default-logo

Бензин опять подорожал, или почем нынче топливо для народа?



Грустная новость для российских автомобилистов: бензин опять подорожал. Возникает много вопросов. А по какой, собственно, причине произошел скачок? Кто в выигрыше, а кто проиграл? Почему цены в «стране-бензоколонке» выше, чем в иных странах-импортерах?

Казалось бы, роста цен не предвещало ничего: производство бензина растет, дефицита нет в помине, а на автозаправках меняют ценники. По данным информационного центра Thompson Reuters Kortes, с 20 по 24 июня розничные цены на бензин АИ-92 в среднем по России выросли на 12 копеек — до 34 рубля 90 копеек за литр; АИ-95 подрос на 13 копеек, средняя стоимость литра составила 37 рублей 77 копеек.

Конечно, эти значения — как средняя температура по больнице. Поэтому прежде чем рвать на себе волосы и проклинать все на свете, загляните на этот сайт. Там можно найти карту АЗС России и цены на бензин на каждой из них за последние семь дней. К примеру, москвичи узнают, что смогут заправиться бензином АИ-92 за 32 рубля 70 копеек, но могут выложить и 36 рублей 39 копеек. В свою очередь АИ-95 способен опустошить кошелек водителя как на 35 рублей 70 копеек, так и на все 40 рублей 44 копейки.

Безусловно, не стоит гонять за «дешевым» бензином на другой конец столицы, но мониторинг близлежащих АЗС провести полезно и выгодно. Тот же практический совет работает и в регионах.

Бензин опять подорожал, или почем нынче топливо для народа?

Стоит также, не впадая в истерику, разобраться в макроэкономических особенностях нынешнего подорожания. Во-первых, оно не первое, во-вторых, увы, ожидаемое. Всему виной повышение акцизов на бензин, ставшее прямо-таки традиционным. Сначала акцизы повысили с 1 января на полтора рубля, затем с 1 апреля — на два. К слову, чиновники не ставили в зависимость от этого резкий рост цен на бензин.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, к примеру, заявил:

Они (цены) уже нашли отражение в текущей инфляции марта, и скачка какого-то в апреле мы не ожидаем. Улюкаев Алексей Валентинович.

Похоже, министр все-таки дал маху в расчетах. Мартовский скачок цен на бензин он принял за «опережающий» рост апрельских акцизов. Но, судя по динамике, это была лишь запоздалая реакция на январское повышение. А в июне, соответственно, сыграли свою роль мероприятия по отъему денег, предпринятые в День смеха.

Надо сказать, резких колебаний в сторону увеличения цен на бензин не предполагал и заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

Руководствовался он следующими соображениями:



Мы вошли в этот год с очень хорошей динамикой предыдущего года: цены на бензин, на дизельное топливо существенно отставали от темпов инфляции в прошлом году. Какие-то сезонные изменения будут, они неизбежны в условиях рыночного ценообразования, но в целом ситуация благоприятная: бензин и дизельное топливо не станут сдерживающим фактором для развития экономики в этом году. Голомолзин Анатолий Николаевич.

Его коллега, начальник управления контроля ТЭК Дмитрий Махонин тоже заверил:

В течение года цены могут расти постепенно. Резких скачков не должно быть, для этого нет причин. Махонин Дмитрий Николаевич.

Плевать, что "думает Меркель". Почему об отмене санкций стоит забытьПлевать, что «думает Меркель». Почему об отмене санкций стоит забыть

По его словам, стабилизации ситуации на топливном рынке способствуют и запасы бензина. В апреле они составили более 1,9 миллиона тонн бензина разных марок. Это больше чем в 2015 году.

С антимонопольщиками солидаризовался и президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, отметив, что сегодня обстановка в целом стабильная, а в прошлом году цены на бензин отставали от инфляции чуть не вдвое.

Послужило этому, по словам Аркуши, два момента:

«Положительный — это рост производства бензина и дизеля на заводах и негативный — это снижение потребления, снижение объема продаж на заправочных станциях».

То есть все просто: из-за кризиса многие автовладельцы поставили свои машины на прикол. И чтобы «безлошадных» не стало еще больше, цены на бензин пришлось держать в узде. Он подорожал в прошлом году на 5-6%. Действительно, ниже инфляции.

Тем не менее, еще в прошлом году далеко не все эксперты разделяли оптимистичные прогнозы на год нынешний. Причем если цены на бензин класса «Евро 4» они оставляли на прошлогодней отметке, то бензин класса «Евро 5», по их мнению, может подорожать на 20%. По пессимистичным расчетам, литр 92 бензина в нынешнем году может стоить 43-45 рублей.

Причины, в общем-то, понятны. В стране кризис, нас обложили санкциями, бюджет дефицитный, источников для его пополнения всего ничего. А тут многомиллионная армия автовладельцев, от которых можно отщипнуть копеечку и получить огромные суммы. Не случайно Госдума и Совет Федерации в декабре прошлого года сразу в трех чтениях приняли поправки в Налоговый кодекс о повышении акцизов на бензин. Ведь Минфин назвал им цену этого вопроса — 90 миллиардов рублей плюсом в бюджет.

Вице-президент ЛУКОЙЛа Владимир Некрасов после этого честно предупредил: цены на бензин на АЗС, принадлежащих компании, постепенно вырастут на 2 рубля за литр. А ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев подвел под это теоретическую базу. По его мнению, цены литра бензина в России, выраженные в евро, «самые низкие во всем мире рыночных экономик». А сознательные нефтяные компании специально держат социально низкие цены на бензин.

Эксперт подсчитал, из чего складывается цена бензина:

«Она на 70% состоит из налогов — на 5% туда входит только цена нефти, а еще 25% — это всякие издержки и прибыли компаний».

Большая часть доходов от акцизов — 77%, пойдет в региональные бюджеты, остальные 23% — в федеральный. Причем деньгами пополнятся исключительно дорожные фонды.

Таким образом, автовладельцы, судя по опросу Фонда «Общественное мнение», встанут перед нелегким выбором. Дело в том, что опрос показал: 26% российских автомобилистов недовольны стоимостью бензина, а 25% — качеством дорожного покрытия. Теперь нам дали понять, что хорошие дороги можно делать, по сути, только в складчину.

Чубайс и Набиуллина: как же они все надоелиЧубайс и Набиуллина: как же они все надоели

Однако автомобилист автомобилисту рознь. Кто-то ежегодно меняет мерседесы на лексусы и может при этом не экономить на бензине. А кому-то приходится холить и лелеять тридцатилетнюю «копейку», потому что новую машину на пенсию не купишь. Это, кстати, к сведению любителей поговорить о том, какой у нас дешевый бензин по сравнению с европейскими странами. Он и в самом деле стабильно стоит в два-три раза меньше, чем в той же Франции, Германии и особенно в нефтедобывающей Норвегии. Причем структура, из чего складывается стоимость бензина, у нас похожа на норвежскую. Там тоже львиная доля уходит на налоги.

Вместе с тем доходы большей части наших автовладельцев не сопоставимы с доходами европейцев. А забросить навсегда свою машину в гараже или просто около дома многие россияне тоже не могут. Им на дачу ездить надо, выращивать там урожай, которым они будут кормиться всю зиму. Памятуя об этом, депутаты, принявшие поправки о повышении акцизов в Налоговый кодекс, лишний раз предупредили чиновников об ответственности.

Так, спикер Госдумы Сергей Нарышкин напрямую обратился к заместителю министра финансов Юрию Зубареву:

Мы четко зафиксировали Ваше заявление как официального представителя правительства о том, что цены, если и будут повышены, то в пределах инфляции. Если будет нечто иное, то правительство внесет предложение о компенсации потерь для некоторых категорий. Нарышкин Сергей Евгеньевич.

По расчетам Минфина, максимальный рост стоимости бензина АИ-92 в 2016 году может составить 2 рубля 36 копеек за литр.

Исходя из этого, Зубарев пообещал:

Мы понимаем, что не увеличение акциза, а именно другие факторы могут дополнительно повлиять на розничную цену. Цена может измениться, если производитель или розничная сбытовая сеть захотят увеличить свою маржу. Подчеркиваю — не сохранить, а увеличить свою маржу, пользуясь случаем. Мы за этим будем внимательно следить. Зубарев Юрий Иванович.

Инструменты для такого контроля у исполнительной власти всегда под рукой. Это Федеральная антимонопольная служба, правоохранительные органы. Да и Общероссийский народный фронт не дремлет. Опять же, в связи с начавшейся избирательной кампанией в Государственную думу можно не сомневаться: заступников у автомобилистов найдется немало. Может быть, кто-то из них уже сейчас займется внезапным июньским скачком цен на бензин?

Автор: Дмитрий Пскезин



Загрузка...

Узнайте больше