрон по питанию — короче у любого человека, хотя бы раз сталкивающегося с изделиями в промышленном исполнении реакция одна — либо это фэйк, либо творчество клиентов кружка юный электронщик.

law_80: Вы вообще прочитали о чем статья? По факту разрушился черный ящик самолета, точнее его внутренности, а не мои страдания. И это при относительной целостности внешней оболочки, даже краска не обгорела на нем. Совершенно не имеет значения для содержимого черного ящика, как часто летают на самолете, один раз в год, или по 3 раза в день. Разве что только флэш память может исчерпать максимальное количество циклов перезаписи, но если бы вы потрудились посмотреть на фото, увидели бы, что весь будерброд с памятью оплавился и сгорел к хуям собачьим.

Сделан он не при ссср, если не хватает эрудиции погуглить, поверьте на слово, первые флешки такого типа появились в начале 2000. Так что он именно самое говно, а не что то иное, и автор полностью прав, говоря о том, что вина здесь не мужика с паяльником, который это собирал (зацените изоляцию из кусочков белой оболочки хахаха), а кретинов, которые это придумали в таком вот виде ставить ни штурмовики! Да у меня зд принтер собран прочнее, чем это!

Roman Valiakhmedov: Мы, дети-подростки в середине-конце 60-х, увлекались радиотехникоы и ходили на военный аэродром порыться в выброшенных узлах. в надежде найти какие-нибудь радиодетали. Блочки и узлы находили, но выковырять из них что-то полезное не удавалось. Всё было залито каким-то твёрдым, но эластичным составом, чем-то похожим на современный силикон, и попытка расковырять вела к поломке радиодеталей, что нас злило.

Я это понимаю так, что эти залитые компаундом узлы должны были оставаться работоспособными и после падения с 10км. Никакая печатная плата, хоть 1.5, хоть 15мм не выдержит удара такой силы, если удар не гасится чем-то вроде такой заливки.

guardia_rojo: Так и я о том же. Есть различные конструкторские приемы. Если платы делаются такой толщины, то соответственно продумываются либо точки и способы крепления, либо способы заливки для демпфирования.

videoelektronic: Негодование автора поста понятно.  Однако, у меня вопрос к негодующему и всем возмущённым комментаторам, предлагающим расстрелять всех инженеров смоленского завода:

А вы то, господа, всё делаете НА СОБСТВЕННОЙ РАБОТЕ безупречно? Изделия ваших ручек какие тесты смогут пройти?

Скажем так, я сам по образования инженер электронной техники. По роду занятий — директор небольшого предприятия, работающего в сфере ВПК (только мой «свечной заводик» делает вакуумные приборы). Кстати, поставляем кое-что и на «Измеритель».

Так вот, что я вам скажу, братцы. Прежде чем смеяться, подумайте над вымыванием из инженерной деятельности вообще, а из ВПК в частности вообще почти всех кадров в возрасте 40-50 лет. Я вот, к примеру, в своей относительно узкой области — «последний из магикан».

Выполняю работу и директора, и главного инженера. ПОТОМУ, ЧТО НЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ, которые имеют уровень квалификации, достаточной для ответственного принятия решений. В нашей области, собственно, вообще почти нет никаких специалистов не пенсионного возраста (а, между прочим, без вакуумной техники, вообще-то, и микросхем не сделаешь!).

В области же схемной электроники инженеры в основном какие-то кастрированные. Т.е. кое-где что-то умеют кое-как, но общих знаний мало, опыт им предыдущее поколение практический не передало, брать на себя ответственность и отстаивать свою точку зрения никто не хочет (почти никто).

Доходит до смешного, когда мы решили создать ещё и группу электроников (для в первую очередь гражданских проектов). Набрали нескольких инженеров (стаж работы по специальности 5-10 лет). Так я, который паяльник в последний раз в руках 10 лет назад держал, вынужден рассказывать этим «специалистам» (с нехилыми заявками на оплату их труда!) о методиках поиска косяков в нестандартных схемах, о построении аналогово-цифровых систем и т.п. Литературу им подбираю…

guardia_rojo: Вам как специалисту я скажу самые элементарные вещи, которые понятны любому советскому инженеру: при таком принципе крепления и таких корпусах микросхем ПП нужно было делать из толстого текстолита, четырех-шести слойную с толщиной меди 105 микрон минимум.

Для надежности по центру тоже расположить крепежные элементы. Ведь видно как произошла деформация ПП! Неужели это сложно предусмотреть?
Во-вторых, нужно было сами платы заливать демпфирующим составом. Это ведь уже не фото или магнитная пленка как раньше, правда.

Но самый главный вопрос: КАК это изделие прошло натурные испытания?

videoelektronic: Инженерно есть много способов для повышения устойчивости подобных схем. Указанные вами способы (толстый текстолит, крепёжные элементы по центру и т.д.) — то же вполне реальные и, кстати, применяются в современных конструкциях.

Кроме того, насколько мне известно, современные системы проектирования ( CAD-системы ) позволяют даже просчитывать конструкции чуть ли не в автоматическом режиме на их устойчивость к ударам и вибрациям (раньше нас учили это делать в ручную. Была такая дисциплина у нас в радиотехническом институте ТММ — теория машин и механизмов. Как сейчас помню начало условия тех задачек: «падает ящик с закреплённым на растяжках прибором…» ).

