Семьдесят дней до большой британской катастрофы

Семьдесят дней до большой британской катастрофы Аналитика

После бурных событий текущей недели вопрос об условиях выхода Британии из Евросоюза интригу фактически утратил.

В теории у Терезы Мэй есть возможность к 21 января представить на утверждение парламента новый план сделки с Брюсселем.

Семьдесят дней до большой британской катастрофы
Семьдесят дней до большой британской катастрофы/ Фото: gazeta.ru

Однако, во-первых, подготовка прошлого, отвергнутого, заняла 18 месяцев, а тут до дедлайна остаются лишь три дня. Во-вторых, план должен быть согласован не только с британскими политическими и экономическими группами, свое концептуальное согласие на новый вариант еще должна дать континентальная Европа, что за это время точно невозможно никак.

Стало быть, вопрос отпадает сам собой. Остров уходит в свободное плавание по самому худшему из всех ранее возможных вариантов – без всякого соглашения вовсе.

Хотя до официальной даты Brexit – 29 марта 2019 – еще остается почти 70 дней, фактическая точка невозврата уже окончательно пройдена. Как говорится, матч состоится при любой погоде, и для британцев он будет равноценен национальной катастрофе.

Убедительным тому доказательством является заявление премьер-министра Франции Эдуара Филиппа о начале реализации в стране плана срочных мер по подготовке по варианту «жесткий Brexit».

Бюджет выделяет 50 млн евро на установку дополнительного оборудования на пограничных с Великобританией зонах. В таможенные, пограничные и ветеринарные службы начат найм 600 дополнительных сотрудников.

Конкретные действия должны быть введены указами президента Франции Эммануэля Макрона, их проекты уже переданы в его администрацию.

Среди всего прочего они касаются определения правового статуса проживающих во Франции британских граждан, обеспечения защиты французских предприятий и граждан, работающих в Великобритании, вопросов финансовых взаиморасчетов и правил ведения банковской деятельности.

Особую озабоченность у Филиппа вызывает предстоящий раздел зон рыболовства в Ла-Манше, Кельтском море и северо-западной части Бискайского залива.

Из-за различий в национальных нормах ведения морского промысла между британскими и французскими рыбаками в ряде мест уже в течение прошлого года имели место достаточно жесткие столкновения. Наиболее нашумевшим является августовский инцидент в заливе Сены, когда катера буквально таранили друг друга.

Пока обе стороны находились в одном общем правовом и экономическом пространстве, инциденты удавалось сдерживать, после 29 марта британцы окажутся по ту сторону забора и катастрофическое ухудшение экономического положения у них вынудит и отдельных рыбаков, и Британию как государство, реагировать куда более жестко «в отстаивании своих интересов».

До прямой войны дело дойдет вряд ли, однако взаимная «решительная демонстрация морской силы» весьма возможна.

Сегодня уже нет недостатка в различных прогнозах того, что случится «потом». Некоторые из них предельно обтекаемы и туманны, некоторые, как, скажем, статья ирландского журналиста Кормака Луси в Times, местами даже иронична.

Особенно в части перспектив покупки ведущих британских футбольных клубов саудовскими принцами. Однако следует заметить, что абсолютное большинство футурологов сходится в ряде моментов, действительно имеющих для британского будущего решающее и катастрофичное значение.

Прежде всего, аналитики сходятся во мнении о дальнейшей судьбе фунта стерлингов. Строго говоря, ценность британской национальной валюты снижалась уже давно, однако в течение многих лет процесс удавалось относительно успешно сдерживать, пользуясь статусом Лондона как одного из ведущих финансовых центров мира.

Свистопляска с Brexit вызвала массовый вывод капиталов, как собственных, так и просто там обслуживавшихся, на Континент. Прежде всего, в Германию, Францию и Швейцарию. Тем самым ускоряя обвал курса.

Сегодня фунт стоит 1,13 евро и 1,29 доллара США. После «выхода без сделки» большинство финансовых аналитиков ожидают быстрое снижение фунта до паритета с евро и до курса где-то 1 к 1,14 или около того к доллару.

Это значит, примерно, пятнадцатипроцентный рост стоимости импорта, что для страны, критично зависящей от ввоза промышленных товаров и продовольствия окажется весьма сильным и неприятным ударом.

Особенно на фоне скачкообразного повышения безработицы, прежде всего, в первое полугодие после «дедлайна», связанного с параличом деловой активности по причине неопределенности нового юридического статуса Великобритании и правил ведения бизнеса.

До сих пор остается неясным, жить британцам предстоит по общим нормам ВТО или каким-то иным соглашениям, если их, конечно, получится достичь.

Полное фиаско Терезы Мэй в битве за Brexit

Первое и второе неизбежно больно ударит по внутренним ценам на недвижимость. В совокупном ВВП Королевства услуги занимают 68,8%, две трети из которых приходятся на банковский и финансовый сектор, а около 16 процентных пунктов обеспечивают операции с недвижимостью, в первую очередь, ее сдача в аренду.

По меньшей мере, 40% британцев не имеют собственного жилья, проживая в арендованном, что создало там традиционно обширный рынок аренды, имеющий значительный оборот и формирующий существенную долю национального дохода.

После развода с ЕС заметная часть бывших «общих европейцев» окажется на Острове в статусе иностранцев и, учитывая все сказанное выше, предпочтет вернуться на Континент. Доходы прочих арендаторов также весьма ощутимо сократятся, тем самым неизбежно формируя тренд к падению цен, как на аренду, так и на недвижимость в целом.

Уже одно это способно просадить ВВП Великобритании на 3-4 пункта. Тогда как в сумме с остальными факторами никого из аналитиков уже не удивит и его сокращение на 12-15%, тем самым инициируя множество разных других экономически и даже политических процессов, включая отделение Ольстера с его последующим присоединением к Ирландии и, также вероятно, инициацию процессов выхода из состава Королевства Шотландии. Хотя последнее и не произойдет быстро.

Богатые европейцы бегут из Великобритании

Расхлебывать последствия, равно как и нести ответственность за катастрофу «перед историей, народом и королевой» вероятнее всего предназначено Терезе Мэй. Именно потому ее оставили на посту во время недавнего голосования за вотум недоверия. Британский корабль неумолимо несет на рифы.

Предотвратить трагедию невозможно. В таких обстоятельствах желающих взять на себя ответственность за все последствия вполне логично не находится. Вот когда все случится, и ситуация стабилизируется в более или менее стабильном состоянии, тогда из кандидатов в спасители нации, безусловно, построится очередь.

Но будет это только потом, а сейчас «крайней за все» уже окончательно назначена Мэй, карьера которой на этом, видимо, и закончится. Вместе с концом многовековой истории самой бывшей великой Британии. В результате предстоящих событий ее распаду назад до Англии лично я нисколько не удивлюсь.

Автор:  Александр Запольскис

Stockinfocus.ru