Румыния готовит передел европейских границ

Румыния готовит передел европейских границ Аналитика

Совершенно недавно в средствах массовой информации появилось оригинальное заявление румынского экс-президента Траяна Бэсеску.

Как утверждает политики на следующей неделе вместе с представителями Национального собрания он представит на всеобщее обозрение законопроект для денонсации пакта Риббентропа-Молотова.

Бэсеску известен во всем мире как человек, тяготеющий к эпатажным заявлениям, но это если говорить очень мягко. Самое удивительное о названии нового документа и его содержании мы сможем поговорить только после того, как Декларация превратиться в реальность и будет рассматриваться парламентом.

Румыния готовит передел европейских границ
Фото: Reuters

Несмотря на всю свою неадекватность, Траян Бэсеску до сих пор остается самым видным политиком правонационалистического толка. Вот почему любое его высказывание принимается всерьез; оно является отображением настроений, витающих среди представителей одной из самых крупных сил Румынии.

Бывший глава государства пытается протолкнуть желания собственных националистов. И совершенно неважно, как его слова потом будут записаны и истолкованы, возможно и более политкорректно. Главное, что формулировка слов Бэсеску отражает суть высказывания.

Конечно, каждый политически образованный человек прекрасно понимает, что денонсация последствий невозможно; их можно лишь ликвидировать. Кроме того, Румыния не в силах денонсировать вышеупомянутый пакт.

На это есть несколько причин. Главная — Румыния не оказалась в перечне тех стран, которые подписывали этот пакт, поэтому, если тебя там не было, то и денонсировать его ты не можешь. Во-вторых, в тот момент, когда фашистская Германия напала на Советский Союз, любые договоры между этими государствами сразу же потеряли какую-либо силу.

Это уже потом появились Акт о немецкой капитуляции, решение двух конференций (речь о Потсдамской и Ялтинской) и другими договорами, которые появились после завершения Великой Отечественной Войны и Второй Мировой.

Все это сводит попытку Румынии что-то денонсировать к нулю. Она не имеет никакого права на это, да и денонсировать уже давно нечего. Все границы установлены уже другими соглашениями, появившимися в послевоенный период. Поэтому здесь можно говорить только о том, что Бэсеску пытается выдвинуть территориальные претензии к государствам-соседям.

Хотя Бэсеску и не пытается скрыть своих намерениях, рассказывая о необходимости объединить Молдавия и Румынию и установить границу государства по Днестру. И здесь румынский экс-президент явно лукавит.

Дело в том, что после того, как румынские власти приняли условия Иосифа Виссарионовича, оно отдало не только земли Молдавии. Также были переданы Южная Бессарабия, Северная Буковина, территории, которые входили в состав Украины.

Кроме того, пакт Риббентропа-Молотова никак не влияет на объединение румынских и молдавских земель. Данный документ не может, ни помешать, ни помочь в желании двух народов объединиться. Для этого необходимо лишь проведение легитимного референдума.

При этом Бэсеску прекрасно знает, что жители Молдавии не сильно стремятся к объединению. Кроме того, политические партии Молдавии, которые импонируют соседней Румынии, стали терять свои позиции и силы. Выборы в президенты они уже с крахом провалили.

Теперь они стремятся наверстать упущенное к парламентским выборам, которые должны пройти в ноябре текущего года. Но ситуация в Молдавии сложилась таким образом, что румынофилы будут разгромлены и на них. После проигрыша вопрос об объединении должен на некоторое время исчезнуть с политического олимпа.

Поэтому националисты Румынии ищут обходной путь (вопреки воли молдавского народа) интегрировать Молдавию в свое государство. По мнению румынских политиков, денонсация пакта Риббентропа-Молотова позволит им говорить о возврате территориальных границ, установленных на дату 26 июня 1940 года.

Однако здесь появляется несколько очень важных препятствий. Первое — протокол к соглашению между главными участниками Великой Отечественной Войны не устанавливал границы, а лишь разделял сферы интересов двух государств. Границы были установлены позже совершенно другими соглашениями.

Так, например, румынские и советские власти подписывали соглашения не только в довоенное, но и послевоенное время. Поэтому процесс денонсации не может вернуть границы; оно лишь позволяет говорить о необходимости восстановить некую историческую справедливость.

Вторая проблема — восстановление справедливости невозможно в обход Бессарабии и Буковины. Поэтому Румыния должны высказывать свои пожелания к возвращению земель не только к России, но и Украине. Кроме того, после войны прошедший Венский арбитраж обязал Румынию отдать часть Трансельвании Венгрии, часть Добруджи — болгарским властям.

И если Венгрия вернула отданные ей земли изначальному владельцу, то Добруджа возвращена не была. Поэтому при денонсации Румыния должна обратиться с претензией и к болгарскому правительству.

Странно, но своим поведением Румыния сама ставит себя под удар. Если она думает, что имеет право вернуть исторические земли, то почему не может оказаться так, что Будапешт захочет вернуть себе Северную Трансельванию, землю которая была отдана обратно Румынии из-за признания проведенных после ВОВ арбитражей недействительными.

Если возвращаться в историческую эпоху до Риббентропа-Молотова, то тогда и Польша может высказать свои претензии по отношении к землям Украины, Белоруссии и Литвы. Также вопрос о возврате земель может поднять и Германии, которая пожелает заполучить отданные Восточную Померанию и Силезию.

И если вопрос зашел о разделе Европы, то Болгария может претендовать на территорию нынешней Македонии, а также на одну из провинций современной Греции. В эту дележку могут влезть и албанцы, который в XX веке расселились по Балканам. Они уже пытались однажды дезинтегрировать Македонию. Дальше — больше. Такая же ситуация с границами обстоит и в Западной Европе.

Поэтому толкнув небольшой камешек можно вызывать такой камнепад, по сравнению с которым завоевание Александром половины Азии будет казаться детской шалостью. Большую часть таких проблем можно отнести не к территориям после распада Советского Союза, которые давно пережили процессы дезинтеграции, а к проблемам Европейского Союза.

Сейчас ЕС можно легко представить в виде стеклянного домика, который содержит в себе огромное количество территориальных конфликтов, находящихся в замороженном состоянии.

И тут любой камешек брошенный в этот домик может не просто разбить одно стекло, а начать разрушительный процесс, после чего весь стеклянный дом превратиться в груду разноцветного стекла, который восстановить потом будет крайне тяжело, особенно учитывая нынешнее политическое напряжение внутри Старого Света.

Поэтому желание Траяна Бэсеску может стать началом конца для всего Европейского Союза и Европы в целом. Хотя, скорее всего, из его идеи ничего не получится, и все границы останутся на тех местах, где находятся уже на протяжении нескольких десятилетий и где пролежат еще ни один десяток лет.

А его высказывания, как и всегда, попытка привлечь к себе и своей партии внимание со стороны.

Автор: Михаил Ширанов

Stockinfocus.ru