«Айсберг»: завершен аванпроект гражданской атомной субмарины

Проект «Айсберг»: завершен аванпроект гражданской атомной субмарины Новости

В Фонде перспективных исследований прошла приемка работ по итогам второго этапа реализации проекта «Айсберг», посвященного разработке подводных (подледных) технологий освоения месторождений полезных ископаемых арктических морей.

Главный конструктор ЦКБМ Евгений Торопов сообщил «Известиям», что строительство уникальной подводной лодки начнется в 2020 году. Субмарина-сканер — это обычный подводный атомоход, в конструкцию которого внесен ряд изменений. Главное из них — специальные крылья-сейсмодатчики.

Проект «Айсберг»: завершен аванпроект гражданской атомной субмарины
Проект «Айсберг»: завершен аванпроект гражданской атомной субмарины

В нерабочем состоянии они спрятаны между внешним — «легким» и внутренним — «прочным» корпусами субмарины в носовой и кормовой частях. В рабочем положении они раскрываются словно плавники и образуют гигантскую сканирующую поверхность площадью в сотни квадратных метров.

Предполагается, что водоизмещение новой субмарины-сканера будет не более 14 тыс. т, что соответствует параметрам современной многоцелевой подводной лодки проекта 885 типа «Ясень». Автономность плавания — 90 суток, экипаж — 40 человек. Лодка сможет погружаться на 400 м (рабочая глубина всех боевых АПЛ).

Приемка работ по итогам второго этапа реализации проекта «Айсберг»:

По словам главного конструктора головного исполнителя по проекту АО «ЦКБ МТ «Рубин» Евгения Торопова, основными задачами второго этапа были разработка четырех аванпроектов и технических заданий для дальнейших опытно-конструкторских работ.

«Все работы выполнены нами в кооперации с соисполнителями в установленные сроки, достигнутые технические характеристики соответствуют требованиям технического задания Фонда, созданы 3D-модели всех создаваемых комплексов», — подчеркнул он.

Так, в разработанный подводный энергетический комплекс для автономного энергообеспечения технических средств подводного освоения месторождений углеводородов, входит энергетический модуль, способный функционировать как самостоятельно, так и в составе электростанции.

Предполагается, что модуль будет производиться из освоенных российской промышленностью видов стали и, по словам разработчиков, может стать потенциальным продуктом для экспорта: его энергетические оборудование будет соответствовать всем требованиям МАГАТЭ.

«Разрабатываемый в рамках проекта подводный комплекс сейсморазведки предназначен для проведения разведки месторождений углеводородов на всех стадиях работ, а также для мониторинга процесса разработки месторождений. Разработанный ФПИ носитель будет создан в оригинальной архитектуре, предполагающей совмещение коротких кос на откидных консолях с протяженной (до нескольких километров) кормовой косой», — сказал Евгений Торопов.

Подводный транспортно-монтажный и сервисный комплекс представляет собой особый вид катамарана, и обладает рядом не имеющих аналогов технических решений. Он предназначен для транспортировки, монтажа, демонтажа, ремонта и обслуживания подводных технических средств и комплексов освоения месторождений углеводородов.

По мнению разработчиков, предлагаемая архитектура нового корабля не имеет аналогов ни в отечественном судостроении, ни за рубежом. Макет комплекса прошел испытания на базе ФГУП «Крыловский государственный научный центр», в ходе которых были подтверждены общая концепция и основные технические параметры.

[quote align=»left»]Проект «Айсберг»: РФ построит первую в мире подлодку сейсмической разведки

Проект «Айсберг»: РФ построит первую в мире подлодку сейсмической разведки

[/quote]Наиболее технически сложным объектом проекта «Айсберг» является подводный буровой комплекс для выполнения полного комплекса работ по подводному строительству разведочных и эксплуатационных скважин. Аналогов такого комплекса сегодня в мире не существует. В рамках реализованного аванпроекта были разработаны составные части модуля, объединенные в рамках виртуальной имитационной модели.

По всем четырем основным комплексам разработаны «дорожные карты» и проведена подготовка к разработке технико-экономического обоснования, которое будет сформировано в ходе третьего этапа работ.

По итогам приемки было отмечено, что в ходе реализации второго этапа проекта «Айсберг» требования технического задания выполнены в полном объеме. В мероприятии приняли участие представители разработчиков проекта (АО «ЦКБ МТ «Рубин», АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», АО «Концерн «Океанприбор», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», НИЦ «Курчатовский институт», РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, АО «ФНЦП «Титан-Баррикады» и др.), а также представители потенциальных потребителей результатов проекта, в том числе: Минобороны России, ПАО «НК Роснефть», ГК «Росатом», ПАО «Газпром», АО «ОСК», Роснедра и др. Участники приемки заслушали пять докладов об основных результатах выполнения проекта «Айсберг».

О проекте «Айсберг»:

«Современный уровень развития техники позволяет вести добычу полезных ископаемых в Арктике на ограниченных глубинах. В рамках проекта «Айсберг» разрабатываются технологии и технические средства, позволяющие добывать полезные ископаемые на всем диапазоне глубин», — отметил, открывая мероприятие, заместитель генерального директора — руководитель направления физико-технических исследований Игорь Денисов

Источник: sdelanounas.ru

Stockinfocus.ru