В понедельник, 9 марта, нефтяные котировки испытали шоковый обвал за последние десятилетия, подешевев на 25%. Это стало огромным дополнением для рыночного, и без того немалого, негатива ввиду продолжающегося распространения коронавируса и падения китайской экономики.
Ситуацию осложняет неопределенная позиция Саудовской Аравии и России на нефтяном рынке. Буквально через три недели заканчиваются текущие договоренности в рамках ОПЕК+. Обе стороны, несмотря на мягкую риторику, на деле готовы проводить самостоятельную нефтяную политику, которая не гарантирует даже текущих нефтяных цен. Американский инвестиционный банк Goldman Sachs допускает цену в $20 за баррель, например.

Отраслевые аналитики, в том числе и Фатих Бироль — исполнительный директор Международного энергетического агентства, в один голос утверждают: «текущее положение вещей может стать историческим кризисом для нефтяной промышленности». Слишком избыточное предложение противостоит пониженному спросу, и все это умножается на проблемы в самом нефтяном секторе.
Избыток предложения стоит на том, что ни одна из ключевых сторон не собирается уступать долю на рынке, а слабый спрос рождается экономическим спадом, который начинался с Китая, а сейчас, благодаря коронавирусу, распространяется по всему миру.
Десятилетие назад, сланцевой индустрии практически не существовало. И падение цен на нефть тогда, смогло оказать позитивный эффект на восстановлении экономики США. Ситуация изменилась.
Сланцевый бизнес сегодня — совсем другое дело. Даже Bloomberg гордо раздаёт оды сланцевому экспорту США.

Радость Дональда Трампа, выраженная в твите о скором снижении цен на бензин, не более чем предвыборный популизм.
Стокинфокус уже анализировал данную тему, и писал, что:
«Американская нефтяная добыча плавно переезжает из Мексиканского залива на континентальный сланец. В отличие от морских, сланцевые месторождения относительно небольшие. Их разработка подразумевает постоянные и активные инфраструктурные вложения за счет кредитных средств. Поэтому, сланцевые нефтяники очень чувствительны к изменениям цен».
Кризис на нефтяном рынке, если он затянется, может ввергнуть экономику таких штатов как Техас или Северная Дакота, в рецессию. Учитывая, что экономика Техаса больше, чем экономика соседней Бразилии, стагнация в этих нефтеносных регионах очень дорого обойдется не только Трампу. И мимо выборов можно пролететь так же неожиданно, как и пришла победа над Хиллари Клинтон.
Нефть ниже $35 уничтожит сланцевые компании
Сланцевые бурильщики и нефтесервисные корпорации уже приняли первый удар на себя. Трудности с денежными потоками перерастают в проблемы с погашением кредитных задолженностей. Генеральный директор Pioneer Natural Resources, Скотт Шеффилд, в интервью Washington Post, посетовал:
«Мы ожидаем череду банкротств и увольнений уже в текущем году, и готовимся к двум годам низких цен на нефть».
Акции компаний, работающих в сланцевой сфере, в полной мере ощутили на себе падение фондового рынка. Такие крупные игроки как EOG Resources, Whiting, Continental Resources и Apache потеряли более трети своей стоимости. А главным неудачником текущей ситуации стала Occidental Petroleum.
Нефтяная компания, основанная другом Советского Союза Армандом Хаммером, еще недавно, верила в светлое будущее «сланцевой революции», осуществив в прошлом году грандиозную покупку своего конкурента Anadarko Petroleum, заплатив $38 млрд. А итоговая сумма покупки, учитывая долги последней, вышла и того дороже — $55 млрд.
Вчера акции Occidental рухнули на 53%. Капитализация снизилась до «жалких» $13 млрд, а руководство, наверное, с удовольствием рассмотрело бы предложение от какого нибудь эксона или шеврона о покупке.

Примечательно и иронично, но именно с Chevron боролась OXY, чтобы купить Анадарко — компанию, которая утянет её акции вниз на 75%.
Автор: Роман Парамонов