Капкан для Саудов поставлен. Захлопнется?

Капкан для Саудов поставлен. Захлопнется? Аналитика

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Оман) на экстренном заседании договорился выработать меры по противодействию Ирану. Однако конфликт между Ираном и Саудовской Аравией не сводится к конфликту шиитов и суннитов. Это борьба за геостратегическую, политическую, экономическую власть в регионе. Кто же победит?

Позиции Саудовской Аравии и Ирана

Саудовская Аравия уже не монополист на мировом рынке нефти, у США теперь нет необходимости в лояльности к непредсказуемым монархам, которые, напомним, в 1973 применили меры экономического и политического воздействия на западных союзников Израиля — ввели эмбарго на продажу нефти странам Западной Европы, а также в три раза повысили цену на сырую нефть.

Капкан для Саудов поставлен. Захлопнется?

Теперь такие действия невозможны в связи со сланцевой революцией на Западе. Не случайно США медлят возвращать долги королевству. Эр-Рияд и Вашингтон  периодически обмениваются нелицеприятной критикой. Саудиты чувствуют, как вокруг них сжимается кольцо врагов. С севера — аль-Багдади, пообещавший захватить Мекку и Медину, с юга — шиитские ополченцы в Йемене, на востоке — иранцы, которые объединились с Россией в защите Сирии. Да и на курдов, как на «троянского коня», уже ставить нельзя — они стали чрезвычайно подвижны в выборе покровителей.

Возможно, скоро мы узнаем, что написано в засекреченной части доклада по трагедии 11 сентября 2001 года, посвященной, по данным американской прессы, роли Саудовской Аравии в организации теракта.

Иран же, наоборот, сейчас на подъеме, он заключил с мировым сообществом выгодный для себя «ядерный договор», открывающий ему рынки нефти, капиталов и технологий. В регионе его помощь шиитскому правительству Ирака, движению «Хезболла» в Ливане, хути в Йемене приносит свои плоды, формируя надежные форпосты в суннитском мире.

И, наконец, Иран «прорвался» в Саудовскую Аравию. Более 3 миллионов жителей Восточной провинции королевства являются последователями шиитской ветви ислама, они активно требуют положить конец  дискриминации и абсолютной власти саудовского монарха.

Казнь шиитского проповедника Нимра-аль-Нимра

Последней каплей, которая переполнила чашу терпения саудитов, стало согласование в Вене списков террористических организаций в Сирии из 140 «претендентов». Выяснилось, что надо поддерживать правительство Башара Асада, если не хочешь быть причисленным к террористам.
[quote align=»left»]

Конфликт Ирана и Саудовской Аравии: ставки повышаютсяКонфликт Ирана и Саудовской Аравии: ставки повышаются

[/quote]
Среди спонсируемых королевством таких не нашлось. Поэтому шиитский проповедник Нимр-аль-Нимр, организовавший в 2012 году протестные выступления,  был обречен. Его казнь была задумана как вызов суннитских государств шиитскому Ирану и как предупреждение для собственного шиитского меньшинства: отныне Эр-Рияд не будет больше терпеть иранскую подрывную деятельность и угрожающие заявления в адрес королевства и его союзников.

Возможно,  сыграла роль и молодость теневого правителя Саудовской Аравии — 30-летнего принца Салмана бин Мухаммада, пока еще министра обороны, но наследного принца династии Саудов.

Его новая стратегия должна перевести Иран в оборону и заставить Запад выбирать между «ненадежным» новым другом и «верным» старым. «Мы рассматриваем дополнительные меры, которые будут приняты в случае, если (Иран) продолжит свою действующую политику», — сказал министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейра.

«Он (аль-Нимр) террорист, — сказал министр в интервью CNBС. — Это лицо является гражданином Саудовской Аравии, он совершил преступление в Саудовской Аравии, он был признан виновным в cаудовском суде и приговор был приведен cаудовской властью. Какое Ирану до этого дело? Они казнят сотни людей каждый год, и никто ничего не говорит об этом».

Министр обвинил иранцев в расколе арабского и мусульманского мира и  в пособничестве «терроризму» в Сирии. Согласимся,  казнь — это внутреннее дело саудитов, но ясно также, что она имеет целью спровоцировать Иран на ответные действия, поскольку аль-Нимр был символом борьбы против угнетения. Что же касается обвинений в терроризме, то из Ирана в адрес саудитов слышатся аналогичные обвинения.

Поэтому в ответ посольство Саудовской Аравии в Тегеране было разгромлено, а духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи пригрозил саудитам «божественным возмездием». Толпа в шиитских странах сегодня скандирует: «Аль Саудам — смерть». Дипотношения между странами разорваны, Эр-Рияд поддержал Бахрейн (где сунниты правят шиитским большинством), а Кувейт и Катар отозвали из Ирана своих послов.

Конфликт суннитов и шиитов

«Если я не ошибаюсь, то суннитско-шиитскому конфликту уже 300 лет, — сказал Семен Багдасаров, эксперт Центра аналитических исследований по проблемам Центральной Азии и Ближнего Востока. — В современном мире идет борьба между шиитским Ираном и суннитскими странами во главе с Саудовской Аравией. Эти страны находятся по разные стороны баррикад и в Ираке, и в Сирии, и особенно в Йемене.

Саудовская Аравия увязла в войне в Йемене, и успехов нет. Мало того, боевые действия переносятся на территорию Саудовской Аравии, в том числе, в нефтеносную Восточную провинцию, где большинство населения мусульмане-шииты. В этих условиях, естественно, обострение ситуации идет перманентно. А что касается шейха Нимр аль-Нимра — это лишь повод для того, чтобы резко эти отношения обострились».

Эксперт полагает, что лобового столкновения между Саудовской Аравией и Ираном не будет, а будет обострение конфликтов в Сирии, Ираке и особенно в Йемене. Саудиты для дестабилизации Ирана будут использовать иранских и иракских курдов, также возможна активизация национального движения ряда национальных и религиозных меньшинств внутри самого Ирана. Иран тоже преследуют религиозные меньшинства, заметил Семен Багдасаров. Тех же «ваххабитов, представителей христиан-евангелистов».

«Состояние холодной войны между Ираном и Саудовской Аравией будет вечным, — сказал Евгений Сатановский, президент независимого научного центра «Институт Ближнего Востока». — Они не могут договориться по определению. Кто выиграет войну в Сирии и Ираке — так и решится конфликт. Эр-Рияд надеется, что Соединенные Штаты будут на его стороне  и откажутся от своей стратегии расширения связей с Ираном».
[quote align=»right»]

Йемен. Обзор и подведение итогов годаЙемен. Обзор и подведение итогов года

[/quote]
Но ждать помощи из Вашингтона не приходится, пока у власти находится демократ Обама, другое дело, если будет президент-республиканец — ставленник американского ТЭКа. Надо будет как-то восстанавливать доходность  рынка нефти, и без Саудовской Аравии это будет сделать непросто.

Республиканцы также готовятся принять закон, который оставит наиболее значимые санкции против Тегерана — финансовые — до того момента, пока тот не перестанет «поддерживать террор». Пока же можно сделать вывод, что королевство  ждут нелегкие времена — война в Йемене, дефицит бюджета и снижение ВВП.

Казнь аль-Нимра шииты не забудут, будут новые бунты (и не только в Восточной провинции, но и в Бахрейне). Да и самом дворце все чаще раздаются голоса недовольных. Является ли все это признаками надвигающегося конца династии Аль- Саудов, покажет время.

Автор: Любовь Люлько

Stockinfocus.ru