Блокировка Суэцкого канала подрывает всю мировую торговлю. Пока в новостях преобладают застрявшие танкеры и газовозы, но реальная опасность — в разрыве контейнерного сообщения.
Закупоривший канал 23 марта гигантский контейнеровоз Ever Given не удалось снять с грунта в четверг во время высокого прилива. Специалисты уверенно говорят, что освободить судно возможно только с разгрузкой.
Последняя оптимистичная оценка окончания операции — среда 31 марта, ранее специалисты не исключали, что она займет две недели. Цена задержки для мировой экономики будет только расти.
Операторы судов уже начали перенаправлять их длинным путем вокруг Африки, пишет Bloomberg. Посреди Атлантики изменили маршрут два газовоза из США, идущие в Азию, изменить маршруты контейнеровозов собираются крупнейшие контейнерные линии Moller-Maersk и Hapag-Lloyd.
Танкерный фрахт на неделе подорожал примерно вдвое. По данным
Самые серьезные последствия из массовых грузов ожидают наименее диверсифицированный по маршрутам рынок СПГ: по подсчетам Rystad Energy, двухнедельная блокада временно лишит Европу 1 млн т СПГ на 10 газовозах, в основном направляющихся из Катара.
«Но масштаб роста цен будет ограничен — спрос на газ сейчас снижается, так как отопительный сезон в Северном полушарии подходит к концу», — сказал изданию Дмитрий Маринченко из Fitch.
Мировая экономика под давлением
Закупорка канала лишает мировую экономику потока нефти примерно в 2 млн б/с, что составляет около 2% потребления, но до 5% мировых танкерных перевозок, отмечает Bloomberg.
Для российских компаний последствия пока не слишком велики: стоимость застрявшей российской нефти
Самыми тяжелыми последствиями отраслям от автопрома до ритейла грозят не пробки из танкеров на входах в канал, а нарушение ритмичности контейнерных перевозок. Особенно учитывая то, что многие современные предприятия работают с минимальными складскими запасами, предостерегает Bloomberg.
По теме: «Как СССР подарил Египту Суэцкий канал»
Caterpillar уже заявил о проблемах и изучает возможность отправки критических комплектующих авиатранспортом. Маршрут вокруг Африки означает задержку груза на маршруте Китай—Европа в 10–14 дней, и что с этим делать предприятиям, ориентированным на массовые поставки, пока решительно непонятно.
Очевидно, что эхо происходящего будет ощущаться месяцами, а проблемы — нарастать с каждым днем простоя канала. Точных оценок потерь от перекрытия Суэца пока нет, но Lloyd’s List по стоимости товаров
Автор: