Дело — труба: почему Россия разорвала соглашение по нефтепродуктопроводам

Дело — труба: почему Россия разорвала соглашение по нефтепродуктопроводам Аналитика

13 октября правительство России разорвало договор с Украиной по использованию нефтепродуктопроводов. Повлияет ли это на экономику Украины и с чем связан подобный шаг?

Российское и украинское правительство больше не будут сотрудничать по вопросам использования нефтепродуктопроводов. Такое решение приняло 13 октября правительство РФ.

«Соглашением установлено, что нефтепродуктопроводы Самара — Западное направление и Грозный — Армавир — Трудовая, проходящие по территории Украины, эксплуатируются дочерними предприятиями АК «Транснефтепродукт» (100% обыкновенных акций АО «АК «Транснефтепродукт» внесены в уставный капитал ПАО «Транснефть»).

Дело — труба: почему Россия разорвала соглашение по нефтепродуктопроводам

Соглашением регламентированы некоторые аспекты эксплуатации этих магистральных нефтепродуктопроводов. В феврале 2016 года участки, проходящие по территории Украины, были проданы ПАО «Транснефть» швейцарской компании International Trading Partners AG. Сделка была одобрена ФАС России 16 октября 2015 года и Антимонопольным комитетом Украины 22 декабря 2015 года. В связи с этим участие российской стороны в Соглашении нецелесообразно», — гласит распоряжение правительства.

Энергетики Харькова бьют в набат: Без России мы обречены
Энергетики Харькова бьют в набат: Без России мы обречены


Примечательно, что инициаторами разрыва соответствующего соглашения между кабминами России и Украины выступило не только профильное Минэнерго РФ, но и Министерство иностранных дел, что позволяет предположить, что вопрос носил не только экономический, но и политический характер.

Долго раскачивались

К разрыву соглашения об использовании нефтепродуктопроводов Россию подталкивали достаточно давно. Еще в 2011 году власти Украины пытались национализировать трубопроводы по бросовой цене. С победой Майдана ситуация обострилась.

«Поручение, которое я даю, Министерству экономического развития и торговому представителю Украины: мы ввели ряд санкций против РФ, но один из ключевых элементов — это закупка нефтепродуктов в РФ — почему-то не попал в санкционный список. Поэтому я прошу министерство экономики наработать механизм запрета на покупку нефтепродуктов в стране-агрессоре, которым является Российская Федерация, и на пятницу, чтобы мы вынесли это решение на внеочередное заседание правительства», — заявил незадолго до ухода в отставку премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

К тому времени участки российских нефтепродуктопроводов были проданы швейцарской компании. (Некоторые СМИ указывают на то, что ее «корни» теряются в России.) Все это сделало межправительственное соглашение нецелесообразным.

«По сути, этими нефтепродуктопроводами ранее на Украину поставлялось дизтопливо, но в последнее время они простаивали и не были задействованы в поставках дизтоплива внутри страны», — отмечает в комментарии сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Даже если смотреть на поставки дизельного топлива — а именно для его поставок и использовались нефтепродуктопроводы «Транснефтепродукта», Россия — далеко не монополист на украинском рынке.
[quote align=»right»]

Россия «газует» мимо Украины
Россия «газует» мимо Украины


«Россия в среднем в отдельные периоды закрывает порядка 20% рынка дизтоплива на Украине», — рассказывает Марунич.

По его словам, Россия была хоть и важным, но не доминирующим игроком в этой отрасли.

«Это решение принято в рамках намеренного отказа РФ от использования Украины в качестве транзитной территории для газа, нефти, других продуктов. Это осознанная стратегия и она больно бьет по государству Украина, поскольку оно теряет транзитные поступления. Но по-другому не будет. Все уже запущено несколько лет назад», — отмечает Марунич.

И рассказывает об экономической составляющей решения.

«Проще инвестировать в строительство порта в Усть-Луге, например, и не платить деньги Литве, Украине и Эстонии и другим государствам, которые негативно относятся к Москве. Тут есть и политика, и экономика. Если бы были нормальные отношения, эти решения не были бы приняты так быстро. Но уже поздно», — резюмирует Марунич.

Злая соседская политика

Официальная Украина воспринимает Россию как страну-агрессора. В таких условиях поставлять топливо в эту страну и иметь там трубопроводы довольно рискованно.

Есть еще и моральный аспект проблемы. То, что до 2016 года российское дизельное топливо поставлялось на Украину, неоднозначно воспринималось как рядом россиян, так и жителями Донбасса. Причина — этот ресурс использовался Вооруженными силами Украины.

В сентябре 2016 года украинское издание «Наши деньги» сообщило, что 1 сентября Минобороны Украины заключило соглашение с дочерним предприятием «Юго-западного АО трубопроводного транспорта нефтепродуктов» — «ПрикарпатЗападтранс» о поставке дизельного топлива на 399,83 млн грн. (около $16 млн). Топливо, по информации украинских журналистов, было российским.

Однако уже через несколько дней решением Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) были обнулены большинство ранее выданных разрешений экспортерам.

«В целях обеспечения законодательства по экспортному контролю нас просят остановить транспортировку нефтепродуктов на Украину», — сообщил советник президента «Транснефти» Игорь Демин.

Примечательно, что российское дизельное топливо поставлялось на Украину с весны 2016 года. В 2014 году поставки прекратили, мотивируя это отказом поставлять горючее для нужд ВСУ. В 2016 году углеводороды вновь разрешили поставлять, но с условием, что украинские контрагенты подтвердят, что закупленное в России топливо не пойдет не нужды армии.

Россия будет спасать Украину, пока не настанет время её поглотить
Россия будет спасать Украину, пока не настанет время её поглотить


Впрочем, это не значило, что в период с 2014 по 2016 годы Украина осталась совсем без топлива. Тут ее выручил еще один северный сосед, который сегодня является одним из главных игроков на украинском рынке дизтоплива — Белоруссия.

Собственно, наличие такого партнера гарантирует, что даже с прекращением действия межправительственного соглашения по нефтепродуктопроводам Украина не останется без «дизеля».

«Белоруссия — ключевой поставщик. Она в отдельные периоды покрывала более 50% — по импорту так вообще до 70% доходило, а внутри страны — до половины потребления», — рассказывает Марунич.

При этом эксперт указывает: белорусские нефтепродукты производятся из российской нефти.

Впрочем, и тут Украина не застрахована от проблем. На сей раз — в белорусско-российских отношениях. Лишь 12 октября завершился очередной нефтяной конфликт между государствами. Белоруссия передумала повышать тарифы на транзит российской нефти. В свою очередь, РФ восстановит объемы беспошлинных поставок нефти в РБ.

Если бы Украина разрешила конфликт внутри страны и наладила отношения с Россией, что от руководства страны уже потребовали многие украинские предприятия, Киев мог бы сыграть на противоречиях Москвы и Минска. Однако в нынешних условиях политике принесено в жертву решительно всё. Поэтому нефтепродуктопровод, который в другие годы мог бы выручить украинских аграриев — одних из основных потребителей дизельного топлива наряду с армией — и будет простаивать.

Автор: Николай Подкопаев

/