Однако, вы НЕ ВСЁ там заметили. Посмотрите более раннее фото и видео самого начала разборки. Насколько я заметил, там конструкция «чёрного ящика» представляет собой как бы матрёшку ( корпус в корпусе ), где между внешним и внутренним корпусом залит демфирующий материал. Таким образом, при внешнем ударе на внутренний корпус должно передаваться намного меньше энергии. Это принцип тот же самый, как в автомобиле при аварии.
Вполне возможно, что подобная конструкция (согласен с вами, что не достаточно инженерно проработанная!) выдерживала все испытания, предусмотренные программой испытаний ( опять же вопрос, кто составлял программу испытаний? Кто был главным конструктором самолёта на тот момент? )

Опять же, обращаю ваше внимание на то, что внешний корпус имеет глубокую рваную вмятину. Видимо, с той стороны был удар чем-то достаточно острым (опять же вопрос, был ли подобный удар заложен в программу испытаний). Согласитесь, что ударить по вам (например) с одной и той же силой палкой и саблей будет несколько различным результатом.
Так же, могло на разрушение повлиять и то, что: Изменились свойства демпфирующего состава (это что-то пенополистировла, как я заметил на видео, а пластики на атмосфере постепенно разрушаются).

Моё мнение, как инженера, такое. Что любую конструкцию грамотный инженер должен проектировать с учётом достижения максимального результата по основному параметру (в случае чёрного ящика это «надёжность») при укладывании в рамки дополнительных параметров (масса, габариты и т.п.). Помогли бы указанные вами приёмы увеличить надёжность данного прибора? Вероятно.

Хватило бы их для того, что бы сохранить данные? Не знаю. Возможно и нет.

vladimir_krm: Разрешите представиться: 0617, авиаприборостроение, если уж пошла такая пьянка :) Оставил у Лукьяненко такой комментарий:

Обычные флешки. Проволока была хуже: она рвалась при катастрофах и инфу приходилось мучительно восстанавливать месяцами. Буквально по кусочкам. Была у меня катушка проволоки с МиГ-23, тоненькая. А на Су-9 была обычная киноплёнка 35 мм, писалось всего 5 параметров: скорость, высота, обороты двигателя и т.п. Разговоры не писались. Называлось это САРПП-12, система автоматической регистрации параметров полёта. Стакан с плёнкой («кассета») был прочный, да. Так что при катастрофе засвечивалась только та часть, что в момент удара о землю. Видел.

На фото по ссылке тоже особого криминала не вижу: платы явно залиты компаундом. Судя по виду — уретановый УР-231, в три слоя как минимум. Он довольно эластичный (хотя и не как тот, который мы в детстве со свалок колупали :)), и спасает не только от влаги и вибраций. Эпоксидный компаунд ЭП-730 выглядит немного иначе. Впрочем, я давно оторвался от жизни, может уже что-то новое, не знаю. А жгут проводов на переднем плане вообще залит чем-то другим — не знаю. Но не «китайскими соплями» АКА клеевым пистолетом точно.

Если залить весь пустой объём тем компаундом (что на свалках), то потом добраться до повреждённых микросхем памяти будет весьма сложно: это ж надо отколупать весь, сошлифовать корпуса микросхем и извлечь невредимыми кристаллы. Кстати, и на советских самолётах я такого компаунда в блоках не видел, не знаю, где таким заливали. Видать, в ракетах (одноразовых по определению).

«Розовая» микросхема тоже сломана — правый передний угол. Да и хрупкие они, при большом желании пальцами переломить можно.

Так что негодование автора — пустое…

Источник


Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.




  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/145806982422249/ Саша Северный

    Да-а-а, подставили Путина. Я сам немного волоку в электронике, и меня удивило содержимое «черного ящика» военного самолета. Похоже на содержимое любой современной автомагнитолы, стоило ли «огород городить». Наверное все рассчитано но то, что при военных действиях записи «черных ящиков» военных самолетов никому не понадобятся ))

  • http://vk.com/id89461227 Андрей Моисеев

    Интересно где ошметки от микросхем????????????? Их нигде нет!!!!!!
    Порадовала пломба на сейфе которую приклеили обычным канцелярским клеящим карандашем!!!!!!!!! И что за фраза за кадром про вчерашнюю съемку????

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/410049609185063/ Dmitri Taleiko

    На американской автоматике, и китайской до сих пор такая изоляция в виде кембриков используется, а платы и разводка 90-95 год, полно таких перепаял.. топорно сделаны, но зато надёжные до безумия

  • http://vk.com/id34392780 Makcim Sharapov

    Неужели никто из эти спецов компьютер с 3 этажа никто не выбрасывал? Монтаж на втулочках убил… Даже, если бы микросхемы были целы — при изгибе печатной платы отваливается пайка контактов вместе с дорожками

  • http://vk.com/id34392780 Makcim Sharapov

    а что — отслюнявил при необходимости — и прислюнявил обратно. На всех выборах так приклеивают — очень удобно

  • http://vk.com/id89461227 Андрей Моисеев

    Такое ощущение что они живут в Зазеркалье.

  • http://vk.com/id89461227 Андрей Моисеев

    Сам служил в СА и был свидетелем Великой Показухи! И ,о Боже ,Дежавю!!!!

  • http://vk.com/id89461227 Андрей Моисеев

    А может это Великая Подстава???????????????

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1659165974335938/ Nikolay Yanygin

    Я в седьмом классе паял и изготавливал детали намного крепче и лучше и это было в 1965 году. Не ожидал Я такого дерьма от ВПК.